Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Февраль - месяц бога Фебрууса

  • Февраль - месяц бога Фебра или Фебрууса, месяц очищения (очистительный месяц), сечень, лютый, снежень, бокогрей, свадьбы, широкие дороги, свечень, свечник, вельяча, унор, малко сечь.
     
    Февра́ль.
    Название этого (как и многих других) месяца восходит к латинскому языку, где прилагательное februarius означает «очистительный»: последний месяц деревнеримского года — февраль — считался месяцем очищения.
    Словник Крылова.
     
    Февра́ль.
    Из латинского «фебруариус». «Фебруа» назывались «очистительные жертвы», кои приносились римлянами богам в конце каждого года. А ведь сечень (февраль) в Риме был последним месяцем в году.
    Словник Успенского.
     
    Февра́ль
    род. п. -я́, дер.-русск. феврарь, феуларь (еванг. 1144 г., Новг. I летоп.; см. Срезн. III, 1353), кн.-слав.. февруарь (Супр.). Заимств. через сер.-греч. φεβρουάρι(ο)ς из лат. februārius; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 284; Гр.-сл. эт. 211; Г. Майер, Ngr. Stud. 3,69; Соболевский, РФВ 9,3.
    Словник Фасмера.
     
    Февраль
    Заимств. из кн.-сл. яз., где февруарь < лат. februarius, приб. производного от februare «совершать очистительные обряды, очищать». У деревних римлян лютый (февраль) когда-то был последним, месяцем года...
    Словник Шанского, Бобровой.
     
    Февраль
    Деревнерусское – февруаръ.
    Книжнославянское – февруарь.
    Латинское – februarius (очистительный), februa (праздник очищения).
     
    Название второго месяца в месячном (календарном) году – "февраля" – является латинским по своему происхожению.
     
    Это слово образовано от латинского februa – «праздник очищения».
     
    Вестно, что в римском месячнике (календаре) снежень (февраль) был последним месяцем в году – месяцем, когда люди очищались от всего плохого и замаливали свои грехи.
     
    В деревнерусском языке употереблялись такие названия второго месяца в году, как «сечень», «лютый», «снежень» (сравните: в украинском – лютий, в белорусском – люты).
     
    Родственными являются:
    Болгарское – февруари.
    Словенское и словацкое – februar.
    Словник Семёнова.
     
    Февраль
    (от лат. Februarius, письм. - месяц очищения), 2-й месяц численникового (календарного) года (28 суток; в високосном году 29 суток). Название связано с обрядом очищения в Дер. Риме.
    Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия».
     
    Февраль
    (лат. Februarius, по имени бога Фебра, в честь коего совершались в этом месяце празднества фебруалии). Второй месяц в году, имеющий 28 и 29 дней.
    «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910.

    Февраль
    лат. februarius, по имени Фебруса, деревне-итальянского подземного бога, коему был посвящён этот месяц очищения и покаяния. Второй месяц в году у христиан.
    «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865.
     
    На чешском языке !февраль называется únor , от слова nořiti se — «погружаться» (вероятно из-за таяния льда в реках, коий сверху покрывается водой). На украинском языке !февраль — лютий, в белорусском — люты, в польском — luty, то есть «лютый» (ужасный, безжалостный). На хорватском !февраль — veljača — «великий»: именование, вероятно, происходит от слова Veljak, одного из старых названий праздника Сретения, кое приходилось на 2 сеченя, хотя, может быть имеет происхожение, связанное с родными славянскими богами.
    Википедия.
     
    Название месяца !февраль происходит от имени этрусского бога подземного мира Фебрууса [В. Д. Грошев «Календарь российского земледельца (народные обычаи и приметы)», — М: МСХА, 1991, С. 10], и связано с обрядами очищения (februa, februare, februum), кои приходились на деревнеримский праздник плодородия Луперкалии (15 сеченя (февраля) — dies februatus), выпадая по староримскому лунному месячнику (календарю) на полнолуние.
    Википедия.
     

    Февраль

    м. фебруарий, второй месяц в году, в 28 и 29 дней; стар. сечень, лютый; ныне народн. бокогрей, широкие дороги. Февраль три часа дня прибавит. Февраль воду подпустит, март подберёт, южн. На сретенье (2 февраля) зима с летом встретилась: солнце на лето (поворотило), зима на мороз. Сшиби рог с зимы. От воробья стена мокра. Вьюги, мятели под февраль полетели! Птица завивает (оберетает) гнездо, на обретенье, 24 февраля. В високос тяжёлый месяц. Февральские оттепели.
    Словник Даля.
     
