Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Константин Семин. Другой театр. Где вместо голой задницы – нагая правда

  • На прошлой неделе – неожиданный звонок.

    – Это Губенко. Приглашаю вас на спектакль.

    Театров я боюсь, не хожу в них и вряд ли начну. Ехал на Таганку озадаченный. Да и название ясности не добавляло: "Концерт по случаю конца света". Какого света? Почему концерт?

    Добрые люди просветили: Таганки давным-давно две. Есть одна, либерально-гламурная. Есть другая, там вместе со своей командой окопался народный артист РСФСР, последний министр культуры Советского Союза Николай Николаевич Губенко. Живут Таганки – стенка на стенку, подпирая друг друга локтями, и представляют два противоположных полюса нашего общественного сознания.

     

    Первое, на что обращаешь внимание в фойе – красный флаг. Не стыдливо собранный в узел и выцветший, не один из двадцати полосатых флагов, а натуральный такой красный флаг.

    В общем здесь его не спускали. И "Концерт" – наглядное тому подтверждение.

    Пересказывать сюжет не буду, сами сходите. Но если вкратце, то

    усилиями современной труппы (актёры играют актёров – застревающих в пробках, нервных, бедных, выпивающих) за три часа перед вами будут развернуты последние 300-400 лет отечественной истории. Точнее, что от них осталось.

    Триста лет, вплотную подкатившиеся к пропасти, которая вот-вот поглотит и Пушкина, и Курчатова, и Блока, и Гагарина, и Рождественского, и Берггольц, и Менделеева, и Минина с Пожарским, и Гапона с Николаем, и Горбачева с Березовским. Всех. Ничего не останется.

    Это пропасть забвения, пропасть деградации, разверзающаяся там, где на Вечном Огне жарят яичницу, а у Родины-Матери танцуют твёрк.

    По всем канонам современного искусства спектакль поддерживается видеоинсталляциями. На экране сменяют друг друга фрагменты кинохроники, ютубовских роликов, телевизионных новостей.

    Сценарист ломает тумблер, постоянно миксует прошлое с настоящим, великое вчера с ничтожным сегодня.

    – Я вас любил, любовь еще быть может...

    – Вот опять уходит тёлка от меня, от меня. Потому что нету денег ни рубля, ни рубля.

    Нахрапистый "герой нашего времени" снова и снова выпинывает со сцены "героев былых времен". В какой-то момент противопоставление превращается в настоящую пытку. Тот, кто сочинял "Концерт", знал, куда бить.

    Вот Маяковский.

    А вот шабаш олигархов на "Авроре".

    Вот Есенин. Вот Горький.

    А вот Прохоров. Вот Клебанов. Вот Матвиенко. Вот вьется вокруг них пишущая и снимающая обслуга. Да, ведь это не на Крейсере танец. Это танец на чьей-то спине!

    – Вы не память о Революции оскорбили. Вы же в детство мое наплевали...

    И звонко из темноты: "Дремлет притихший, северный город".

    Кровавое воскресенье.

    Октябрь 93-го.

    Чечня.

    Дирижирующий Ельцин.

    Прощание с Лениным.

    12 апреля и 9-е мая.

    Блокада Ленинграда.

    Похороны Сталина.

    Семибанкирщина.

    Семибоярщина.

    Вставание с колен.

     

    Сидел я слегка обалдевшим. Не мог поверить. Центр Москвы. Тут же кругом теперь Гоголь-центр шаговой доступности. Садовое Кольцо. Эксклюзивная плитка. 200 рублей в час за парковку и колокольный звон вперемешку со звоном ресторанного фарфора.

    И среди всего этого не просто красный флаг торчит. Тут целый агитационный бронепоезд катается!

    О Ленине – гордо.

    О Сталине – с придыханием.

    О Страстотерпце – презрительно, как заслуживает, не по-поклонски.

    Об олигархах и нынышних управителях – только что не матом.

    – Где ты, где ты, "Аврора", почему молчишь?

    ...В один момент по сцене проплывают флаги всех союзных республик, а за ними – на роликовых коньках, замешкавшийся флаг ДНР. Вы же хотели новаторства? Вот вам новаторство...

     

    С ужасом ждал окончания. Казалось, вся гламурная, золотопогонная, хрустящая бургерами и дореволюционными булками Москва обрушится на невысокого седого человека, который рискнул учинить здесь такое. А он, выдохнув из себя известный (впрочем, всё менее известный) гоголевский монолог, уронил голову в поклоне...

    Сейчас, сейчас ему конец! Его должны освистать, заулюлюкать, раздавить высокомерной тишиной и неловким кашлем.

    Ну в самом деле, кто здесь будет аплодировать Губенко?

    Кому понятны эти упрямые могикане, вцепившиеся в свой несуществующий флаг, под каждой кроватью готовые разглядеть Аллена Даллеса, Мадлен Олбрайт и ненавистное ЦРУ. Какая, к чертовой матери, Аврора?!

    Стоячая овация. Семьсот человек. Я озирался, изучал соседей, и было мне, товарищи, странно. И было мне чудно. И видел я распухшие глаза студентов, играющие желваками лица стариков.

    "Концерт" состоялся. "Конец света", судя по всему, переносится.

24

Комментарии

6 комментариев
  • Жанна Дадэрко
    Жанна Дадэрко2 октября 2017 г.+6
    Понимаю. На фоне всеобщего оплевывания прошлого это впечатляет. Никак мы не желаем принимать нашу историю как она есть. Пытаемся исправить, ссоримся а нужно ведь самим делать историю. Искать всем миром выход. Для нас важна справедливость, а сейчас учат кланяться мамоне
  • Борис Дунаев
    Борис Дунаев2 октября 2017 г.+7
    Блеск! Спасибо, Константин! Аж слеза в конце пришибла...
  • Александр Егоров
    Александр Егоров2 октября 2017 г.-1+1
    А Губенко бы в качестве кого - актера, режиссера, депутата?
  • Надежда Красная
    Надежда Красная2 октября 2017 г.+1
    Если б кто знал, КАК тяжело потом выходить на улицу в окружающее паскудство.
  • Владимир Василич
    Владимир Василич2 октября 2017 г.+1
    Спасибо автору за такой экскурс на подмостки, а то мы уж думали - конец таганке. Жив, жив ещё курилка.
  • Александр Егоров
    Александр Егоров2 октября 2017 г.
    Таганке пришел конец где-то в начале 80-х. Хитро сделанный Любимов это понял раньше всех и сыграл роль обиженного диссидента. Потом был Эфрос, Губенко, вернувшийся Любимов, которому на западе уже делать было нечего. Спектакли ставились и шли, но к Таганке уже не имели никакого отношения.