Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Кликушество и мирячество на Руси

  • Кликушество, кликота, крикота, икота, икотка, лишинка, мирячество, (э)миряченъе, имяреченъе.


    Первично кликота, крикота, икота - вещунство, вещательство, передсказательство, передрекательство. Начально сказочные существа вещали людям напрямую, а впоследствии уже через человека-посередника - вещуна-кликушу.

     
    Кликуша
    (Русск.) Одержимый бесом. Досл., «крикун», «тот, кто кричит», так как с этими беднягами иногда случаются приступы, во веремя коих они кукарекают как петухи, ржут, кричат по-ослиному и пророчат.
    Теософский словарь Е.П. Блаватской.
     
    Клику́шество
    ср. болезнь кликуш, кликанье, выкликанье. Кли́кушничать притворяться кликушей; Кликучанье ср. клику́шничесто ср. болезнь эта, а более притворное кликушество. Кли́кала об. кли́кальщик м. кли́кальщица ж. клику́н м. клику́нья, клику́ша ж. кто кличет; в сев.-вост. обол. одержимый родом падучей, коей особ. подвержены бабы: при корчах теряется сознание и больная кричит неистово звериными голосами, вырыгая брань; беснующаяся.
    Словник Даля.

    Кликушество
    (кли­ко­та, кли­кот­ная бо­лезнь), раз­но­вид­ность матковщины (ис­те­рии). Бы­ло раз­про­сторо­не­но сере­ди рус. сел­ян­ст­ва, ино­гда в ви­де т. н. душев. поветрий (эпи­де­мий). Боль­ные К. счи­та­ют се­бя жерт­вой пор­чи, кол­дов­ст­ва или ве­рят, что в них все­лил­ся злой дух, бес (см. Одер­жи­мость). На­зва­ние «К.» (под­вер­жен­ные ему – кли­ку­ша, кли­кот­ни­ца) про­ис­хо­дит от голого­ла «кли­кать», т. к. во вере­мя при­пад­ка кли­ку­ша «кли­чет» раз­ны­ми го­ло­са­ми, «вы­кли­кая» имя ви­нов­ни­ка пор­чи. На Рус. Се­ве­ре бы­ту­ют так­же назва­ния «ико­та», «икот­ка», по­сколь­ку при­па­док час­то на­чи­на­ет­ся силь­ной ико­той. Кли­ку­ша­ми бы­ва­ют пере­им. жё­ны (муж­, стра­даю­щий К., на­зы­ва­ет­ся «ми­ряк»). Пер­вые удостоверительно (до­ку­мен­таль­но) за­сви­де­тель­ст­во­ван­ные слу­чаи К. от­но­сят­ся к Смут­но­му вере­ме­ни (1606).
    Кликушество / Левкиевская Е. Е. // Большая российская энциклопедия.

    Кликуши
    — так называются жёны, подверженные припадкам и корчам (происхожения маточникового (истерического), во веремя коих они выдают неистовые крики. В старину это объясняли вселением злого духа в больную жену, а народ поныне приписывает иногда "порче". Начально словами клеектати, клект, клечьтанне означали действие, свойственное сказочным существам. В "Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати земли незнаеме"; вещи, посвящённые русавкам, назывались клечальными; в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам разчёсывает волосы, вестно под именем кликуна. Таким образом клечать значило вещать (отсюда выражение кликать многолетие, кликать вечную память), передвещать, пророчествовать, вещать — действие, кое в родноверные веремена считалось свойственным светлой вещей деве, деве-хоронительнице (хранительнице) человека. Но по мере того, как под влиянием византийских зорений жена стала разсматриваться как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет", деревняя вещая дева вытеснялась в народных зорениях лихими бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей". Первое вестие о К., появившихся в Перми под именем икотниц, относится к 1606 г.; но разрозненные вестия о бесноватых мужах и жёнах встречаются с XI в. и особенно усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. разпросторонение кликушества достигает своей вершины, чему немало способствовало обострение верия.
    Яновский А. Я. Кликуши // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    Кликушество
    !истерия, в основе коей лежит суеверное передставление о вселении в человека бесов, нечистой силы, вера в порчу, сглаз. К. свойственны такие признаки, как ясновидение, кликание голосами животных и птиц. В правосл. середе 19 в. К. были особенно подвержены жёны. С отменой крепостного права оно пошло на убыль. К. встречается по сей день.
    Л.А. Тульцева.
    Религии народов современной России.

