Новости партнеров

Самое свежее

Игорь Яковенко. Это война. И власть в ней на стороне коронавируса Сергей Шаргунов. «Даже в пекле надежда заводится» 8 апреля - день Победы над печенегами и половцами Александр Росляков. Пожизненный Путин земли русской – это ее спасение или погибель? Герман Садулаев. Почему власть должна выигрывать в пропаганде по борьбе с вирусом Кто постоит за честь и достоинство половецкого народа?
Загрузка...

Чудо на Неве

  • Ленинграда удалось посадить падающий самолет Ту-124 на воду без единого пострадавшего

    Благодаря мастерству экипажа, авиакатастрофы рейса Таллин - Москва 21 августа 1963 года в Петербурге удалось избежать. Все пассажиры Ту-124, который сажали на Неву, выжили!

    Ровно 55 лет назад в центре нынешнего Санкт-Петербурга, прямо в Неву, приводнился самолет. Пассажирский Ту-124. Чудо? Конечно, без доли невероятного тут не обошлось. Чудо, немного везения и... невероятное мастерство летчиков и всей команды воздушного судна - тех, кто 21 августа 1963 года спасли по меньшей мере 50 человек.

    Столько было в салоне самолета. А если бы воздушное судно рухнуло на город? Сколько жертв было бы тогда?! Но наши летчики спасли всех - и пассажиров, и мирных жителей, которые с удивлением и невероятным восторгом смотрели на посадку самолета на главную речную артерию тогда еще Ленинграда.

    Казалось бы, сюжет, достойный большого кино. Но не в Советском Союзе. В Америке? Пожалуй. Там и сняли "Чудо на Гудзоне" после аналогичного приводнения аэрбаса в 2009 году на холодные воды Гудзона. В СССР, наоборот, тщательно скрывали все детали того происшествия.

    Это сегодня очевидцы начали бы массово снимать все на смартфоны и выкладывать фото и видео в Сеть в режиме реального времени. Город, да что там, весь мир узнал бы о случившемся в считанные секунды. Но в 1963-м Интернета не было, зато фотокамеры у горожан и туристов имелись. Пленочные. И очевидцы тоже было начали фотографировать чудо на Неве. Но не тут-то было! Доблестные сотрудники милиции тщательно выискивали из толпы зевак тех, кто снимает самолет на камеру и засвечивали пленку.

    Фотографу Юрию Туйску повезло - он был поодаль и сумел сфотографировать "чудо на Неве". Это его снимки облетели потом весь мир. Правда, обнародовал фотограф их лишь спустя десятки лет - только в 1996 году.

    ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТУ-124 21 АВГУСТА 1963 ГОДА

    Обчный августовский день. Самолет отправился рейсом из Таллина в Москву. Когда пассажиры утром занимали свои места, никто и подумать не мог, что их жизни будут висеть на волоске. А неприятности меж тем начались сразу после взлета. Даже раньше.

     

    Поднимаясь в небо с аэродрома Юлемисте в Таллине что-то случилось с механизмом, который отвечает за выпуск переднего шасси. И "переднюю ногу" самолета заклинило. К слову, потом на взлетной полосе нашли шаровой болт, которым крепится шасси.

    Поднявшись в небо, летчики пытались впустить - выпустить шасси, но "передняя нога" застряла намертво. Обычно в таких случаях борт возвращается на аэродром, только в Таллине в то утро был сильный туман. И экипаж отправили в аэропорт ближайшего города - в Ленинград.

    Тем временем по пути в город на Неве команда продолжала пытаться вернуть шасси на место. Садиться так - неминуемая катастрофа. Во всяком случае, стопроцентной гарантии, что самолет сядет без жертв, никто дать не мог.

    И чего только они ни делали! Сначала пытались силой выбить заклинившее шасси. Потом пришла отличная идея - прорубить днище фюзеляжа и через него пытаться выпустить шасси. Но даже это не помогало.

    - Готовьтесь к аварийной посадке, - сказали диспетчеры.

    СПАСТИ ГОРОД И ЛЮДЕЙ

    В Пулково подготовили все для аварийной посадки. По всем рассчетам топлива у экипажа оставалось еще примерно на полтора часа. Для более безопасной посадки его надо вырабатывать - и борт начинает кружить над Ленинградом. Но вдруг совершенно внезапно у Ту-124 заглох левый двигатель. А потом и правый.

    За секунду стрелка на приборах, указывающих количество горючего, с 200 литров опустилась до нуля. Дотянуть до Пулково теперь точно не получится. А внизу - Ленинград, жилые кварталы, отечтливо видны Смольный, Исаакиевский собор, Нева...

    Как избежать многочисленных жертв? И снова секунды решали все. На выключенных двигателях самолет пронесся над Смольным собором и вышел на Неву. Город летчики уже спасли. Осталось спасти пассажиров. Еще секунда - и командир воздушного судна Виктор Мостовой на пару со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду.

