Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Христианская философия

  • Георгий Петров 2

     
    Обычно люди воспринимают окружающий мир и самих себя, довольствуясь представлениями «здравого смысла», который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. Такие люди всегда находятся во власти расхожих мнений и стереотипов, у них отсутствует самостоятельная жизненная позиция, они не способны обосновать свои идеалы и ценности.

    Путь разумного мышления, путь христианской философии ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному «мЫшлению», он не только чаще вскрывает проблемы и противоречия, но и способен дать правильное представление о том, что же такое наше человеческое бытие и в чём состоит его смысл.

    Христианская философия не есть некое абстрактное знание, напротив, именно в самой жизни берут своё начало её самые серьезные, самые глубокие мировоззренческие проблемы, именно здесь находится главное поле её интересов. При этом важно иметь в виду, что человек, пытающийся осмыслить действительность, должен критически относиться к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим – вести поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях, средства и направления своего дальнейшего развития.
     
    Культура мышления, которую несет с собой христианство, не может быть навязана помимо собственной воли и желания. На пути, ведущем к разумности, человек должен совершить усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных сил и способностей. В противном случае он останется в плену навязываемых догматов, а философия жизни останется для него непрочитанной книгой.
     
    Говорят, что всякому времени соответствует своя философия. В этих словах есть определённый смысл, но именно в наши дни с особой остротой перед мыслящим человеком встаёт вопрос о первоочередной необходимости поиска смысла собственного бытия и преобразования своего отношения к жизни. Собственная жизненная практика является сферой сугубо личных интересов, откуда человек только и сможет получить стимул для решения своих проблем, где проявляется истинная действительность и мощь человеческого мышления.

    На храме Аполлона начертано: «Познай самого себя». Древнегреческий философ Сократ переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей этики «добродетель есть знание». «Есть только одно богатство – знание и одно зло – невежество», - говорил он. Самопознание и прежде всего познание своей нравственной сущности есть предварительное условие добродетельной и счастливой жизни. Сократ совершил переворот от рассмотрения (во вне) природы к рассмотрению (в себе самом) человека.
     
    Философия - любовь к мудрости. Мудрость - суть знание самого себя и смысла своего собственного бытия, начало же премудрости - страх Божий - тот самый ужас небытия, который преодолевается осознанием самого себя не как смертного тела, но как души, лишь временно облечённой во плоть. Такое вот знание предполагает как возможность, так и способность человека совершать разумный выбор из множества предлагаемых определений человеческой сущности и её жизни.

    Христианство как жизненная философия и начинается с выбора Истины и Бога, выбора, которому подчиняется всё личное существование как следование не инстинктам, но Воле Божьей, выбора, который претворяется в бытие повторением жизни, как Пути, указанного Иисусом Христом - Воплощением Истины. Христианин главную свою задачу видит в том, чтобы построить в самом себе систему мировоззрения (Царство Божие), основанием которой служит Истина, которая отвечала бы взыскательным требованиям Разума, соответствовала бы мировоззрению Бога …  "переход от мифа к логосу" – вот краткая формула рождения христианской философии.
     
    Мир - тварен, это первое следствие работы человеческого ума, осознающего себя инструментом познания, образом (мыслей) и подобием (отношений) самого Бога, выстраивающим в себе самом систему отношений по «предложенному образцу» - Христу Иисусу, несомненное бытие которого ложится в основание христианского мировоззрения. Любое ограничение для разума есть непонимание самого способа его бытия как «движения» мысли, направленной не на конечные и ограниченные «предметы», а на что-то и на самом деле бесконечное и неограниченное, само существование которого и есть ЖИЗНЬ. И вот здесь главное понять, что жизнь Бога не есть бытие природы.
     