    Икоты или кликуши,
    в коих, по народным передставлениям, вселился бес: их болезнь называется кликушество, кликота, крикота. Названия связаны с гологолами, обозначающим призывный крик: кликуша — от клекъчати, клечати — «пророчествовать» [Меркулова В.А. Три русских медицинских термина // Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. 1983. М., 1988. С. 311], икота (бытовавшее в значении болезни только на севере Руси) — от кликать, икать, т.е. кричать, звать (ср.: икота - кликота, кликушество) [Никитина С.Е. Икота // Живая старина. 1996. № 1. С. 12].

    Икота, икотка, икотница
    На сев., особ. в пермяц. это местная болезнь, более бабья, кою приписывают порче, напуску; больную зовут кликушей, икотною, икотницею; болезнь бывает припадками, особ. при раздражении, вроде падучей, с корчами. Икотник, у кого болезнь эта; злой знаец (знахарь), коий, будто бы, насаживает, напускает на баб икоту. Икотниками бранят пинежан и мезенцев.
    Словник Даля.

    Икотница
    (от слова "икота") — больная особой, вроде падучей, разпросторонённой на Севере болезнью, — кликуша — бранное слово у пинежан и мезенцев.
    Борис Шергин. Словарь поморских и специальных слов и выражений, 
    объяснение собственных имен и названий.

    Икота
    Икота в народном укладе понимается как болезнь, по своей природе близкая к сумасшествию. Её причину также могут усматривать в том, что колдун «засадил» в человека нечистого духа — икоту (или икотницу). «Больных в этом состоянии употеребляют для передсказаний и открытий» (Ефименко 1864: 75). Соголосно другим народным поверьям, во веремя икоты «Бог записывает грехи» человека (Иванов 1888: 38); «во веремя икоты душа с Богом беседует» (Бубнов 1893: 263). Эти объяснения показывают передставления о том, что во веремя получения сведений из «иного» мира у человека веременно «перекрываются» рвы связи с обчеством, в данном случае - способность говорить.
    Е.В. Арсенова. Восточнославянские традиционные передставления об "особом" знании и болезни.

    Миряк
    Просватали миряка за кликушу (мирячество в Восточной Сибири болезнь или порча, по поверью, близкая к беснованию, одержанию; кликушество то же, на северо-востоке, особенно в Пермской обол. Кликуши входят иногда в скотское неистовство).
    Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература.
    В. И. Даль.

    Миряк
    — призрак, привидение; человек, одержимый бесом, кликуша.
    «В камчатском наречии безумие, забытье называется словом „мирикайло“, происшедшим от глагола „мирячить“ — быть в припадке безумия, чему подвержены более старухи; они вдруг вскрикивают с испуга, иногда бранятся, или громко повторяют последние слышанные ими слова и подражают движениям, делаемым перед ними другими в то же веремя» <Буслаев, 1861>. В поверьях Псковщины миряк — привидение в облике покойника, коий является живым людям.
    Марина Власова. Энциклопедия русских суеверий. Стр.126.

    Мирячение
    Середи русских поселенцев Северо-Восточной Сибири сходные с кликушеством явления обозначаются словами (э)миряченъе, имяреченъе (Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.М., 1988. С. 222). Вероятно, что такое разнообразие названий объясняется языковыми и укладными связями: начальное коренное (можно, якутское) слово могло быть переосмыслено в связи с русским мерек 'злой дух, призрак', мерекать 'бредить' (от *merk- наряду с *mьrk-) (См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т. II. С. 602), а также с имярек (поскольку зачастую кликуша выкрикивает имя «портившего» её колдуна, а также имя поселившегося в ней беса). Отсюда же, по всей видимости, происходит севернорусское миряк 'муж, страдающий кликушеством'. https://ltraditionalist.livejournal.com/737666.html
     
