Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ЧАСТИЦА ЧЁРТА В НАС...

  • ..

    -В связи с безвременьем самое время поговорить о нашем времени!...

    -Но ведь нужна же хоть какая-нибудь интеллигенция!..

    Эти две фразы из легендарного спектакля Театра на Таганке « 10 дней, которые потрясли мир» не забываются и через полвека. Они до жути актуальны и сегодня!

    В ТОМ спектакле молодой красавец Николай Губенко в роли Керенского ходил над залом по проволоке и отдавал приказы министрам, стоя на голове.

    А сегодня народному артисту России семьдесят пять. На дворе очередное Смутное Время. Россия   выбирает себе   президента. Худрук «Содружества актеров Таганки»   Николай Николаевич Губенко выпустил к 100летию Великого Октября  спектакль «Нечистая сила» по самому знаменитому роману Валентина Пикуля, задевающему любимый монархический миф России, что царь-Батюшка никогда не бывает неправ, а  всегда неправ лукавый царедворец, заморочивший Батюшке голову.

    Похоже, Губенко  в очередной раз рискнул пройти по проволоке.

    Наслушавшись очередных дебатов между  кандидатами  в президенты России, зрители в  театральном зале воспринимают споры  членов царской семьи о готовности или неготовности  наследника престола Николая  управлять страной, как нечто абсолютно свежее, необходимое здесь и сейчас…Память сразу же выкатывает  многократно обыгранное в Интернете сходство «полковника Романова» и премьера России Дмитрия Медведева, уже отбывшего один президентский срок..

    Сто лет прошли, а при решении вопроса «Кому Путин оставит Россию?»  традиционная российская буря эмоций при минимуме логики и достоверной информации.

    Когда летом 1979 годы роман Пикуля  с некоторыми сокращениями и под названием «У последней черты» был опубликован в журнале «Наш современник»,  разразился скандал  редкостной силы.

    Затянувшийся на многие месяцы:

    У автора спалили дачу. «Чтоб жизнь медом не казалась!».

    Вся советская пресса по приказу свыше дружно ругала автора за «антиисторизм».

    Ну, кому из власть имущих могла понравиться изображенная в романе картина всеобщего маразма, позволявшего  «эффективным менеджерам» осчастливить Гришу  Распутина ящиком мадеры, шубой, на всё согласными «девочками», а за его спиной разворовывать из казны  многие миллионы?!

    Вроде бы образованные и воспитанные люди называли Пикуля фашистом лишь за то, что он посмел напомнить об оголтелом разграблении страны.  

    В ту пору шлягер «Роу-Роу-Распутин!» в исполнении группы «Чингисхан» несся в СССР из всех форточек и подворотен.

    И невозможно было представить, что через сорок лет в Совете Федерации «отцы русской демократии» поставят Ленина в один ряд с Александром Македонским,Чингисханом,Тамерланом.

    Весьма авторитетный  еженедельник «Тайм» под рубрикой «Мировые новости» поместил  заметку «Rasputin is in» (можно перевести и  как «С Распутиным в сердце»!),где утверждалось, что труд автора нельзя не уважать.  И что роман поднял  в обществе самую большую волну интереса к фигуре Распутина,  «ставшего едва ли не знаменем нового поколения  советских борцов за права человека»

    (Сказано за четверть века до реплики профессора Хасбулатова об управляющем Россией «Коллективном Распутине»!)

    Прошли годы и сегодня приходится признать, что «Тайм» был прав в своих оценках.

    Пусть заведение «для озабоченных мужчин» «Распутин», квартирующее возле Крымского моста, и  стало ныне  тихой пристанью для джентльменов со многими банковским карточками, неторопливо прополаскивающими рты дорогим коньяком и знающими о чем поговорить с дамой в перерыве между первым и вторым.

    Пусть эстрадные звезды спорят у кого из них дома «тот  самый» столик, за которым Григорий  в ночь убийства ужинал последний раз в жизни.

     В посвященный «Святому Черту» в селе Покровском(это рядом с Тобольском!) народный музей Распутина не утихает паломничество со всего мира. На стене музея под стеклом донесение исправника, что Григорий  «трезвого поведения».

    А звезды мирового кино просто выстроились в очередь, непременно желая сыграть роль «человека на все времена», помогавшего не только православным, но и мусульманам и иудеям.

    Спектакль – историческая хроника имеет полное право на мелькание эпизодов, каждый из которых сам по себе законченный драматический сюжет. И если кто-то скажет, что какие-то  миниатюры интересней  длинного спектакля –в том нет ничего обидного для автора инсценировки и  режиссера-постановщика. Исторические миниатюры Валентина Пикуля, своего рода черновики будущих романов, были подлинными шедеврами. И превзойти самого себя у «советского Дюма», увы, не всегда получалось.

    Уже к середине первого действия понимаешь, что попал вовсе не на лекцию «с элементами театра и кино». Что спектакль отнюдь не о сексуальных похождениях дикого мужика – сибиряка, а о  несчастной стране, где власть столь дика и блудлива, что  легко падает в руки кому угодно..

    Про убийство Григория Распутина богатыми   гомосексуалистами России и Англии, полюбившими друг друга во время совместной учебы в Оксфорде, изданы сотни книг и сняты десятки  фильмов.

    Тут ни убавить, ни прибавить.

     Хотя некоторые «творцы» и позволяли себе присочинить эпизоды коллективных совокуплений российской аристократии под «Калинку» или «Полюшко-поле». Ну, совсем как в каком-нибудь московской «клубе для джентльменов».

    Пойдя вслед за автором, позволяющим себе чередовать чисто-исследовательские главы с анекдотическими историями из дореволюционной прессы и грубоватым юмором, легко было съехать на дорожку проторенную предшественниками, не склонными слишком утруждать себя. Типа пьесы Алексея Толстого «Заговор императрицы», в советские годы  обошедшей множество сцен и даже ставшей дивным телеспектаклем с потрясающим Романом Филипповым в роли Распутина.

    Сорок лет назад Губенко   сам блистательно сыграл бы эту роль.

    У него безупречный вкус и уникальная творческая форма..

    А Пикуль, хоть и числился всегда сочинителем исторических романов, по сути всегда был прежде всего моралистом-проповедником. Литература его интересовала лишь как форма проповеди.

    И нынешняя проповедь со сцены Театра «Содружество актеров Таганки» заставляет вспомнить, что после выстрелов олимпийского чемпиона по стрельбе великого князя Дмитрия Павловича, сразивших духовного отца императрицы, крупнейшая в мире   империя не прожила и трех месяцев.

     Исчезла с политических и географических карт.

    Разумеется, ни  бравый стрелок Дмитрий Романов, ни женственный красавец Феликс Юсупов, любивший в парижских кабаках  рядиться в платья и распевать «дамский репертуар»,   ни смелый боевой летчик и удачливый   английский разведчик  Самуэль Хор  не хотели этого.

    Убийцы «святого черта» надеялись «всего лишь» ослабить германофильское влияние внутри семьи Николая 2го.

    Но… так получилось.

    Бывший резидент английской разведки в Питере (и  один из любовников ангельски-красивого Юсупова!) сэр Самуэль Хор за блестящую организацию устранения Распутина стал виконтом Темпльвудским и министром по делам Индии в правительстве Великобритании.

    Великий князь Дмитрий Павлович очень неплохо устроился в Париже в качестве гражданского мужа Коко Шанель, положившей запах усов демонического мужчины  в основу аромата самого знаменитого  ее парфюма.

    А нам с вами выпало удовольствие  посмотреть спектакль, на который трудновато достать билет

2