Как стало известно, в московском аэропорту Шереметьево сломались последние "Суперджеты", причем для их ремонта не нашлось деталей.
Да и заменить эти самолеты оказалось нечем. Это привело к срыву рейсов в Дрезден и Ульяновск.
Оба лайнера принадлежат авиакомпании «Аэрофлот», к тому же еще больше 20 Суперджетов простаивают из-за поломок.
В этой ситуации в прямом эфире Общественного Телевидения России разбирались эксперты Алексей Калачев и Вадим Лукашевич.
Так, Лукашевич пояснил, что проблемы возникли с самого начала эксплуатации "Суперджетов":
«Дело в том, что мы создали самолет, не обеспечив его нормальным постпродажным обслуживанием - запчастями и т. д. Кроме того, у него достаточно еще высокая стоимость. Но, тем не менее, самолет летает, соответственно запчасти должны поставляться по мере, так сказать, их замены. Замена происходит либо по какому-то регламенту, либо просто в случае поломки. Вот этого не было сделано. Т. е. нет сервисного обслуживания самолетов. Это привело к тому, что часть машин простаивает в ожидании запчастей, а часть машин просто разбирается на запчасти, чтобы летали другие: так называемый авиационный каннибализм. Эта проблема сдерживает эксплуатацию "Суперджетов".
Все авиакомпании, которые покупали этот самолет, можно разделить на 2 категории. Первая – это компании, которые вынуждены покупать, например, «Аэрофлот».
А есть авиакомпании рыночные, допустим, зарубежные, которые просто-напросто оценивают самолет с точки зрения его характеристик, экономичности, цены и т. д. Сначала они покупали "Суперджет", а теперь уже отказываются именно по этим причинам, потому что мало купить, его нужно обслуживать, должны быть запчасти и т. д. Все иностранцы на сегодняшний день отказались от эксплуатации "Суперджетов". Они остались только в «Аэрофлоте», поскольку Суперджет – это национальная программа.
В этом самолете очень большой процент (70-80%) иностранных комплектующих, а главный их бич – это двигатели. Как оказались, вместо заявленных 6 тыс. часов ресурса, у них всего 2 тыс., следовательно их нужно менять в три раза чаще. А поскольку такие двигатели стоят только на этом самолете, то для них практически нет обменного фонда. И это самая главная проблема эксплуатации "Суперджета".
Самолет должен летать по 8, по 10 часов в сутки. "Суперджет" летает 3-3,5 часа. В пассажирской авиации самолет только приносит прибыль, только пока он в воздухе, а на земле он приносит одни убытки. Так что все плюсы "Суперджета" в этой ситуации обнуляются.
Вообще же получается, что все наши самолеты в силу этих проблем - дотационны. Вот и "Суперджет" дороже, чем его аналоги, а потому в его продажную цену закладывается госдотация, чтобы удержать цену на мировом уровне..."
Со своей стороны финансовый эксперт Алексей Калачёв добавил красок в эту мрачную картину:
«Конкуренция на мировом рынке по производству пассажирских самолетов такова, что от множества разных компаний-производителей постепенно остались две крупнейшие: Boeing и Airbus. Вклиниться сюда с новым проектом достаточно тяжело. У нас в стране такая специфика: мы в принципе можем напрячься, вложить деньги, разработать и произвести нечто вполне конкурентоспособное в единственном экземпляре, но за какие-то совершенно сумасшедшие деньги. А когда начинается серийное производство, возникают проблемы. Те же Airbus и Boeing производят и продают по нескольку сотен самолетов в год, тогда как максимум, которого достиг "Суперджет" – это 35 самолетов в 2014 году. В прошлом году было 28 единиц.
При таких объемах рентабельность его практически невозможна, и без дотаций он существовать не может. Этот самолет создавался как средний по числу пассажиров и дальности, он лучше всего подходит для региональных перевозок внутри нашей страны, а это очень маленькая ниша. Чтобы его продвинуть на международном рынке, нужно производить много, в том числе и запчастей. И наладить сервис.
Чтобы сохранить авиастроение, чтобы вывести его на серьезный уровень, нужно развивать гражданскую авиацию внутри страны, нужна мобильность населения, межрегиональные перелеты и т. д. Но это все сдерживается низким уровнем доходов населения, все завязано на экономику...»
Комментарии