Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Закат эпохи неолиберализма в России 3. Эволюция Владимира Путина

  • В настоящее время история в России повторяется. Снова встал вопрос о том, что надо дать широким массам населения не только личную свободу, но и собственность, которая сейчас находится в виде неиспользуемых государственного имущества и размещенных за рубежом валютных ресурсов страны. Требуются реформы, которые не хотели делать ни дворяне, ни коммунисты, ни неолибералы. Нужна свобода не для дворянства, постоянно возрождающегося то в виде партийной элиты, то в виде олигархов, а для широких масс населения.

     

    То есть, нужны не столько структурные реформы и привлекательные условия для инвестиций, сколько возможности для осуществления инвестиций широкими массами. Нужны реформы, которые обеспечат подъем предпринимательского духа и вовлечение в бизнес тех жителей России, которые сейчас не имеют реальной возможности заняться своим делом.

     

    Современные российские неолибералы осуществлять такие реформы не планируют. Они собираются сохранить существующую систему функционирования российской экономики, улучшив ее за счет создания благоприятных условий для инвестиций, в первую очередь, иностранных. Точно так же российские дворяне-крепостники хотели сохранить систему дворянской власти, улучшив ее посредством освобождения крестьян без земли. Точно так же позднее те же дворяне выступали против передачи земли крестьянам в частную собственность. Точно так же коммунисты в эпоху перестройки хотели сохранить советскую систему экономики, улучшив ее за счет хозрасчета и чего-то там еще.   

     

    Но подобная тактика сейчас успеха не принесет, как не приносила она успеха и в предыдущих случаях. Стране нужны настоящие капиталистические реформы, а не поддельные в духе 90-х годов прошлого века. Условия для этого, похоже, созрели. К тому же, в российском руководстве сейчас есть люди, которые правильно понимают ситуацию. Когда то такими людьми в России были царь Александр II, а также некоторые российские общественные деятели и чиновники, потом Петр Столыпин, а в советские времена -- целый ряд деятелей тогдашней власти. Что касается двух ключевых фигур руководства современной России – президента и премьер-министра, то они пока что, как правило, опираются на неолиберальных советников и министров, но все больше стараются действовать в соответствие со здравым смыслом и потребностями народа и страны.

     

    Так, Дмитрий Медведев в сентябре 2011 года поспособствовал уходу с поста министра финансов Алексея Кудрина – одного из наиболее заметных российских неолибералов. Правда, в 2016 году произошел небольшой откат: в апреле Алексей Кудрин был избран председателей некоммерческой организации «Центр стратегических разработок», которая возникла в 1999 году как структура избирательного штаба Владимира Путина.   

     

    А в мае бывший министр финансов был назначен Владимиром Путинным руководителем рабочей группы экономического совета при президенте. Как сообщил сам Алексей Кудрин, президент попросил его подключиться к разработке стратегии развития России после 2018 года. Но реальной власти Кудрин не получил, он будет давать власти советы, к которым та совсем не обязана прислушиваться.

     

    Второй пример – это эволюция президента России Владимира Путина, произошедшая с ним по вопросу о плавающем курсе российского рубля. В начале ноября 2014 года Центробанк России, руководствуясь неолиберальными соображениями, самоустранился от регулирования курса российского рубля. Владимир Путин сначала одобрил такие действия. 18 ноября 2014 года на пленарном заседании второго «Форума действий» Общероссийского народного фронта он заявил, что «Банк России принял единственно правильное решение –  это абсолютно объективная вещь, подтвержденная не только тем, что мы думаем по этому поводу, но и подтвержденная лучшими мировыми экспертами – плавающий курс».

