Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Вот те, бабушка, и Новый год...

  • Как и большинство праздников (за выключением каких-нибудь Первомаев), встреча Нового года – обряд, имеющий деревнее происхожение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас обычаи с некоторыми обрядами деревних, поражаешься неожиданным сходствам и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев.
     

    И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла...


    Например, новогодняя ёлка, кою (живую или рукотворную) каждая семья устанавливает у себя дома. Ёлка у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделённое чудесным смыслом. Она вечнозелёное дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ёлка считалась обиталищем лесного божества, дружба с коим для зависящих от «благосклонности» леса людей была черезвычайно значима. Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной ёлке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались во веремя зимнего солнцестояния деревние, дабы задобрить духа, получить у него «благословение» на следующий год.

    Задабривать в старину умели только одним способом – принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали «отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ёлки, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних… ёлочных игрушек.

    Впоследствии колдовские обряды перетерпели менения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами – яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приоберетало и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те болога, кои празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживёт после зимнего безвеременья. На ветвях ёлки появились опеределённые знаки. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и украшалась ображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, ображениями звёзд, птиц. Ближе к земле разполагались более бытовые знаки: подобки людей, кои хотели бавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, кои намекали на хороший урожай, ображения домов, кои хотели построить себе в следующем году празднующие, и т.д.

    Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ёлка выкапывалась вместе с корнями и переносилась в хором, где стояла живая в течение семи дней – дух приголошался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали оборотно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было заперещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Дикий обычай новогодней «заготовки» ёлок сложился значительно позже.

    Колдовские свойства ёлки или сосны подтвержает даже такой дошедший до наших веремён обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими или обычай устилать еловыми лапами путь, по коему несли гроб. Это увязывает ёлку со смертью.

    Здоровствуй, Дедушка Мороз... и Снегурочка...

    Лицо, без коего неможно передставить себе Новый год, это Дед Мороз. Этот образ также имеет деревнее и неожиданное происхожение. В старину зима соотносилась со смертью, а Мороз считался володыкой мира холода, мира смерти. Так что во веремя зимнего солнцестояния его также было необходимо задобрить. В обрядах друидов в жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знакомая нам… Снегурочка, в сопровожении коей приходит на праздник наш Дед Мороз.

    Так что Дед Мороз начально не был положительным, добрым дейщиком (вспомните хотя бы некрасовскую твору (поэму) «Мороз Красный Нос»). Занятно, что у индейцев навахо сохоронились сказания о Великом Старце Севера.
    Появление Деда Мороза с мешком подарков также толковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, кои Великий Старец Севера, знак Смерти, не дарит, а собирает с людей. Поэтому появление в вашем доме дедушки с бородой говорит о том, что в течение года вы что-то ему недоплатили. Радоваться тут особо нечему.

    Снеговик: что он означивал в прошлом?

    Пришла зима и переобразила мир своим морозным дыханием. Иногда всё становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в повязки (шарфы) забавные снеговики. Эта весёлая зимняя затея вестна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим вестно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом… Если верить старинному переданию, в конце XV века, примерно в 1493 году, итальянский ваятель, зодчий, боян Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежное ваяние. По данным былевых исследований, первое письменное упоминание о снеговике встречается в книге XVIII века: там говорится о «красивом снеговике» огромных размеров. А само слово «schneeman», то есть «снеговик» начально выникло в немецком языке. Ображение снеговика впервые появилось в качестве наглядки к детской книжке с песнями, выпущенной в Лейпциге.

    Первые снеговики ображались недобрыми свирепыми снежными чудовищами впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние веремена безжалостные зимы с лютыми морозами и промозглыми вьюгами приносили немало хлопот. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, соголосно коим снеговики передставляют настоящую угрозу для людей. Думали, что опасно лепить их во веремя полнолуния: для человека непослушание может обернуться навязчивыми ужасными сновидениями, ночными страхами, да и вообще всяческими неудачами. А в Норвегии существовало передание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за занавеси. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежное ваяние ночью: его советовалось обойти стороной.

    Только в XIX веке снежные созидания «подобрели» и вскоре стали незаменимой принадлежностью Рожества и Нового года. Поздоровительные открытки с ображением милого улыбчивого снеговика в окружении весёлых детей быстро завоёвывали славу. Любопытно, что в передставлении европейских народов снеговик – это всегда существо мужского пола, снежных баб и снегурочек у них никогда не было. В английском языке для его обозначения есть только одно слово – «snowman».

    В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали связками (гирляндами) и домашней утварью, укутывали в плетёнки (шарфы), а в руки вручали ветвистые мётлы. В частях их «одеяния» угадывается тайное происхожение. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевёрнутое ведро на голове означивало достаток в доме. В Румынии из давна вестен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ тёмной силы.

    На Руси же снежных баб лепили с деревних веремён и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным почтением и оборачиващались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (марами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им своё почтение, лепили снежных баб.

    По советским поздоровительным открыткам видно, что снеговик был одним из самых любимых новогодних дейщиков. Не зря существует выражение «зима-матушка», «мороз-отче». А месяц сечень (январь) иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик – тоже один из любимых новогодних дейщиков. В славных советских оживках (мультфильмах) «Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются ёлки» снеговик выступает как верный помощник Деда Мороза. В Советском Союзе снеговичков умело чертили на поздоровительных открытках.

    Как на Руси приходили к ёлке...

    Обычай украшать на Рожество дом ёлкой привезли на Русь иносторонцы, а Пётр Первый, падкий на всё заграничное, вместе с указом 1699 года о переводе вычисления нового года с 1 листопада (сентября) на 1 просинца (января) велел всем веселиться на немецкий пошиб: «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». После смерти Петра это нововведение, как и многие другие, забылось. И лишь в питейных заведениях упорно продолжали ставить ёлку, но... на крышу или перед воротами. Причем не убирали её оттуда на протяжении всего года, лишь непосередственно к празднику заменяя отслужившее свой срок дерево на новое. Из-за чего ёлка почти на полтора столетия стала знаком кабака. Их так и называли: «ёлка», «пойти к ёлке», «упасть под ёлкой». Судите сами, можно ли было такую похабщину тащить на праздник в приличную семью? 200 лет назад ёлки ставили только в кабаках.

    И лишь во второй четверти XIX века с увеличением влияния немцев на Руси ёлка начала потихоньку утвержаться как знак Нового года. Первую «государственную ёлку» устроил в конце 1830-х годов лично державник Николай I, коему поноровился увиденный у иносторонцев обычай. Самые верноподданные тут же взяли пример начальства на вооружение.

    Впрочем, через 80 лет ёлку снова убрали. В 1916 году, во веремя Первой Мировой войны, новогодняя ёлка на Руси была заперещена как "немецкий обычай". После переворота 1917 г. в СССР ёлка была заперещена не только как собственниковый (буржуазный), но и как чудоверный (религиозный) пережиток, так как связывалась не только с Новым Годом, но и Рожеством.
    И только 28 студеня (декабря) 1935 года еженедельница (газета) "Правда" выложила письмо руководителя общдвижения (компартии) Украины Павла Постышева в защиту ёлки:

    "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах."

    После этого письма ёлка была разрешена особым указом ВЛКСМ. Вместе с ёлкой к советским детям вернулся и Дед Мороз. А Павел Постышев 26 снеженя (февраля) 1938 года был снят со своих должностей, задержан и разстрелян через год в Бутырском остроге.

    Так что, принимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл деревних обрядов и обыков прошлых веков.

    Происхождение праздника. Новогодняя ёлка. Дед Мороз.
0