Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Воспитание, пестование - кормление, рощение, выращивание, заребятничание, дядькование, няньчение, хожение, поднимание, орозумление, осозновл

  • Заребятник
    м. заребятница ж. !пестун, нянька.
    Словник Даля.

    Пе́стовать
    «нянчить», !арханг. (Подв.).
    Словник Фасмера.

    Пестовать
    !пестать, !пестунить кого (от !питать? или не от пясть ли, от носки на руках), нянчить, носить, вынашивать на руках ребёнка, !воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькой, дядьковать.

    Пестун м. пестунья ж.
    вост. !пестунья, сев. !пестуница !церк. !пестуха пск. твер. дядька, нянька, кто ходит за малыми ребятами.

    Пестунчик,
    кого !пестуют, нежат, холят; баловень, матушкин сынок.
    Словник Даля.

    Пестун
    Заботливый нянь (устар.).
    Словник разгадчика.

    Пестун
    - руководитель, наставник, !воспитатель, смотритель за детьми.
    Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова.

    Пестунка
    Нянька - жінка або дівчина, яка доглядала грудними дітьми у панів. Словник Лемківскої Говірки. Пиртей П.С. 2001.

    Песту́н
    род. п. -а́ «воспитатель», «медведь, коий ходит со своим детёнышем», вятск. (Васн.), !пе́стовать «нянчить», !арханг. (Подв.), вятск. (Васн.), укр. !пiсту́н, !пiстова́ти, блр. !песту́н, !пестова́ць, дер.-русск., кн.-слав. !пѣстунъ παιδαγωγός (Остром.), словен. !pẹstȗn «воспитатель», !pẹ́stovati, -ujem «носить на руках, манить (ребёнка)», чеш. !pěstoun, слвц. !pestún, польск. !piastun — то же, piastować «воспитывать, нянчить», в.-луж. !pěston «служитель, сиделец». Связано чередованием голосного с !пита́ть (см.), !пе́таться (Маценауэр, LF 12, 344; Младенов 419; Преобр. II, 163; Мейе, МSL 14, 353).
    Словник Фасмера.

    Песту́н
    (!воспитатель). Общеслав. Приб. производное от утраченного !pěstъ «пища», приб. образования (приб. -тъ) от той же основы (с переголосовкой), что !питать (см.). Первичное !*pěttъ > !pěstъ в итоге разподобления взрывных tt > ст, ср. вести.
    Словник Шанского, Бобровой.

    Пестунство
    ср. то же, нянчение, дядькование. !Пестунствовати !церк. быть !пестуном, нянькой, дядькой. !Пестоваться с кем, с чем, нянчиться, хлопотать, носиться, возиться. Всю тёмну ноченьку пестовалась с больным ребёнком. Я его !пестовала, !выпестовала, вынянчила, выростила. Вишь, !разпестовалась, разносилась, разняньчилась. !Упестовала, угомонила, укачала. !Пестюшка ж. !арх. потешка или игрушка.
    Словник Даля.

    Любимица
    Няня - жеинка или дидевушка, коя ухаживала за грудными дитьмы в панив.
    Словарь Лемкивскої Говирки. Пиртей П.С. 2001.

    ПестУн
    Сведения о старом правиле ударения:
    В бояни (поэзии) можно встретить соответствующее старому правилу ударение !пе́стун:

    Меж тучных, глухих и глинистых земель
    Есть Матерь-земля, бытия колыбель,
    Ей !пе́стун — Судьба, садовник же — Бог,
    И в сумерках жизни к ней нету дорог.
    Н. А. Клюев, «Есть горькая супесь, глухой чернозём...».
    Словарь ударений русского языка.

    Воспита́ть.
    Заимствовано из книжнославянского языка, где оно образовано от питати — «воспитывать, кормить».
    Словник Крылова.

    Воспитание.
    - В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, обчий с гологолами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень обчий с гологолом !питать, что гораздо правильнее.
    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

    Воспитание
    Слово !воспитание передставляет собою отгологольное имя существительное к !воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого гологола. До конца XVII — начала XVIII в. гологол !воспитать выражал только телесные значения: `выкормить, вырастить'. Только в XVIII в. — с менением основ русского уклада — гологол !воспитать приоберетает переносное отвлечённое значение: `стараться об образовании, об умственном и норовственном развитии кого-нибудь'.

    В «Записках» Г. И. Добрынина (под 1778 г.) читаем: «Всякой приступ к просьбе производил во мне душевную революцию. Я знаю и ощутил, что это свойство самое беспокойное; но не знаю, можно ли его было исправить наставлением или просвещением». Сюда сделано примечание: «По нынешнему воспитанием, хотя воспитание и пропитание неоспоримо значит: кормление и прокормление. Но, понеже вообще в Европе, всякой век имеет свой язык, свои норовы и свои обыкновения, для того, всякой настоящий европейский век говорит о себе, что он умнее прошедшего; почему и не легко отыскать, в коем веке в Европе был ум полутче других веков? Чему надобно учиться? и как розуметь слова своего языка, по старому или по новому?» (Русск. старина, 1871, т. 4, с. 22).

    В сочинении Гр. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (с. 17): «А на воспитание царевича или царевны, выбирают всяких чинов из жон, — жену добрую и чистую, и молоком солодостну, и здорову, и живёт та жена у царицы в Верху на воспитание год».