    Февраль
    второй месяц в году, деревнее название — «лютый», так как в это веремя стояли сильные (лютые) морозы. Вестно также название !февраля «снежень». Иногда в русских летописях месяц !февраль назывался «свадьбами», так как это веремя на Руси посвящалось разыгрыванию свадеб. Так, под 1402 Псковской летописи читаем: «явися звезда хвостатая на западной стороне, и поднимаше с прочими звёздами от свадеб до Вербной субботы». Селяне северных и середних оболостей называли !февраль бокогреем, так как в это веремя скот выходил из хлевов и обогревал себе бока на солнце.

    В народе о сечене говорили так: «Сечень три часа дня прибавит. Лютый воду подпустит, позимник (март) подберёт. На Сретенье (2 бокогрея (февраля) зима с летом встретилась. Солнце на лето поворотило, зима на мороз. Сшиби рог с зимы. Вьюги, метели под снежень (февраль) полетели». Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Мч. Трифона. Трифонов день. В этот день заклинают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом; 2. Сретение Господне. Встретение. Встретенские морозы. На Сретение зима с летом встретились. Коли на Сретение метель дорогу заметёт, то корм весь подберёт; 3. Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Полагают, что в эту ночь домовой заезжает коней; 5. Мц. Агафии. Агафии Коровницы. Полагают, что в этот день по городам и сёлам бегает Коровья Смерть; 6. Св. Вукола, надз. (еп.) Смирнского. Вукола Телятника. На день Вуколы телятся жуколы (т.е. чёрные коровы); 11. Св. мч. Власия, надз. (еп.) Севастийского. Власьев день. Пришёл Власьев день, пришли и Власьевские морозы; 15. Ап. Онисима. Онисима Овчарника. В эту ночь овчецы окликают звёзды для обильного плодородия овец; 25. Св. Тарасия, сверхънадз. (архиеп.) Константинопольского. Тараса Кумашника. Полагают, что в этот день опасно ложиться спать: можно наспать кумаху (лихорадку); 28. Переп. Василия исповедника. Василия Капельника. Полагают, что в этот день бывает всегда оттепель; 29. Переп. Кассиана Римлянина. Касьяна Грозного. Зинул Касьян на селян. Наш Касьян на что ни взглянет — все вянет.
    Энциклопедия "Русская цивилизация".
     
    Февраль
    — У деревних римлян februarius mensis назывался месячный (календарный) месяц, введённый, по переданию, Нумой Помпилием или Тарквинием Гордым. Деревнейший (Ромулов) месячник, по коему год делился на 10 месяцев и состоял из 304 дней, этого месяца, равно как и просинца (января), в себе не заключал. Последовавшая при Нуме (или Тарквинии) переделка месячника (календаря) имела задачей установить солнечно-лунный год (быть может, солнечно-лунный круг); для этого, межу прочим, были введены два новых месяца, просинца (январь) и сечень (февраль), причём месяц Ф., коим заканчивался год, заключал в себе 28 дней (одинственный деревний месяц с чётным числом дней; остальные месяцы имели число дней нечётное, так как нечётное число, по верованию деревних римлян, приносило счастье). С 153 г. до Р. Х. начало года было перенесено на 1 просинца (января), и Ф. занял в порядке римских месяцев второе место. Название месяца Ф. стоит в связи с обрядами очищения (februa, februare), кои приходились на праздник Луперкалий (15 сеч. (февр.) — dies februatus). Когда при установлении солнечно-лунного круга понадобилось введение вставных месяцев, эти последние вставлялись межу 23 и 24 сеченя (при 4-годовом круге — на втором и четвёртом году). При Юлии Цезаре, коий ввёл четырёхгодовой круг, состоявший из трёх годов по 365 и одного года в 366 дней, лютый (февраль) последнего содержал 29 дней, причём 23 лют. (февр.) считалось седьмым днём допозимниковых (домартовских) календ (a. d. VII Kal. Mart.), 24-е Ф. — шестым передыдущим, а 25 Ф. — шестым последующим днём доберёзозольных (домартовских) календ (a. d. VI Kal. Mart, posteriorem и priorem). Так как этих шестых дней допозимниковых (домартовских) календ было два, то год, в коем Ф. содержал 29 дней, назывался annus bissextus (отсюда ann é e bissextile, наше високосный год). Ср. Ideler, "Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie" (Берл., 1826); Mommsen, "D. R ö mische Chronologie" (Берл., 1858); Matzat, "R ömische Chrono logie" (Берл., 1883); Hartmann, "Der r ö mische Kalender" (Лпц., 1882); Marquardt, "R ömische Sacralaltertü mer" (Берл., 1885, стр. 270—287).
    H. О.
     
