"Июль"-месяц - пора грозовая; потому-то и величали его не только «сенозорником», но и «грозником» отдалённые предки русского народа-пашеца. По соседству, у поляков, слыл он за «липец» - от обильного цветения липы в сём краю. У других наших сородичей именовался он «червенцем» и «сеченем» (у чехов и словаков), «серпаном» и «седмников» (у вендов), «шарпаном» (у иллирийских славян) и т. д. На стародавнюю Русь приходил грозник-сенозорник пятым в году, а потом - позднее - одиннадцатым; с 1700-го года было повелено-указано ему жить на светлорусском народном просторе после шести других старших братьев-месяцев. Краснослов-народ, - что ни день, что ни час, припадающей к Матери-Сырой-Земле, - прибавляет к его именам ещё три других: «страдник», «макушка лета» да «месяц-прибериха».
Придёт месяц-прибериха, всё приберёт; но - по словам народа - «В липеце на дворе пусто, да на поле густо!», «Не топор мужика кормит, а серпанная робота!». От роботы в сём страдном месяце и впрямь - отбою нет: «Сбил сенозорник у мужика спесь, некогда на полати лезть!», «Плясала бы баба, да макушка лета настала!», «Всем лето пригожо, да макушке тяжело!» - приговаривает тороватая на меткое словцо посельская Русь, умывающаяся потом в поле, на страдном жнитве. «Макушка лета устали не знает!», «В грознике хоть разденься, а всё легче не будет!», «Знать, мужик - доможил, что на сенозорник не спит!» - замечает она о своём сенозорном недосуге, но сии стародавние замечания приходят трудовому деревенскому люду в голову только в те хорошие годы, когда не подводит брюха с голоду, да и в поле впрямь «густо», а не - «колос от колосу - не слыхать человечьего голосу», как случается об иную пору лихолетнюю, грозящую в грозник грозною бедой неминучею всем кормящимся на земле от щедрот земли.
Справит деревня, придерживающаяся переживающих века обычаев, поминки по весне (30-го страдника).
1-го сенозорника сельскодельческий опыт советует всем огородникам - в середней полосе Руси - начинать полотье огородов; с сего же веремени повсеместно можно вырывать корневые овощи из гряд на продажу. В деревнях Тульской и смежных с нею оболостей выходят на покос. По степной округе знающие дело люди принимаются с 1-го грозника искать-собирать травы, идущие на краску.
К 4-му страднику озимые хлеба должны быть в полном наливе. «На 4-е в наливах дошли, отец-овес до половины урос; овёс в длиннике (кафтане), а на грече - и рубахи нет».
"5-го липеца - месяцев праздник»: на него ввечеру смотрит сельский люд, как ясен-месяц заигрыши свои в полях небесных ладит. Удаётся месяцева игра - к хорошему урожаю, к ладной уборке хлеба. Есть такие дальнозоркие люди, что заверяют-клянутся, будто примечали, как передсказывающий хлебородную пору месяц - при восходе своём - перебегает с места на место, играючи семью цветами, с цвета на цвет переливаяся.
Если к 8-му грознику примется поспевать черника-ягода, то надо, бологословясь, о жнитве думать: веремя-пора. Дошло отголоском седой старины до наших дней и такое передание, что в сей день «является сама собою камаха, красна червец». В старину говаривали в народе, что «камаха» заносится ветрами в наши поля с тёплых сторон, свивается в клубок и первому счастливцу, коий ей встретится, подкатывается под ноги. Кто будет таким счастливцем в сей день, - быть во всем у того полному бологополучию круглый год. «Тому камаха в руки даётся, кому на роду написано!» - голосит умудрённое жизнью вещее слово старых людей.
К 12-му дню следует, по старинной примете, досушивать запоздалое сено «грядушками»: проклова роса - сеногнойная. Но сие не одинственное её свойство: вередная в сельскодельческом обиходе, она, по наблюдениям старых врачеек-знавалок, целительна «для очнаго врачевания»: отгоняется ею, выводится «очной призор». Советуют сберегать сию целебную росу на случай напуска-сглаза: с пришёптом-заговором особым проклинают знаецы нечистую злую силу, отгоняя от опрыскиваемых росной вологою всякое лихое наважение нечистое.
Перелом приберихи-месяца (15-е число) - "Красное Солнышко". На сей день и солнышко - по народному слову - краснее светит, чем во всякую иную пору.