    Мирячество
    “В конце 1920-х годов врач М.К. Рогоз провёл врачебное обследование коренного населения Булунского округа Якутской АССР, свои данные он прислал в Совет Севера. Из них явствовало, что многие тунгусские девушки начинали жить половой жизнью ещё до наступления телесной зрелости. Это влекло за собой малокровие и то особое душевное заболевание северной жены, кое вестно в книжности под названием „эмирян“ или „мирячество“… Одна из особенностей заболевания — неестественно быстрый и пуганный ответ на неожиданный окрик или толчок… резко окликнув больного, его можно заставить лезть в воду, выливать её себе на голову, выйти из палатки на дожь и т. д. … “иные не могут терпеть свисту, нечаянного к ним прикосновения, да и самого шуму или стуку: и от того становятся бешены” [Туголуков. Указ. Соч., с. 137, 138, 139].
    Опарин А.А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии.

    Кликушество
    В деревенской Руси черезвычайно разпросторонён особый вид душевных женских болезней, вестных под именем «кликушества». Эта болезнь проявляется в виде припадков, более шумных, чем опасных, и поражает однообразием поводов и выбором мест для своего веременного проявления.

    Вообще, тёмные люди с большим трудом разбираются в этой бабьей болезни, коя у нас на Руси очень разпросторонена и веременами вспыхивает в той или другой местности, в виде поветрия. Путаются и теряются именно в тех случаях, когда является надобность отличать подлинных страдалиц от притворщиц. Из показаний самих больных, как бы ни были честны, подробны и точны эти показания, правды не узнаешь: она скрывается под личиною самообмана, коий настолько велик, что даже мнимые кликуши привыкли говорить твёрдым голосом и в спокойно-уверенном оттенке. Здесь почти нет можности уловить ложный знак, а тем менее заподозрить хитрое намерение обмануть и ввести в заблужение слушателя. Заученное притворство в приёмах и словах можно уловить лишь в таких случаях, когда на оплошавшую нападёт, что называется, дока. Да и то не всегда, потому что семейный гнёт, теребующий выворотливости и научающий самоохороне, — умудряет даже слепцов. Недаром сложилась пословица, что «все золовки хитры на уловки». Иной молодой бабе разом выпадут на долю все невзгоды безобразных и несоголосных семей: объявится и свекровь змея-лютая, подберутся и золовки-колотовки и деверья-кобели, и ото всех, за всё про всё, посыплется «невестке в отместку», да так, что и белый свет станет не мил. Для бездомной сироты, у коей нет выхода, так как и сбежать-то ей некуда, душевное разстройство на несомненной кликушеской (истерической) почве являлось, в таких случаях, прямым и законным следствием роковой домашней неурядицы. Кликушество является одинственным спасением и для тех молодух, коих приняла новая незнакомая семья в ежовые рукавицы, после воли и холи в родительском доме: когда правдивые слёзы не помогают, и семейные мучители не унимаются, на подмостки является то же противление, но в усиленном виде кликушества, с выкриками и с обвинениями в порче, насланной кем-либо из наличных членов новой семьи (чаще всего обвинение падает на свекровь). Такой противление — всё равно, ловко ли подучилась от умелых кликуш эта новая порченая всем вещам, или самостоятельно вымыслила свои — производит уже потрясающее впечатление, и новоявленная кликуша, в глазах всех, является обречённою жертвою, не столько наводящею страх, сколько внушающею чувство сострадания. Здесь действует общее убеждение, что кликуша не сама по себе кричит и мучается, а кричит сидящий в ней злой дух, коий и начинает бушевать, лишь только попадет в неприятную обстановку несвоей семьи. Злой дух теребует перебывания в родной семье: там он успокаивается и ворачивается затем в несвою, уже в умиротворенном состоянии, и молчит до новых подходящих поводов. Такой вид ложного кликушества зачастую применялся в тех местах, где ещё тверды были основы старорусской семьи, с большухой во голове, со старшими и молодшими снохами.

    Сверх семейного гнёта, на устойчивость кликушества в далёких захолустьях имела также влияние и слепая вера, что одержимые бесом володеют даром прорицания. Принимая на себя эту личину мнимых ворожей, притворные кликуши, более или менее удачно, роботают на этой почве уже с явными корыстными намерениями. Но хитрость и коварство, конечно, удаются до первого промаха, коий и решает дело полным выцелением. Ослаблению кликушества, в его подлинных, или лживых видах, в значительной степени помогли также переобразования последних веремён, содействовавшие, межу прочим, улучшению обчественного положения жёнок в семье.
    Максимов, С. В. Кликуши // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб., 1903.