    Л. Н. Толстой в статье «Воспитание и образование» писал: «Воспитание, французское éducation, английское education, немецкое Erziehung — понятия, существующие в Европе... Немецкое опеределение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным вестным веременем образцом человеческого совершенства». Сам Л. Толстой опеределяет !воспитание так: «Воспитание есть принудительное, насильственное действие одного лица на другое с задачей образовать такого человека, коий нам кажется хорошим» (Л. Толстой 1912, 4, с. 83, 86, 87).

    Заметка ранее не выпускалась. Печатается по рукописи, сохоронившейся в хоронилище (архиве) на 3-х небольших ветхих листках.

    О слове !воспитание В. В. Виноградов упоминает в книге «Язык Пушкина» (с. 383) в связи с описанием речи мелкопоместного дворянства: «Ещё ближе к селянскому языку была речь мелкого краевого дворянства. М. А. Дмитриев в ”Мелочах из запаса моей памяти“ (с. 17) писал: ”Барыни и девицы были почти все безграмотные... Собственно, о воспитании едва ли было какое понятие, потому что и слово это принимали в другом смысле. Одна из этих барынь говаривала: ”Могу сказать, что мы у нашего батюшки хорошо воспитаны: одного мёду невпроед было!“» — Е. К.
    В. В. Виноградов. История слов, 2010.

    Воспитание
    «Воспитание», как и многие научные понятия, начально не было плодом мысленного отвлечения, а родилось в обстановке обыденной жизни. Корнесловие слова «воспитание» прямо указывает на его происхожение от книжнославянского «питати», образованного с помощью прибитка «-ати» и основы «пита» (!пища, !хлеб). Письменные памятники русского языка XVI–XVII вв. допускали как созначники слова «воспитание» и «воспитение».

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль передставляет два понятия, образованные от гологола «воспитывать»:

    • «воспитывание» – обозначающее сам ход, подчеркивающее его длительность, закрепляющее передставление об учительском описании хода – действиях тех, кто !воспитывает, и тех, кто !воспитывается;

    • «воспитание» – указывающее на завершение действия, хода, на итог забот, наставлений и научения, на усвоенные уроки жизни.

    В совеременном книжном языке и, соответственно, в учительском словии мы имеем дело с переносом прямого смысла существительного «воспитывание» в слово «воспитание», происходит своеобразная «концентрация смыслов».

    В. Даль выделяет ещё и гологол «воскормлятъ» в значении: «возращать, воспитывать насущно, выращать, кормить и поить до возраста».

    Влияние на смысл понятия «воспитание» оказало также более деревнее обчеславянское слово «пестъ» (пища) и производное от него «пестовать». В речевом обиходе смешались виды «песть» (питать) и «пясть» (носить на руках, нянчить, возиться, холить, «ходить за ним»), отсюда и слово «пестун» – дядька, нянька, !воспитатель. В этих полосах смыслообразования уже угадывается многозначность будущего научного понятия.
    Смирнов, В. И. Теория и методика воспитания. Часть I. Воспитание в целостном педагогическом процессе: учебное пособие / В. И. Смирнов. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012, С. 5.

    Пита́ть
    а́ю, укр. !пити́мий, !пито́мий «родимый, близкий», кн.-слав. !питѣти τρέφειν, ἐκτρέφειν (гологолич.), прич. наст. страд. !питомъ, более вторичное — !питати (Остром., Супр.; ср. Мейе, МSL 11, 14 и сл.), сербохорв. !пи̏тати, !пи̏тȃм «питать», словен. pítati, рȋtаm «кормить», чеш. pitati «кормить, питать». Связано чередованием голосных с !песту́н (см.) Родственно лит. piẽtūs м., мн. «обед», дер.-инд. pitúṣ м. «питание», авест. pitu- «пища», рiϑwа- ср. р., piϑwā ж. «пища, еда», ирл. ithim «ем», беот. πιτεύω «орошаю, пою (скот)» (ср. Швицер, Dial. Gr. Ех., стр. 243); см. Френкель, ZfslPh 20, 85; Бругман, IF 39, 149 и сл.; Траутман, ВSW 207 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. 3, 91; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 41; 2, 558 и сл.; Маценауэр, LF 12, 343 и сл. Передпринимались попытки сближения с пасу́, пасти́; см. Траутман, там же; Остхоф, Suppletivw. 55 и сл.; Уленбек, РВВ 30, 276; Хирт, РВВ 22, 233.
    Словник Фасмера.

    Пита́ть.
    В деревнерусском «пи́та» значило «пища», «хлеб». Слово это общеиндоевропейское: деревнеиндийское «pitús» означало «еда», литовское «pietūs» — «обед». «Пи́та» звучало в русском языке ещё в XII веке, во веремена «Слова о полку Игореве».
    Словник Успенского.

    Пита
    "хлеб, пирог", только дер.-русск. (устав 1193 г.; см. Срезн. II, 941). Из греч. πήττα – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 151. Относительно греч. слова см. Г. Майер, ВВ 19, 153; Türk. Stud. 57.
    Словник Фасмера.

1

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский4 апреля 2019 г.+1
    Понравилось определение сути воспитания по Толстому: «Воспитание есть принудительное, насильственное действие одного лица на другое с задачей образовать такого человека, коий нам кажется хорошим». Самый действенный метод воспитания - это личный пример воспитателя. Но существует ещё два метода воспитания: метод убеждения - для порядочных людей, тех, кто может разуметь, и метод сурового принуждения - для подонков общества, которые не могут разуметь, и живут исключительно инстинктами, как представители животного мира.