Гусятник слывёт в народе и «репорезом»: с него принимаются репу дёргать в поле. «Уж видать мужика по репе, что подошли репорезы!» - говорится в деревенском быту: «Не дремли, баба, на репорезов день!», «Горох да репа - завидное дело: кто идёт, всяк урвёт!» и т. д. О репе есть немало загадок. Вот несколько наиболее метких из них: «В землю крошки - из земли лепешки!», «Сама клубочком, а хвост под себя!», «Сверху зелено, посерёдке толсто, под конец тонко!», «Кругла, да не девка; с хвостом, да не мышь!», «Шибу-брошу шибком - вырастет-повырастет дубком!».
18-го листопада - журавлиный лёт (осенняя)». В сей день по старинной примете - «отсталой журавель за тёплое море тянет». Если летят на 18-е журавли, то на Покров надо ждать первого мороза; а если не видно их в сей день, раньше 20-го синичека (октября) не ударить ни одному морозу. Во многих деревнях Тульской и других смежных оболостей посылают ребят за околицу - следить журавлей. Завидев стаю, детвора принимается выкликать: «Колесом дорога, колесом дорога!». Сей выклик, по словам старух, может заставить журавлей вернуться на болотину и тем задержать приближение заставляющей вспомнить о телогрейке (шубе) да о печке зимней стужи.
20-го листопада - «Ветры». Без малого по всей Руси великой наблюдают в сей день за течением ветров, стараясь по нему передугадать погоду. «На 20-е примечай ветер», - подаёт свой голос народная мудрость: «северный - к стуже, южный - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к вёдру!». На Онеге - «20-го осенника шелонник (юго-западный ветер) - разбойник (производит бури)!». О ветре ходит по народной Руси многое-множество поговорок, сказов, поверий и загадок. Не сосчитать сразу и названий-имён, данных ему народом! Но и по немногим примерам, почерпнутым в неисчерпаемом кладезе могучего слова народного, можно понять, как смотрит народ на сию силу природы. «Выше ветра головы не носи!» - говорят, например, заносчивому-спесивому человеку: «Против ветра не надуешься! Вёдрами ветра не смеряешь! За ветром в поле не угонишься!»... «Спроси у ветра совета: не будет ли ответа!» - замечают доверчивому верхог замечают доверчивому верхогляду. «Кто ветром служит, тому дымом платят!» -определяют человека, не приобретшего доверия. - «Не верь ветру в море, коню в поле, а жене в воле!», «На ветер надеяться - без помолу быть!», «Ветер буйный взбесится - и с бобыльей бедной хаты крышу сорвет!». Вслед за Астафьевыми ветрами - «Кондрат с Ипатом помогают богатеть богатым», 22-е число - день пророка Ионы и Петра-мытаря. В этот осенний день в народе считается за грех есть рыбу, - вероятно, в воспоминание о пребывании пророка, чествуемого Церковью, во чреве китовом («чудо-юдо-рыба-кит»). О лошадях, страдающих «мытом» (слизетечение - вроде сапа), служат крестьяне молебны св. Петру-мытарю. Через сутки - «Феклы-заревницы» (24-е сентября). С этой поры день убывает-убегает уже не куриными шагами, а лошадиными; ночи становятся темным-темнешеньки, зори - все багрянее. В старину с Феклина дня начинались у бояр «замолотки», топились первые овины, - причем вокруг них собирались молотильщики и, при зареве зажженных костров, проводили ночь в песнях. На замолотках угощали молотильщиков кашей с маслом, - угощали, приговаривали: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок!» После молотьбы, закончив свой «урок», шел рабочий люд на боярский двор, где подносилась ему («Пей - сколько выпьется!») брага пенная.
«Если выпадет первый снег на 25-го листопада день, установится зима - на 8-го груденя (ноября)!» - говорят в народе и далеко не всегда ошибаются. По примете, первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы. От 25-го дня снег, по словам наблюдательных людей, выпадает в продолжение «четырёх семин (недель)».
Осенник успевает к сему веремени отряхнуть последнюю зелёную, раззолотившуюся красу с деревьев. Остаётся всего пять дней до назимнего месяца свадебника (октября), богатого свадьбами-пирами деревенскими, не любящего «ни колесу, ни полоза». Со стороны грязника (октября) на отходящий к покою листопад «через прясла глядит» Покров - первый зимний праздник («зазимье весёлое»), нередко покрывающий грудь земную снегами белыми-пушистыми.
Комментарии