Самое свежее

После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый? Ева Меркачева. На адвокатов террористов из Крокус Сити посыпались угрозы Эль Мюрид. Мурло террориста

Споры во Франции о русской революции(окончание)

  •                                                                                                                                    - Но вернемся домой. Ты неоднократно жаловался на то, что российское изобразительное искусство находится в руках шпаны, жуликов...

    - Сейчас ситуация еще хуже, оно уже ни в чьих руках не находится. Кризис прошелся по нему катком.

    - И тем не менее ты почти всегда оговаривался, что веришь в будущее, что здравый смысл восторжествует. Ты искренне так считаешь?

    - Я занимаю здесь, возможно, слегка мистическую или даже фанатичную позицию - хочу сказать тебе об особой роли России и русского искусства. Мы в силу разных обстоятельств долгое время были оторваны от Западной Европы. У нас не было рыцарства в европейском понимании, но когда враг нападал, то русский мужик в лаптях с ведром на голове становился рыцарем.

    У нас не было Ренессанса. У нас не было скульптуры. Но зато была создана русская икона, как духовный знак, как необычайное явление, из которого впоследствии вышел русский авангард, вышел Матисс. Она пришла из Византии и Греции, но именно у нас поднялась до этих высот.

    Дальше. Самое большое влияние на мир западного искусства оказали кто? Представители русского авангарда. Это никем не оспаривается. Потом был очень интересный период соцарта, создана мощнейшая школа реализма, появились грандиозные мастера, которых мы не показываем. Потому что не умеем сами себя подать.

    Итак, русская икона, авангард. Но должна быть троица. В чем третий элемент? Интересный вопрос. Его пока нет, но он надвигается, он тоже придет из России. Время собирать камни, я один из тех, кто это делает. И вот когда мы их соберем, то покажем всему миру, что рождается новый синтез старых искусств.

    ...Незадолго до моего отъезда из поместья Шамуссо Михаил достал из картонной папки старую ученическую тетрадь.

    - Посмотри, что я нашел - тебе первому показываю. Это записи 1984 года. Нью-Йорк. Кажется, был тогда чуть нетрезв - судя по почерку. Но все равно, вот послушай:

    "Я - русский и умру русским. Нет страны, нет языка, нет народа, который я любил бы больше России, русского и русских. Это моя плоть, мое сердце, моя кровь и душа. Родившись сыном своей страны, я сыном ее и умру. Великое счастье быть русским и принадлежать России. Даже будучи в изгнании и вдали от нее, я всегда с нею, моим сердцем, разумом, душой..."

    Видимо, ему было важно, чтобы я увидел эту тетрадку. И написал о ней в газете.

    Владимир Снегирев    10.06.17

0