Если зрительный зал стоя аплодирует увиденному и услышанному со сцены-можно ли скорбеть по этому поводу?!
В день 25летия театра «Содружество актеров Таганки» давали спектакль «ВВС(Высоцкий Владимир Семенович)».
А перед ним был показан двадцатиминутный коллаж из старенькой ВГИКовской кинозхроники про выходки непредсказуемого студента Губенко и поэмы про то, как полтора десятилетия актеры выживали ( и ведь выжили!), не имея никакой государственной поддержки.
«Как это – не имели? – наверняка возмутится строгий читатель. – А самое новенькое театральное здание в Москве – это не поддержка? Да Губенко со своим «детским садом» его просто взял на абордаж! И самый справедливый на свете московский суд признал абордаж справедливым!»
Приветствие театру главы Союза театральных деятелей Александра Калягина (Какая глыба! Как матерый Человечище!), когда-то юным и стройным поступившего в Театр на Таганке, не слишком сложно истолковать, как неистребимое всесилие личных связей худрука-коммуниста, последнего министра культуры СССР..
Но вот театр поздравляет худрук Малого Юрий Соломин. Восхищается тем, что Губенко ничто не может вышибить из седла, что : емуещё хватает сил для профессии ,которой он занимается всю жизнь.
Такое уважение не получишь «по знакомству».
Коммунист Губенко может не нравиться кому-то из коллег (им надоела «старинная игра в слова» и они без отрыва от кормилицы-сцены с куда большим удовольствием занимаются торговым и гостиничным бизнесом!) но мужик он замечательный.
«В мужчине нет ни чего по-настоящему безобразного!» - восклицала героиня романа «Иметь и не иметь» Эрнеста Хемингуэя.
И эта мужиковатость в соединении с кипучим жизнелюбием собирает полные залы.
Вопреки всем репликам, что де «Губенко выпал из времени и кончился».
Да ничего подобного!
Когда театр поздравлял московский министр культуры Александр Кибовский, главной эмоциональной нотой у него стало признание, что за четверть века «Содружество актеров Таганки» вырастило своего зрителя, всё понимающего и хранящего трогательную верность.
И очередное подтверждение правоты мудрейшего из министров - спектакль «ВВС»(Высоцкий Владимир Семенович») играемый уже двадцать лет. В него постоянно что-то новое вставляют, что-то убирают .Подобно тому, как меняют живые цветы в гигантской корзине перед портретом Высоцкого.
Никто не пытается изображать самого Поэта. ,рассказывать о нем какие-то прибаутки.. Он присутствует в зале разве что короткими фрагментами аудиозаписей. Стихов и песен вполне достаточно, чтобы показать историю уличного мальчишки, сумевшего прорвать оцепление «охотников» ,уйти от погони и стать «Нашим Всем»
Единственный упрек, какой можно адресовать автору спектакля (а Николай Николаевич Губенко и автор сценической композиции и режиссер)- что не все песни и стихи Высоцкого получились «Равно-зримыми».
«Зримая песня» назывался нашумевший полвека назад спектакль студентов ленинградского института театра,,музыки и кино ,составленный из курсовых работ учеников Георгия Товстоногова.
В отличие от студентов Щукинского училища, ставших Театром на Таганке и певших песни преимущественно собственного сочинения, ленинградцам повезло куда меньше. После нескольких сенсационных работ они разбежались по разным театральным углам, доказав вечную правоту афоризма, что «Театр, это – как водка».
…А спектакль Николая Губенко можно было бы назвать «Наш Высоцкий».
Потому что у каждого человека он свой.
И московские девицы, горделиво подставляющие робким весенним лучам татуировки с изображением Мужчины Своей Мечты, не кощунствуют, а поклоняются Божеству.