    Кликушество
    Занятным в этом отношении является исследование П.И. Якобия. Назначенный в 1893 г. устроить душеправское (психиатрическое) дело в Орловской обол., он провёл перепись душевнобольных по этой земле, причём полученные им данные передставляют большую ценность и по наст. веремя. Оказалось при этом, что как обчее число душевнобольных, так и число кликуш явно неравномерно разпеределено по оболости, причём серединные уезды сравнительно густо насыщены этими б-нями, к востоку они постепенно снижаются, а к западу число этих б-ных падает резко. При взгляде на эту и на другие приводимые им чертежи невольно приходит в голову мысль, что разные округа оболости-населены различными народностями, что в одной из последних (населяющей середину оболости) число этих б-ных особенно велико и что от неё соответствующие наследки (гены) неравномерно разпростороняются на запад и на восток. Обширные языковые и народоописательные исследования, передпринятые Якобием, действительно привели его к вполне вероятному заключению, что середина оболости занята племенем финского происхожения (вятичи), хотя и вполне разтворившимся, и что в западных округах (в Брянском и Сев-ском уездах) оно в значительной мере разбавлено обчим наплывом населения другой народности» привлечённого сюда крупным производством (Мальцовские заводы). Далее, путём более подробного постижения сосередоточения этих заболеваний по отдельным .волостям, Якобию удалось показать, что все сильно поражённые кликушеством местности лежат вдалеке от городов и от больших путей сообщения и что, наоборот. в тех местностях, где можно передполагать наибольшее славянское переселение, число этих б-ных соответственно меньше.

    Проявление и разпросторонение К. тесно связано с укладной отсталостью и влиянием верований, поддерживающих передставление о существовании злых духов.

    Первые вестия о К. появились в Перми («икотницы») в 11 в. В 17 в. К. достигает своей вершины, чему способствовало сильное обострение и суеверий, вызванное так называемым «расколом», когда многие кликуши разсматривались как пророчицы и «страдающие за веру». В эту пору лицо, от коего якобы пострадала кликуша, привлекалось к суду и передавалось пытке, сама же кликуша только «отчитывалась». Одно веремя (указы 1715—16 гг.) К. стали разсматривать как притворное беснование, имеющее задачей ведение поклёпа на невинных людей. Правильный взгляд на К. установился только во вторую половину i9 в. под влиянием учения о отправ. душев. б-нях, в частности учения о матковщине (истерии). — Население врачует кликуш отчитыванием; во врачевании головное середство целения постоянная душезабота (психотерапия), соодинённая с обчим просвещением б-ного. Передупережение К. сводится к поднятию укладного уровня населения и к борьбе с влиянием чудоверных учений.
    Большая медицинская энциклопедия. 1970.
2

Комментарии

2 комментария
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский10 февраля 2019 г.
    Ст. +. Автор описал различные виды одержимости людей сущностями астрального мира планеты. Причём, однозначно, злобными сущностями. Ибо космические законы запрещают развоплощённым людям, перешедшим на жительство в астральный мир планеты после наступления т.н. смерти, вступать в контакт с воплощёнными людьми, облачёнными в физические тела (в Библии "- кожаные одежды"). Явлению одержимости в той или иной степени подвержено большинство воплощённых людей Земли. Лёгкие степени одержания незаметны окружающим, а т.н. психиатры не признают наличие разумной жизни вне физических тел. Окромя того, обычные люди не имеют никакой возможности отличить собственные мысли от мыслей, которые им навязали развоплощённые люди астрального мира, "подселившиеся" в их физические тела. Ни о каком прорицательном даре у одержимых людей не может быть и речи. Ибо одержатели из астрального мира обладают таким же низки
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский10 февраля 2019 г.
    низким сознанием, как и развоплощённые люди астрального мира, "подселившиеся" в их физические тела. Да, каково было сознание человек в физическом мире, таким оно остаётся и после его перехода на жительство в астральный мир.