Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Закат эпохи неолиберализма в России 1. В стране не хватает предпринимательского духа.

  • В настоящее время в России происходит что-то непонятное. Еще несколько лет назад ее будущее казалось совершенно ясным: высокие доходы от экспорта энергоносителей, значительные золотовалютные резервы и стабильный курс российского рубля давали уверенность в будущем и позволяли строить долгосрочные планы. Но в 2014 году ситуация изменилась как по мановению волшебной палочки. Россиян ждали сразу несколько неприятных сюрпризов. Доходы от внешней торговли резко сократились, резервы, как оказалось, нужны правительству и Банку России вовсе не для того, чтобы их использовать во время кризиса, курс же российского рубля стал ставить новые рекорды изменчивости и непредсказуемости.

     

    Так жить нельзя, по крайней мере, долго. Поэтому понимание процессов, которые происходят в стране, становится жизненно важным. Но для этого требуется выйти за рамки традиционных представлений о ВВП, инфляции, ставке рефинансирования, золотовалютных резервах и т. д. Придется обсудить концептуальные проблемы, так как Россия сейчас переживает период смены экономической модели. Похожий на тот, который имел место в ее истории после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, после поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов, а также в холодной войне в начале 90-х годов прошлого века. Те войны выявили отсталость экономики и общественного устройства страны. Сейчас поражений в войнах не было, но после падения цен на нефть и введения экономических санкций со стороны ряда западных стран стало наглядно видно, что экономика России серьезно отстала от мировых держав.

     

    В указанных выше периодах истории в России были осуществлены кардинальные социальные и экономические реформы. Во второй половине 19-го века было отменено крепостное право, началась промышленная революция. В начале 20-го века началась реализация столыпинской аграрной реформы. В конце того же века распался СССР.

     

    Что-то подобное, вполне возможно, произойдет и сейчас. Что именно?

     

    С тем, что в России надо многое кардинально менять, пожалуй, согласны все. Но в российской элите нет единства в отношении того, в каком направлении следует двигаться. Что, кстати, объединяет текущий период истории России с тремя отмеченными выше. В середине 19 века даже дворяне-крепостники, в основном, были не против освобождения крестьян, они только хотели освободить людей без земли и денег. В начале 20 века ситуация была похожей, все говорили о каких-то реформах, Петр Аркадьевич Столыпин проводил реформы, но у них было много противников. Ну а про перестройку и говорить нечего, перемен требовали не только диссиденты, но и многие коммунисты во главе с Михаилом Горбачевым.

     

    В настоящее время у власти в России находятся, в основном, представители неолиберальной идеологии, а они считают, что в России требуется провести структурные реформы в духе тех, которые обычно советует слаборазвитым странам МВФ, то есть необходимо создать привлекательный инвестиционный климат и заполучить иностранные инвестиции.

     

    Но эффективность таких мер находится под вопросом. Любопытное мнение на этот счет высказал Александр Аузан, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова,в статье «Как вывести экономику из комы», опубликованной в журнале Harvard Business Review за июнь-июль 2015 года.

     

    По поводу идеи о структурных реформах и зарубежных инвестициях он отметил следующее: «Это курс, на котором настаивают правительство и Центральный банк России. Я считаю, что делать это нужно, но эффекта не будет: для того, чтобы притекли инвестиции, недостаточно улучшить инвестиционный климат. Потому что идет война – холодная, экономическая, которая периодически вспыхивает и как горячая отнюдь не в рамках гражданской войны на Украине, – все гораздо шире и серьезнее. Этот факт резко противоречит либеральному экономическому курсу правительства. Если действует режим санкций, какие могут быть иностранные инвестиции?! Плюс война – это всегда риски для отечественных инвестиций: не понятно, чего ждать и что будет».

     

    В качестве стратегического направления развития страны на будущее Александр Аузан видит внедрение схем государственно-частного партнерства и специализацию России на некоторых видах деятельности, в частности, производстве качественного человеческого капитала, что позволяет осуществить российская система образования. Он выразил надежду на то, что через 15 лет Россия будет восприниматься, прежде всего, как страна умная, а не сырьевая, по крайней мере, ему очень хотелось бы двигаться в этом направлении.   

     

    А директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН Сергей Рогов еще 16 марта 2010 года на заседании Президиума Российской академии наук сделал доклад со следующим названием: «Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки как угроза национальной безопасности». Название говорит само за себя.

     

    Но со времени появления этого доклада в России мало что изменилось. Почему? На этот вопрос ответил Александр Аузан в уже упоминавшейся выше статье: «Семь-восемь лет назад экономисты, работавшие над стратегией 2020, дружно сказали: «Сырьевая модель уходит, внутренний спрос недостаточен, поэтому нужно менять модель, иначе произойдет необратимое». – Нефть подорожала, поэтому сработал привычный способ анестезии. Когда она стоила 40 долларов, говорили: «Да, надо что-то делать». А когда цена на нефть поднялась до 110, сказали: «Отойдите, жизнь налаживается».

     

    Значительного повышения цен на нефть и газ в ближайшие годы не предвидится, а это значит, что жизнь на этот раз не наладится. То есть, сейчас Россия стоит перед необходимостью изменения принципов функционирования экономики, как это было перед 1861 годом, в начале 20 века и во время перестройки в СССР.

     

    Есть и другая проблема, которая затрудняет развитие экономики России. На десятом заседании бизнес-форума общественной организации «Деловая Россия», состоявшемся 26 мая 2015 года с участием президента России Владимира Путина, обсуждалась проблема недостаточного интереса российской молодежи  к предпринимательству. Там были приведены следующие данные: количество молодых людей, которые хотят стать предпринимателями в России, составляет порядка 3%. В Индии это 25%, в Китае и США -- около 20%, в Бразилии 30%. Россия серьезно отстает по этому показателю.

     

    Это очень важный момент. Так, в новой Стратегии национальной безопасности США, которая была представлена президентом США Бараком Обамой в феврале 2015 года, отмечено, что в основе экономического преимущества США находится  предпринимательский дух работников и бизнесменов страны. А то, что для США конкурентные преимущества, для России – это отсталость, которую надо устранять.

     

    Кроме того, в Стратегии национальной безопасности США сказано, что «Научные открытия и технические инновации позволяют Америке обеспечивать лидерство и пользоваться конкурентным преимуществом». Это аргумент в пользу необходимости развития и российской науки.

     

    Итак, для налаживания нормальной жизни в России предстоит, в частности, поднять предпринимательский дух в стране, а также осуществить переход к экономике, основанной на научных исследованиях. О том, как будут осуществляться данные процессы, поговорим в следующей статье, которую я размещу завтра.

     

0