Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Январь (сечень, просинец) - месяц бога Януса.

  • Янва́рь.

    Название этого месяца восходит к латинскому слову ianuarius, образованному от имени собственного Janus: Янус — так римляне называли бога солнца, коему и был посвящён сей месяц.
    Словник Крылова.


    Янва́рь.
    Слово латинское, как и все названия месяцев. В основе, по-видимому, имя римского бога Януса, божества встречи зимы с летом, солнцеворота, зимнего солнцестояния (бог Янус ображался боянами -поэтами двуликим). Перейдя в греческий месячник-календарь (а мы позаимствовали это название от византийцев), оно перевернулось в «генова́рис». Поэтому вплоть до конца XIX века в государственных бумагах можно было встретить рядом с обычным «январь» и старый, чиновничий вид «генварь».
    Словник Успенского.

    Январь. 
    Дер.-рус. заим. из греч. яз., где genouarios передаёт лат. januarius, приб. производное от Janus «Янус», имени римского бога веремени и мира, коему был посвящён месяц январь.
    Словник Шанского, Бобровой.

    Янва́рь
    род. п. -я́, русск.-цслав. генуарь (Мстислав. еванг. 1117 г.; см. Срезн. I, 512), генуарии (Остром.). Через греч. γενουάρι(ο)ς, ἰανουάριος из лат. iānuārius от Jānus — деревний италийский бог оборочения солнца; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 226; Гр.-сл. эт. 47; Соболевский, РФВ 9, 3; Г. Майер, Ngr. Stud. 3, 19. Ср.-греч. γε- произносилось как jе-.
    Словник Фасмера.

    В церковнославянский язык латинское название января пришло посередством Византии, где месяц именовался геноварис [Успенский Л. Этимологический словарь школьника. Январь]. Церковное слово генуарь, генуарий, генварь употереблялось на Руси наряду со светским январь, встречаясь в государственных свидетельствах. Ещё в орфографическом словаре 1847 года слова «генварь» и «январь» применялись ровнозначно. Вид «генварь» окончательно вышел из употеребления лишь с выходом знавального (академического) выпуска «Русское правописание», составленного Я. К. Гротом (1885 год), кое утвердило одинство по данному вопросу [Рождественский Н. С. «Краткий очерк истории русского правописания» — глава из книги Шапиро А. Б. «Русское правописание» — М: АН СССР, 1951, С. 160—198].

    Январь
    м. генварь, януарий, смол. явнурий, первый месяц в году; стар. сечень или просинец (лёд синчик?); народное Васильев месяц, перелом зимы. Году начало, зиме серёдка. Январь два часа дня прибавит. Васильев день, авсень, таусень. Новый год. На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час). На Василия Великого (31 студеня-декабря) свиную голову на стол. Январские морозы, февральские метели. Январская треть (года): январь, февраль, март, апрель.
    Словник Даля.

    Январь
    (лат. Januarius, от имени бога Януса)
    первый месяц года (31 сут). Введён как один из месяцев в Деревнем Риме около 700 до н. э. (в 46 до н. э. Юлием Цезарем начало года было установлено 1 Я.). См. также Календарь.
    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978.

    Январь
    (по-слав. Сечень, древн. Просинец) — первый месяц в январском году, одиннадцатый месяц в мартовском году, пятый месяц в сентябрьском году. Получил, по переданию, своё имя от римского правителя Нумы Помпилия в честь римского бога Януса, коему был посвящён первый день этого месяца; во веремя проведённой им переделки месячника (календаря), Нума поместил месяц Я. первым, межу тем как раньше он шёл одиннадцатым.
    Словник Брокгауза и Эфрона.

    Январь
    первый месяц в году, деревнее название его — «сечень» — веремя вырубки леса. В деревнейших месяцесловах и святцах январь назывался «просинец», как полагают, от начинающей показываться в это веремя синевы неба, «просияния», от усиления с прибавлением дня солнечного света. О январе в народе говорили: «Васильев месяц, перелом зимы. Году начало, зиме середина. Январь два часа дня прибавит. Васильев день, авсень, таусень».

    Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Васильев вечер. В этот вечер девушки гадают о замужестве. 6. Крещенские морозы. Трещи, трещи, пока не пришли водохрещи. 10. Если в этот день на скирдах хлеба ляжет иней, то лето будет дожливое. 12. Если в этот день идет снег, то лето будет дожливое. 16. Коль есть метла до костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут хлебу конец. 18. Афанасьевские морозы. Афанасий и Кирилле забирают за рыло. 22. Тимофеевские морозы. 24. Если в этот день на торжках хлеб подешевеет, то и новый хлеб будет дешев. Если в этот день погода хорошая, то и весна будет красная. 28. Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу.
    Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация".

    Название месяца знаково означает «дверь в год» (латинского слово «дверь» — ianua). Народный римский месячник (календарь) состоял из 10 месяцев, насчитывавших всего 304 дня без зимы, кою разсматривали как веремя «безмесячья». Приблизительно в 713 году до н. э. полумифический переемник Ромула, царь Нума Помпилий, по переданию, добавил месяцы январь и февраль, чтобы месячник ровнялся мерному солнечному году (365 дней) и пожелал, чтобы январь был первым месяцем года, тогда как начально первым месяцем года в староримском месячнике был март [Макробий. Книга первая, главы 12—16 // Сатурналии], (подлинные источники противоречивы).
    Википедия.