     

    Но российская экономика не пожелала следовать мнению неназванных лучших мировых экспертов, и после диких скачков курса рубля, в России вернулись к практике удержания рубля в определенном коридоре, правда, не используя продажу валюты и не декларируя это. Владимир Путин опять похвалил Банк России, но на этот раз за то, что тот отказался от плавающего курса рубля. На встрече с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной 10 августа 2015 года Владимир Путин сказал, что «Центральный банк многое делает для укрепления национальной валюты, во всяком случае для того, чтобы она чувствовала себя стабильно, …». Что ответила на такие слова президента Эльвира Набиуллина, которая, по крайней мере, до этой встречи была принципиальным противником того, чтобы Центробанк что-то делал для укрепления рубля, история умалчивает.

     

    Есть положительные сдвиги также в отношении поддержки предпринимательства и повышения роли науки в экономике России. Например, 24 июня 2015 года состоялось заседание Совета при президенте России по науке и образованию, по итогам которого Владимир Путин поручил правительству до 1 сентября 2016 года совместно с президиумом этого Совета разработать и утвердить стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период. О необходимость подготовка такой стратегии говорил еще Сергей Рогов в упомянутом выше докладе, сделанном им 16 марта 2010 года. С тех пор прошло всего 5 лет, что, по историческим меркам, не так уж и много.

     

    Можно отметить и планы правительства России предоставить любому желающему россиянину участок земли площадью в1 гектардля освоения на российском Дальнем Востоке. С экономической точки зрения он большого значения не имеет, так как сейчас важнее не освоение земли, тем более, где-то на краю России, а в освоение высокотехнологичных сфер экономики. К тому же, подобная приватизация должна осуществляться, как и сельскохозяйственная реформа Столыпина, в расчете на конкретные слои населения и на вполне конкретный вид деятельности, чего сейчас нет. Гораздо больший эффект дало бы предоставление участков земли для индивидуального жилищного строительства возле крупных городов и средств на создание инфраструктуры в таких поселениях в центральном регионе России, где хватает заброшенной земли. Но проект на Дальнем Востоке имеет символическое значение: людям дают землю. К тому же, этот опыт могут со временем распространить на всю Россию.

     

    Можно отметить и назначение в июле 2012 года Сергея Глазьева, известного своими антинеолиберальными взглядами, советником президента России. Это тоже многое говорит, хотя нельзя сказать, что Владимир Путин особенно прислушивается к мнению нового советника.

     

    Так, в январе 2013 года новый Сергей Глазьев направил президенту письмо, в котором заявил, что экономически развитые страны ведут финансовую войну против развивающихся за обладание ресурсами (посредством эмиссии денег). Владимир Путин не оставил письмо без внимания, и поручил Российской академии наук подготовить доклад о том, как России обеспечить развитие в условиях кризиса. Со стороны президента курировать работу было поручено Сергею Глазьеву. И 15 сентября 2015 года тот представил на закрытом заседании межведомственной комиссии Совета безопасности РФ доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития». В докладе советник президента предложил отказаться от неолиберальной олигархической модели экономики страны.

     

    Все эти события напоминают историю с отменой крепостного права, там тоже были комитеты, письма и т. п. Сергей Глазьев выступает с позиций сторонников отмены крепостного права, неолибералы представляют сторону консервативного крепостнического дворянства, возродившегося в лице современных российских олигархов.

     

    Все это позволяет сделать следующий вывод: множество факторов указывает на то, что в ближайшие годы Россию ждут новые кардинальные перемены, в результате которых страна наконец-то может пойти по тому пути, по которому ее безуспешно пытался направить Петр Столыпин и множество других прогрессивных общественных и государственных деятелей страны в разные эпохи. Есть и другие основания для такого вывода, которые рассмотрены в книге «Природа и причины российских кризисов. Белый лебедь: истинная правда в экономической теории» (http://www.litres.ru/vladimir-tarasov-8709302/priroda-i-prichiny-rossiyskih-krizisov/).

     

    По-видимому, это дело буквально двух-трех лет. Экономика России под  управлением неолибералов будет стагнировать и дальше, что вызовет недовольство населения. Поэтому неолибералы будут терять свое влияние и авторитет, как это уже происходило в свое время с дворянством и коммунистами. 

0

Комментарии

1 комментарий