Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Письмо учителя истории в редакцию

  • Наше школьное образование вот-вот упадёт на американский уровень

     

    Прочитанные на вашем сайте статьи Японцы о русских и Американцы о русской армии, заставили меня, фигурально выражаясь, взяться за перо, то есть, говоря простым современным языком, сесть за клавиатуру. В своих статьях вы смеетесь над американцами, японцами и китайцами, но дело в том, что современные российские школьники по качеству своих знаний скоро упадут до американского уровня.
    Говорю это вам не как человек с улицы – я уже много лет преподаю в школе ту самую историю.
    Почему я говорю, что до американского уровня наши ученики еще не упали, так это потому, что точные науки и науки естественные они пока ещё изучают добросовестно, и учителя-предметники, ведущие в моём классе (то есть, в классе, где я являюсь классным руководителем), физику, алгебру или химию, на успеваемость моих подопечных не жалуются, но вот с гуманитарными науками – с историей и литературой – происходит что-то невообразимое. Школьная программа с советского времени почти не изменилась, да и учителя в основном те же – литературу в нашей школе преподаёт та самая Людмила Сергеевна, которая преподавала её мне, когда я сам был учеником этой же школы. Но если в моём классе, где я был учеником, каждый знал, кто такой царь, кто такой Ленин и кто такой Гитлер, то в тех же классах, в которых я преподаю, об этих людях ученики имеют весьма туманное понятие. Великая Отечественная война для них представляется чем-то более далёким, чем для нас была война с Наполеоном. Далёкое для них даже то, что было 20 лет назад. Вот некоторые примеры того, что говорят мои ученики:
    «Лет двадцать или даже тридцать назад, когда была Отечественная война, немцы или французы, с которыми мы тогда воевали, сбросили на Чернобыль атомную бомбу, и с тех пор там водятся зомби и мутанты». Это говорил один девятиклассник, а ещё один однажды 23 февраля, когда я пришёл в школу с медалями на пиджаке (пришлось повоевать в первую чеченскую, когда был срочником), спросил, не воевал ли я в Великую Отечественную.

    Картинка из учебника советского времени. Тогдашние учебники давали детям более адекватные представления об окружающей действительности.
     

    А вот, что говорит одна девочка: «Ещё до войны, когда нашей страной правили короли, у одной русской королевы был любовник Распутин. Однажды он проигрался в карты, и чтобы выплатить его долги, эта королева вынуждена была продать Америке Антрактиду». Конечно, даже среди взрослого населения существуют люди, которые на полном серьёзе считают, что Аляску продала Екатерина II, но они по крайней мере знают, что она была императрицей, а не королевой. Почему же у их детей в голове всё перемешалось?
    Мой отец всю жизнь проработал простым рабочим. Но и он, и его коллеги, могут без запинки перечислить всех русских царей, не забыв даже Иоанна Антоновича, все русско-турецкие войны 18-го века, не говоря уже о том, что со школьных лет помнят и дату Куликовской битвы, и дату Ледового побоища, и дату отмены крепостного права.

    В советские времена любой работяга знал, кто кому, когда и почём продал Аляску.


    А теперь посмотрите, что думают про крепостное право теперешние ученики, имеющие по остальным предметам положительные оценки:
    «Раньше колхозами на селе владели так называемые помещики. Крестьян они кормили плохо, платили им мало, и многие крестьяне, спасаясь от голода, эмигрировали в Америку. Тогда царь дал помещикам право заточать крестьян в крепость. Поэтому это право и стало называться крепостным».
    Впрочем, и о советском времени, в которое росли и учились их родители, нынешние школьники имеют весьма слабое представление. Например такое:

    Советская монархия

    «В Советском Союзе царила абсолютная монархия».