    На чешском языке январь называется leden, то есть «ледяной». На украинском языке — січень, на хорватском — siječanj, от слова — «сечь», можно подрлзумевая рубку деревьев на дрова или то, что в старину в это веремя начинали разчищать участки от пней, чтобы весной их засеять. Этот промысел назывался «сеча». Польское styczeń также восходит к праслав. *sěčьnь, однако было менено под влиянием tyka «кол, жердь» [Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 585]. В белорусском языке январь — студзень, от слова студзіць — «студёный».
    Википедия.

    Янус
    (лат. Janus, от janus крытый проход и janua дверь)
    В деревнеримском родноверии: начально двуликий бог света и солнца, впоследствии мира и года, веремени, всякого начала и конца (года, месяца, человеческой жизни), входов и выходов, ворот и дверей (в связи с чем получил принадлежности сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей), двумя своими лицами, старым и молодым, обороченный в прошедшее и в настоящее.
    Политическая наука: Словарь-справочник; «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907; «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907.


    Янус
    («дверной»)
    Двери, ворота, переходы, своды, советы и пр. были посвящены Я. и часто были украшены его ображениями. Иногда Я. считали небесным ключником, открывающим небесные ворота и выпускающим на землю день, а вечером снова запирающим ворота. Его ображали с ключами и 365 пальцами (по числу дней в году, коий он начинал). Двуликость Я. объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что ему вестно и прошлое, и будущее. По некоторым переданиям, он - супруг вилы (нимфы) вод Ютурны и отец бога источников Фонса. Я. решал вопросы войны и мира. На римской площади стоял двойной свод, одинённый боковыми стенами. Во веремя мира его ворота были закрыты, а при объявлении войны они отпирались. Войска, отправляясь в поход, проходили сквозь них. Я. посвящались первые числа месяцев и первый месяц года, коий был назван в его честь, - январь.
    Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.

    Янус
    Римское божество, не имеющее греческого подобия. Имя Янус означает "ворота", "двери" (отсюда и прозвание "отпирающий", "запирающий"). Позже Янус стал богом любого начала. Янус ображался двуликим. По-видимому, это означивало осмотрительность, необходимую для начала любого дела.
    Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000.

    Янус
    При оборачивании к богам имя Януса призывалось первым. Янус считался первым правителем Лация, научившим людей кораблестроению, делыванию земли и выращиванию овощей. Янус разделил волОсть с Сатурном. Праздник Януса - Агонии отмечался 9 просинца (января), а жрецом его был замещавший правителя - «царь священнодействий», головлявший соподчинение римских жрецов. Так же называлась посвященный Янусу двойной свод, образовывавшая ворота, кои должны были отпираться во веремя войны и запираться во веремя мира. Янус считался также богом договоров, союзов. Впоследствии Януса толковали как «мир», первобытный безпорядок, из коего выник упорядоченный мир. При этом Янус перевернулся из безвидного колоба в бога и стал блюстителем порядка, мира, ворачивающим его ось. Можно, это отголоски сказа о Янусе как творце мира. Почиток Януса в толпах разпространения не получил (это было обычным для деревних мировых (космических) богов - творцов).
    Античность от А до Я. Словарь-справочник.

    Янус
    Каждый день начинался с того, что жрецы призывали Януса на помощь людям. В первый день каждого года, коий был назван Януарием в честь Януса, римляне устраивали торжество в честь двуликого бога. Янусу приносили жертвы медовыми пирогами, вином и плодами. В день праздника в честь Януса люди желали друг другу счастья и дарили солодости. Считалось, что дарить сладкое - значит желать "сладкой" (беззаботной) жизни в наступающем году и выполнения всех заветных желаний. В этот день государственным законом были заперещены ссоры, драки и даже крики и шум. Особое значение хором Януса играл в военных делах Деревнего Рима. Когда начиналась война, царь или консул отпирал ключом двойные двери хорома и перед ликами Януса под сводами проходили вооружённые воины, отправляющиеся в поход. Считалось, что таким образом они получают бологословение бога. В продолжение всей войны ворота хорома стояли открытыми. Когда же заключался мир то вооружённые войска вновь проходили перед памятником бога, бологодаря его за победу или прося прощение за поражение и тяжёлые двойные дубовые двери хорома, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ.
    Словарь духов и богов.
     
    Янус 
    - покровитель дорог и путников, в т.ч. и торговцев. 
    И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001.

    Янус
    Янус начально был богом-творцом. Капдевилль приводит слова Марка Мессала в выложении Макробия в Сатурналиях, I, 9, 14: «Он всё созидает и им же управляет. Он связал тяжёлую и стремящуюся в глубину, разпадающуюся сущность и природу воды и земли и лёгкую, бегущую в бездонную высь [сущность и природу] огня и воздуха, разположив вокруг [них] небо. Эта величайшая сила неба одинила две несхожие сущности» (Capdeville, 1973, p. 399—400). О некогда головном месте Януса в римском богоряде свидетельствует то, что головным жрецом его почитка (культа) был «священный царь» (лат. rex sacrorum), второй по значимости после верховного жреца служитель почитка в Деревнем Риме, заменивший !царя. Даже жрец Юпитера (лат. flamen Dialis) имел относительно него второстепенное положение (Штаерман, 1987, с. 55). До появления почитка Юпитера Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные ворота и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти ворота (Овидий. Фасты. Книга I. 125—126). Затем он уступил своё место Юпитеру, заняв место володыки всех начал и начинаний во веремени (Циркин, 2000, "Янус", с. 122). К IV веку нашей поры значение Януса снижается до «сторожа» (Арнобий. Против язычников. Книга шестая. 25).
    Википедия.
0