    Вся природа не живёт, а существует как некий "механизм", имеющий целью своей воспитание душ человеческих, подготовку для Рождения в них духа от Духа Святого, который (только) и делает человека "причастником Божественного естества". Библейский образ «Премудрости Божией» более понятен современному человеку как квантовый компьютер (информационно-генетическая машина), созданный Богом ДО сотворения материального мира. Сам тварный мир есть объект познания скорее научного, а самопознание лежит в глубинах собственного бытия и направлено именно на субъект мышления, в качестве которого человек способен принять и самого себя.

    Разница между объектом и субъектом элементарна. Объект не имеет самосознания. Он не обладает его атрибутами: целью, смыслом, волей и т.д. Этими свойствами не обладает и любая система объектов вплоть до вселенной. Субъект или их система могут иметь цели, желания, планы и т.д. Если рассматривать природу как всю совокупность субъектов и объектов, то в таком случае природа может иметь и смысл и цель. Но любая цель и любой смысл могут быть ей приданы только субъектами, а не существовать изначально. Главное, чтобы этот смысл и цели были исполнимы в рамках законов природы.
     
    Если человек является составной частью природы, то познать природу и обеспечивать ей это познание он может, пока и поскольку границы этого познания не выходят за рамки самой природы.  «Природный» человек максимально возможной целью собственного бытия может видеть своё собственное существование только в рамках вечности «жизни» самой природы, но если уж ставить своё вечное бытие целью и смыслом собственного личного существования, то человеку просто необходимо выйти за рамки природы, искать и найти в себе самом тот возможный способ бытия, который не связан с объективным бытием вселенной.
     
    Нужно просто понять, что если всё тварное (материальное) можно перевести в цифровой вид и формулы, то Бог (Личность) не есть «число». Его жизнь протекает вне рамок этого (оцифрованного) мира, а наше бытие только представляется нам «жизнью», которой, впрочем, мы не способны дать удобоваримого смысла пока и поскольку не «свяжем» себя с жизнью Слова Божьего - Истины. Жизнь Бога - суть Воплощение Истины = Бог есть Любовь и если душа наша (сознание) будет жить Словом Божьим, то Царство Его выстроится в нас как система собственно человеческих отношений имеющая своё начало в Боге - Слове, а не в мёртвой (по сути) цифре.

    Главным жизненным побуждением мыслящего человека является тот Образ Истины, который явил миру и людям Бог - Иисус Христос ... бытие Которого и есть Путь, Истина и Жизнь. Кроме Бога и Истины христианин ничего не знает, а жизнь его состоит в утверждении Слова Божьего в себе самом, стремлении оставаться человеком (образом и подобием) каждый миг бытия, позволяя событиям вокруг него протекать так, как им будет угодно.

    Христианин по жизни «несёт свой крест», стараясь не делать ничего того, что не отвечало бы Воплощёной Любви и чувству личной ответственности перед Богом за содержание своей души. Отношение к внутреннему состоянию в попытке "создать" Царство Божие основанное на Истине в себе самом, для него гораздо важнее, чем отношение к внешнему миру.
     
    Такое жизненное проявление не остаётся безответным и в минуты наивысшей реальности ЖИЗНИ - Богообщения человек познаёт саму Любовь Бога и Рождается в вечность.
4

Комментарии

2 комментария
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный23 октября 2019 г.
    Христианская философия не есть некое абстрактное знание (конец цитаты) Согласен на все 100! Но при условии что это чистое учение, не имеющее никакого отношения к человеку. Однако так быть не может. Как и у каждого учения у него есть идеалисты создатели, и прагматики последователи всякие кириллы, филареты, варфоломеи и пр. иерархи своей жизнью и проводимой политикой и отдалённо не имеющих к оному учению, ну ни малейшего отношения.
  • Георгий Петров
    Георгий Петров23 октября 2019 г.
    Всё, что от людей НЕ есть ИСТИНА. Есть Истина Божественная (Бог есть Любовь) и "правда" людская. Истина становится человеческой при ВЕРЕ в Неё, а не в "учения" ...