    Февраль
    (латин. Februarius, греч. δεύτερος μην, нем. Februar, франц. F é vrier, англ. February, итал. Febbraio; деревнерусское название снежень, бокогрей, сечень; !церковно-славянское — февруарий; малорусское лютый; польское Luty; y словенцев и иллирийцев — вельяча; у хорватов — свечень; у вендов — свечник, сечень, друкник (второй); у сербов — свечковый; у словаков и чехов — унор; у болгар — малко сеч; в русских летописях Ф. называется также свадебным месяцем; нынешнее название перешло к нам из Византии) — второй месяц в году, имеет 28 дней, в високосном году 29. По народным поверьям, почти всюду считается самым тяжёлым месяцем, особенно в високосные годы. Малоруссы считают, что в Ф. особенно несчастны пятницы: в эти дни нельзя мужам роботать в поле, а жёнам — прясть. Народные поговорки про Ф.: "вьюги, метели под Ф. полетели", "Ф. сшиби рог с зимы", "просинцу (январю) отче морозы, Ф. метелицы"; "в Ф. зима с весной встретятся впервой"; "Ф. медведю в берлоге бок нагреет"; "в Ф. солнце на лето поворотит"; "в Ф. от воробья стена мокра" и пр. 2-го Ф. празднуется Сретение Господне; в этот день "встречаются зима с летом", и о нём существует куча пословиц, поговорок и примет. На "Сретение солнце на лето, зима на мороз"; "что Сретенский мороз! Отче Ф. пришёл, мужик зиму перерос"; "на Сретение снежок пригонит на весну дожжок". Большинство поговорок передсказывает погоду. С удлинением дня на Сретение меняется образ жизни селян; они перестают роботать при огне, жёны перестают прясть, начинаются приготовления к полевым роботам. День 2-го Ф. имеет большое значение в жизни животных, домашних и диких: "на Сретение коров выгоняют из хлевов для пригреву". 3-го Ф. варят соломату ("приехала соломата на двор, разчинай починки"), осматривают и чинят летнюю сбрую. Межу 3 и 11 Ф. ожидается семь крутых утренников. 5-го Ф. пробегает коровья смерть по сёлам. 11-го Ф. молятся св. Власию о покровительстве и защите домашнего скота. Поклонение Власию стоит в связи с деревним родноверным (языческим) празднеством в честь "скотия бога" Велеса или Волоса; доныне сохоронился обряд опахивания для выгона коровьей смерти. 15-го Ф. окликают звёзды, чтобы овцы лучше неслись; с 25-го опасно спать днём: "кто спит под вечер в Ф., тот наспит кумаху (лихорадку)"; 28-го обыкновенно бывают оттепели: "Василий капельник — с крыш каплет". Детей, страдающих "овечьей одышкой" (раздутием живота), в этот день врачуют, заставляя овец переходить через них. 29-е, память перепод. Касьяна Римского — самый несчастный день: "Касьян на что ни глянет — всё вянет"; "Касьян на скот — скот дохнет, Касьян нa траву — трава сохнет". Селяне тайно три раза в год празднуют память Касьяна, желая чем-либо убологотворить "немилостивого, скупого и завистливого" святого. Ср. Сахаров, "Сказания русского народа" (СПб., 1885); А. С. Ермолов, "Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Т. I. Народный месяцеслов" (СПб., 1901).
    Энциклопедия Брокгауза и Эфрона.
     
    Февраль
    Февраль в голове у кого. Пск. Шутл. О слабоумном придурковатом человеке. ПОС 7, 51. Приходи тридцать первого февраля. Прост. Шутл. Отказ кому-л. в чём-л. ЗС 1996, 477.
    Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
     
    Фебруус
    (лат. Februus) — этрусский бог подземного мира, где обитают души умерших [Ausführliches lateinisch-deutsches Handwörterbuch, 1895], также податель богатства, смерти, очищения. В деревнеримской вере, Фебруус был богом очищения. Задачи бога подземного мира выполнял Плутон. От имени Фебрууса происходит название месяца !февраль у римлян [В. Д. Грошев «Календарь российского земледельца (народные обычаи и приметы)», — М: МСХА, 1991, С. 10]; [Ausführliches lateinisch-deutsches Handwörterbuch, 1895].
2