Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

«Прости нас, Государь!» Из истории самодержавия, ограниченного удавкой

  • Исполнилось 215 лет со дня смерти, а точнее, убийства императора Павла Первого. В царское время это событие официально именовали «апоплексическим ударом» (и вполголоса шутили при этом: апоплексический удар табакеркой в висок). В советское время отношение к цареубийству 1801 года было довольно неоднозначным.

    Например, в книге Льва Никулина «Мёртвая зыбь» и снятом по ней фильме «Операция "Трест» (1968 г.) один из героев, скорее положительный, произносит такую возмущённую тираду, обращаясь к заговорщикам-монархистам 20-х годов:

    "Панихиды служите по Николаю Александровичу! А кто Петра Третьего убил? Господа дворяне – Григорий и Алексей Орловы. Григорий – любовник Екатерины. А Павла Петровича, императора, кто убил? Не матросы и латыши, а Талызин, граф Палён и кто там ещё! Господам, значит, дозволено... Сначала всё по-благородному: «Sire, vous devez abdiquer» («Государь, вы должны отречься от престола»). А Николай Зубов: «Чего ещё абдике?» – и фунтовой золотой табакеркой монарха в висок. Я сам эту табакерку в алмазном фонде видел – весь угол смят. А потом набросились на помазанника божия и всего истоптали, как мужички конокрада. И не служили панихиды по невинно убиенному!»

    После чего разъярённые монархисты ревут: «Предатель! Смерть ему!» – и в конце концов действительно убивают неуместного оратора.

    Году в 1992-м мне попался первый отрывной календарь новой эпохи – всё советское в нём было тщательно вычеркнуто. Но меня поразила фраза на листке от 24 марта: в ней говорилось, что в этот день в 1801 году император Павел Первый скончался от... апоплексического удара. Снова-здорово, значит. Что, значит, теперь снова так тупо станут повторять старую ложь? Как говорил проницательный Талейран, «они ничего не забыли и ничему не научились».

    А в советских школьных учебниках обществоведения, по которым я учился, убийство Павла Первого приводилось как яркий пример того, что даже абсолютный монарх должен послушно выполнять волю правящего класса. А если он вздумает пойти против него – его ждёт судьба императора Павла. И приводились иронические слова, которые приписывают мадам де Сталь и действительным автором которых, возможно, является Пушкин: «Правление в России есть самодержавие, ограниченное удавкою».

    И заметим, никто не ставит по всей нынешней России портретов государя-императора Павла Первого со слоганом «Прости нас, Государь!» Потому что правящий класс никакой вины за это цареубийство не чувствует по сей день – раз низшие сословия отношения к нему не имели...

    Какие выводы можно сделать из этого? Очень простые: ежегодная неутихающая истерика «Прости нас, государь!», вскипающая к каждому 17 июля, годовщине гибели Николая II, есть явление сугубо классовое. «Низшим классам», «черни», как их именовали до 1917 года, пытаются привить чувство вины и священного трепета перед «высшими», «природной аристократией», «их благородиями». «Элитой», короче говоря. Когда «элита» разрешает свои мелкие разногласия с божьими помазанниками посредством апоплексических ударов табакеркой в висок, как в марте 1801-го – это её внутреннее дворянское дело. И черни сие не касается. Или, как выразился персонаж романа Никулина, «господам, значит, дозволено...» А вот если священную голубую кровь осмеливаются пролить всякие разночинцы, как в марте 1881-го, когда грохнули Александра II, а то и вовсе «неблагородные», как в июле 1918-го – тогда, конечно, совсем другое дело...

     

    Александр Майсурян 

12

Комментарии

3 комментария
  • Валерий Мироненко
    Валерий Мироненко25 марта 2016 г.+9
    Двойной стандарт вошел «весомо, грубо, зримо» в нашу жизнь. Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Аристократам можно красть миллиардами – и из за это чаще всего ожидает «домашнее заточение» или отсрочка наказания лет на 15, аккурат к истечению срока давности по преступлению. А чернь сажают на реальные 3-5 лет за кражу поросенка или пьяную зуботычину. То же – и в отношении монархов. Свои грохнули – честь и слава! Чернь грохнула – страшные проклятья ей, пусть хоть убиенный царь при жизни заслужил прозвище Кровавый и сложил свою голову в итоге им же порожденной гражданской войны.
    • Егений Сергеев
      Егений Сергеев26 марта 2016 г.+1
      Да, Валерий, да. Слямзил десяток-другой лимонов, а то и лярд, да тоже не один - превышение полномочий, халатность и проч., и проч. Стали мы банальное воровство эдак стыдливо камуфлировать словоблудием. Оно бы чёрт с ними, если бы не имело тяжких последствий.
  • Александр Росляков
    Александр Росляков25 марта 2016 г.+8
    Почему убиенного Николая оплакивать надо, а убиенного Павла нет? Ответ на это еще в позапрошлом веке дал поэт Баратынский: «Кто… пепел твой почтит нелицемерной панихидой? Никто! – Но сложится певцу канон намеднишним Зоилом, уже кадящим мертвецу, чтобы живых задеть кадилом». Не надо врать, что мертвецам нужны какие-то посмертные припарки – они уже в вечном пролете. И вся «дань памяти» – сугубо конъюнктурное кадило для рихтовки современного сознания. Оплакиваем наших павших за Победу в Великой Отечественной – настраиваем себя на победу. Оплакиваем пораженца Николая – настраиваем себя на поражение.