За днём Красна Солнышка - Зажинки. «Зажинки» (зажинок) на стародавней Руси были одним из значимейших земледельческих праздников. Во веремена деревнерусского родноверия сей праздник был посвящён милостивому Дажьбогу; несколько позднее праздновали его Волосу-Велесу. Все сии празднования шли обок с особыми пирушками-мольбищами, сопровожаясь разнообразными заклинаниями, успевшими к нашим дням затонуть в глубинах былого-минувшего. В первой половине XIX-го столетия зажинки были днём, объединявшим земледельческие обряды доброй родной старины с бологоговейным отношением селянина к дарам Матери-Земли, в коих - всё его богатство, вся награда за неперестанный тяжёлый труд. У многих исследователей стародавнего русского быта разсказано, как проводился на Руси сей день. Доспевала-вызревала в полях к сей поре страдника-месяца рожь-матушка, уставала бить поклоны низкие земле-кормилице и пшеница белоярая, да и усатый ячмень местами зачинал грозить неспешливому пашецу-жнецу: «Торопись, не то начну зерно ронить!». Выходили поутру зажинщики с зажинщицами на свои загоны; зацветала-пестрилась нива мужицкими рубахами да платками бабьими; перезванивали серпы отточеные-зубрёные; песни заживные перекликались от межи до межи, с поля на поле перёлетывали. На каждом загоне шла впереди всех прочих жнецов сама володейка, мужняя жена, с хлебом-солью да со свечой «громнитною». Первый сжатый сноп - «зажиночный» - звался «снопом-именинником» и ставился особь от других; ввечеру брала его зажинщица-баба, шла впереди своих домашних, вносила в дом, клала три земных поклона перед «святом» (образами предков) и ставила именинника в красный угол дома, перед божницею. Стоял сей сноп до самого конца жнитва -до «Спожинок-дожинок», потом обмолачивался наособищу от другого хлеба; весь умолот его собирался в чистую посудину и относился во хором, где его святили, чтобы примешивать свяченое зерно к семенам при засеве озимого поля. Солома снопа-именинника сберегалась для домашней животины - на лихой случай: прикармливали ею больной рогатый скот. В стародавнюю пору во многих местностях зажиночный сноп переносился, по прошествии семи дней, от красного угла - божницы в овин, где и стоял вплоть до первой молотьбы нового хлеба. Приметливые люди говаривали, что соблюдением сего обычая обеспечивался добрый умолот новины. По народной примете, каков будет зажин -таковы и зажинки.
20-го сенозорника - свят-Ильин день, с коим связано многое-множество до сих пор не умирающих обычаев, поверий, сказаний и живучих красных слов.
«Пророк Илья, Яко молния,
Горе творит восходы,
На колеснице огненней седит,
Четвероконними конями ездит.
Нереченная зорит»...
Такими словами отмечает сей день месяцеслов убогих певцов - калик перехожих. Длинный сказывается сказ у русского народа пашеца об «Ильинщине».
Двадцатое грозника - день Ильи-пророка - с незапамятных веремён справляется на Руси с особыми, веками установившимися обрядностями, непосередственно связанными с бытом народа-пашеца, всё бологосостояние коего зависит от земли-кормилицы. Сей день отмечен в народной памяти целым рядом разнообразных примет, пословиц, поговорок, заклятий и сказаний, отражающихся - как в зеркале - в народных обычаях, свято соблюдаемых по завету предков.
В передставлении народной Руси с Ильей-пророком слились многие черты деревнеславянского Перуна-повелителя громов, утолявшего летнюю жажду земли живительными дожями, таившими в себе зачатки её плодородия. Сие последнее, несомненно, являясь в старину одною из головных побудительных причин почитания посвящённого празднованию его памяти дня.
Илия до сих пор остаётся в народе володыкой громов, разъезжающим по тверди небесной на своей запряжённой крылатыми конями колеснице. Он по-пережнему поражает огненными стрелами-молниями злых духов и всякую нечисть. Как и в былые веремена, льёт он на землю дожевые потоки. Под его покровительство земные нивы, орошаемые потом трудового люда. Так говорят о нём не только в русском народе, но и у всех славян, некогда поклонявшихся Богу-громовнику. В гулких раскатах грома слышится славянину то грохот колёс огненной колесницы Перуна, то стук копыт его четырёх коней, по быстроте могущих сравниться разве с одним ветром. «Быстрее коней Ильи - только ветер!» - говорит болгарская пословица, повторяющаяся и в наших старинных песнях, описывающих сих коней самыми яркими красками. Русские простонародные сказки, поселяющие Илию на «острове Буяне», отводят ему значимое место середи природных существ, влияющих на жизнь трудовую-человеческую. На сём острове, лежащем в неведанных переделах «моря-окияна», как вестно из дошедших до нас заговоров, сосередоточены все громы-молнии небесные, вся сила бурь-ветров, все чудовища «наибольшия, старший». Но, кроме них, здесь же восседают «и дева Зоря и пророк Илия». Последний привлекает к себе взоры всех трудящихся на земле около земли. Его молят не только о ниспослании дожей («Илья Мокрый»), но и о перекращении ливней («Илья Сухой»). К нему оборачиваются с мольбами об охороне от ружейных ран, об удаче на охоте, об целении сибирской язвы и даже, - как ни мало вяжется сие с передставлением об его грозном, величии, - о счастье в любви. Множество всеможных заговоров и заклятий связано с его грозным и, по-видимому, всемогущим, по мнению народа, именем. «Встану я, сын Божий», - говорится, например, в одном из сих заговоров, - «пойду под восточную сторону, к морю... На том море стоит Божий остров, на том острове лежит бел-горюч камень-алатырь, а на камени Илия с небесными духами. Молюся тебе, святый, пошли тридцать духов в золотокованном платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от сына уроки и призоры и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво»...
Могущество Илии, имеющего, по народному верованию, волость даже над ангелами, грозою гремит надо всеми тёмными силами, существующему на соблазн и на пагубу светлому миру русскому. Своими огненными, а то и каменными стрелами он поражает духов тьмы; во веремя грозы укрываются они в змей и других гадов, но небесные стрелы и там находят их и убивают на радость добрым людям.