    «При Советском Союзе была железная дисциплина – в школу ходили строем». «Материться было нельзя – за матершинный анекдот давали пять лет лагерей». «За порядком следили не только учителя, но и пионеры, которые, чтобы отличаться от остальных, носили на шее красные повязки. Если они видели, что кто-то курит или пьёт алкогольный коктейль, они стучали в барабан, и за это их называли стукачами». «Советские люди были беднее физически, но богаче ментально». «В Советском Союзе отсутствовала демократия и царила абсолютная монархия». «Секс был запрещён, а забеременевшую девочку могли даже выгнать из школы». «Всё было дёшево: мороженое стоило 10-20 копеек, а машину-копейку, даже новую, можно было купить всего за шесть тысяч рублей, и за такую дешевизну её и прозвали Копейкой». В последнем высказывании факты приведены верно, за исключением додуманной причины обретения Жигулями такого прозвища. Дело в том, что в семье этого девятиклассника ребёнок поддерживает доверительный контакт с родителями-пенсионерами. Родился он, когда матери было за сорок, и теперь мать, находясь на пенсии, уделяет его воспитанию всё своё время. Общаясь с ней, этот подросток знает кое-какие реалии советского быта. Но знание фактов всё равно не даёт правильного понимания тогдашней действительности – подросток думает, что деньги тогда были те же, что и сейчас. А то, что нынешние шесть тысяч рублей меньше, чем тогдашние шесть тысяч копеек, до него так и не дошло, и когда я сказал ему, что доллар в те времена стоил 75 копеек, он решил, что в 80-е годы в США была гиперинфляция.

     


    Советское образование было когда-то лучшим в мире, и в школах никто не собирал с учеников деньги на ремонт.

     

    «В школу ходили строем, а стукачи носили красные повязки».

     

    «Советские дети читали всё поголовно».

    Тем не менее, мнение школьников о советском прошлом в основном положительное: «Советские дети читали всё поголовно». «Милиция была честная, добросовестная и не злая». «Многие вещи, сделанные в Советском Союзе, были качественнее, чем сейчас». «Советское образование было когда-то лучшим в мире, и в школах никто не собирал с учеников деньги на ремонт». Хотя отмечают и «техническую отсталость коммунического строя»: «В Советском Союзе не было изобретено компьютера, и люди переписывались на печатных машинках. Из-за этого в офисах стоял непрерывный стук». «Вместо калькуляторов советские люди считали на счётах. Это было очень трудно, но моя бабушка до сих пор умеет на них считать». Повезло этой девочке с бабушкой! Благодаря ей, она хоть знает, что такое счёты, но её дети вряд ли уже об этом узнают.
    Слаборазвито у нынешних школьников и национальное самосознание. Национальность многие из них отождествляют с гражданством. Например, один девятиклассник написал буквально следующее: «Раньше моя тётя была русской, но потом она уехала на Украину и стала украинкой». «У меня есть двоюродная сестра Лера. Она эстонка, так как живёт в Тарте, которая в Эстонии». «В классе у моего брата есть одноклассник Расул. По национальности он Такжикистанец, но его за это никто не обижает».
    Правда, есть ученики, которые историей даже интересуются, но каша у них в голове царит не меньшая, чем у менее начитанных сверстников. Так, один одиннадцатиклассник заявил: «Сталин был антисемитом. Он специально создал Израиль, чтобы выслать туда всех евреев, но не успел это сделать. Его отравили врачи, которые сами были евреями».
    Не меньшее беспокойство вызывает и степень понимания нынешними школьниками нашей классической литературы. Они воспринимают её сквозь призму нынешних реалий. Уже упомянутая мной Людмила Сергеевна принесла мне однажды сочинение по теме «Евгений Онегин», в котором одна школьница, та самая, которая говорила, об отчислении из школы беременных девочек, написала: «Ольга изменила Ленскому с Онегиным, и Ленский вызвал Женю на Дуэль, за то, что тот отбил у него девушку». Или вот ещё один перл другой школьницы: «Чаадаев болел душой за декабристов, и поэтому его признали душевнобольным».
    Читая эти сочинения, я не мог не удивиться ещё одному – почерку. Современные девятиклассники пишут таким же почерком, каким во времена моего детства писали во втором классе. Орфографические ошибки тоже были на уровне начальной школы. И тогда у меня родилась гипотеза: может, наши дети ничуть не глупее нас, просто они медленнее взрослеют – в пятнадцать лет они по своему когнитивному развитию находятся на восьмилетнем уровне, а оканчивают школу десятилетними.

1