    И вот оно - чудо. Или везение - на реке почти не было кораблей. Только небольшой буксир "Буревестник" вез по реке лес. По одной версии, самолет сажал сам Мостовой. По другой - второй пилот. Чеченев раньше работал в морской авиации, и ему уже приходилось садиться на воду. Поэтому Мостовой доверил штурвал ему.

    И посадка на Неву прошла практически, как по маслу. Мастерство летчиков сделало свое дело - лайнер сел на брюхо, проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд.

    Команда "Буревестника" подоспела на помощь и отбуксировала самолет. Шокированные пассажиры Ту-124 с трясущимися руками и перепуганными лицами смогли сойти на берег. Выжили все!

    СПАСИТЕ ЛЕТЧИКОВ!

    Людей повезли в аэропорт на автобусе, а экипаж - на спецмашинах в КГБ. Летчиков отстранили от полетов. Их обвиняли в том, то они проворонили показания топливных датчиков и не дотянули до аварийной полосы.

    Экипаж оправдывался, что топливные датчики на Ту-124 показывают неправильно, и не только сейчас. Но их и слушать не хотели, а информацию о неправильно работающих датчиках и проверять не стали. Говорят, сам Туполев возлагал вину на экипаж и не верил, что приборы его детища барахлят.

    На защиту экипажа встали пассажиры. Они писали письма, чтобы летчиков не наказывали, а, наоборот, наградили. Вроде бы экипаж потом даже представили к оредну Красной Звезды. Но Хрущев предложил компромисс - не награждать и не наказывать. Зато летчикам разрешили снова летать, что было для них лучей наградой.

     

    КСТАТИ

    Когда советские летчики совершили этот подвиг, американскому мальчику Чесли Салленбергеру было всего 12 лет. Тогда он еще не особо задумывался о своем будущем и уж тем более не подозревал, что спустя 46 лет он повторит подвиг Мостового и Чеченева и посадит на воду аэрбас с заглохшими двигателями и со 150 пассажирами на борту.

    В январе 2009 года он выполнял авиарейс по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт-Сиэтл и всего через 1,5 минуты после взлета Airbus A320 столкнулся со стаей гусей. Птицы попали в двигатели, и турбины отказали. Пришлось садиться на Гудзон. Все 155 человек (пассажиры и члены экипажа) выжили, хотя половина получила травмы.

    В 2015 году американцы сняли фильм, основанный на реальных событиях, "Чудо на Гудзоне". Россияне продолжают ждать свое кино - "Чудо на Неве".

2

Комментарии

6 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 августа 2019 г.
    Так всё и происходило в стране Советов, после аварийной посадки В/С, когда экипажи проявляли чудеса героизма и высочайшее лётное мастерство: "их не награждали и не наказывали. Зато летчикам разрешили снова летать, что было для них лучей наградой". С одной стороны такое решение командования Аэрофлотом было правильным решением, ибо настоящий пилот обязан справиться почти со всеми нештатными ситуациями, возникающими при выполнении полётов. Не награждать же работника за то, что он правильно исполнил свои служебные обязанности. По роду своей деятельности каждый пилот в процессе своей лётной карьеры получает в УТО (учебно-тренировочный отряд) соответствующие теоретические и практические навыки, потому он обязан их применить при развитии нештатных ситуаций, возникших во время выполнения полётов. А вот нынешнее награждение экипажа Аэробуса упавшего на взлёте на грунт вообще никакой не подвиг
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 августа 2019 г.
    Просто экипажу фантастически повезло, что самолет взлетел и почти тут же рухнул на землю. Факторы, которые привели к благополучной посадке: малая скорость и высота полёта, уже были убраны шасси, а по курсу следования было несколько км. ровной поверхности. За что награждать? За то, что командир выполнил свои служебные обязанности и произвёл несколько правильных движений рычагами управления В/С? Странно бы было, если бы в данной аварийной ситуации командир бы угробил всех пассажиров.
    • Вадим Баранов
      Вадим Баранов17 августа 2019 г.
      а командир супрджета угробил при полностью исправных двигателях - когда вообще никаких проблем посадить не было...
      • Александрс Сидоров
        Александрс Сидоров17 августа 2019 г.
        Исходя из логики награждения всех пассажиров, которые продолжили полёт на другом самолёте можно было наградить орденами мужества.
        • Вадим Баранов
          Вадим Баранов17 августа 2019 г.
          я об этом ещё при крушении суперджета думал - надо вообще всех людей, кто летает на самолётах наших линий - сразу орден мужества вешать. При такой аварийности я просто боюсь на наш самолёт садится. Вот на американский без проблем - там почти на порядок больше летают - а аварий десять лет на лайнерах уже нету
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 августа 2019 г.
    В кабине Суперджета сидел дилетант, а не настоящий пилот. Курсанты лётных училищ к концу первого года обучения уже не делают прогрессирующего "козла" на посадке. А вот кто усадил дилетанта, не имеющего элементарных навыков пилотирования В/С в командирское кресло магистрального лайнера, это вопрос крайне интересный.