Новости партнеров

Самое свежее

Про «цап-царап» при Сталине и при Путине Эль Мюрид. Первый из чиновной братии против Путина пошел Александр Росляков. Российский мираж: о Путине как о покойнике – хорошо или ничего Два главных счастья нынешней России – президент и дороги! Александр Маленков. Здравствуйте, я – ваша Родина! Стучите – да отверзнется!
Загрузка...

Про «цап-царап» при Сталине и при Путине

  • Советский бомбардировщик Ту-4 и американский В-29 выглядели как близнецы-братья – поскольку близнецами и были. Клонированными.

    Советский авиаконструктор Андрей Туполев и его КБ буквально до последней заклёпки скопировали свой самолёт с американского прототипа, оказавшегося в СССР. Сделано это было по прямому указанию Сталина.

    Начиная с 1930-х гг. Советский Союз вообще копировал много, скрупулёзно и нагло. Легковые и грузовые автомобили, железнодорожные локомотивы, трактора, вооружение... Всё, что было высокотехнологичным в то время и считалось полезным Стране Советов, творчески перетаскивалось на родные просторы. За редким исключением – без согласия правообладателя.

    Справедливости ради надо сказать, что подчас точных копий не получалось. Но не потому что советские инженеры не умели пользоваться штангенциркулем и логарифмической линейкой. А потому что копирование всё же адаптировалось к возможностям своей индустрии, к навыкам и мастерству её тружеников, большинство из которых только-только переселились в заводские общежития из своих деревень. А иногда, хотя и редко, удавалось в западные прототипы втиснуть уже имевшиеся более совершенные наработки.

    Как это произошло с тем же Ту. Двигатели, силовая установка, радиостанция и вооружение у него были свои. Причём если на В-29 стояли 12 пулемётов калибра 12,7 мм, то советские конструкторы на их место впихнули 10 скорострельных пушек НС-23 калибра 23 мм. С другой стороны, даже точное копирование не гарантировало от проблем. Так использовавшийся в B-29 дюралевый лист толщиной в 1/16 дюйма в СССР не производился, поэтому вместо него был использован чуть более толстый лист, что повлекло за собой утяжеление самолёта. Та же проблема касалась электропроводки: пришлось проложить более толстые кабели из проволоки метрических размеров, производившейся в СССР. Суммарная разность веса привела к некоторому ухудшению лётных качеств. Но американцы всё равно были неприятно удивлены.

    Довольно удачным было копирование и в автопроме. Первый серийный советский грузовик АМО-Ф-15 1924 года выпуска был клоном итальянского FIAT 15 Ter (1913 г.в.). АМО-2 – лицензионная (что редкость для тех лет) копия американского Dispatch-SA. Сменивший эту модель ЗИС-3 стал локализованной версией другого американского автомобиля – Autoсar-SA. Там уже значительная часть деталей производилась на месте. И только ЗИС-5, на шасси которого ставили знаменитые реактивные установки «Катюша», стал полной локализацией Autocar-5S.

    Про легковые автомобили и говорить не приходится. СССР заимствовал всё мало-мальски удачное у Форда, Опеля, Бьюика, Пакарда и т.д. Также можно вспомнить про фотоаппараты, скопированные с Кодаков и Минольт, бытовые холодильники, пылесосы и даже бритвы.

    Но при всём том было и одно важное но. Всё скопированное рано или поздно начинало производиться дома, уже на отечественных станках из отечественных комплектующих, а доработка и усовершенствование велись уже силами отечественных инженеров и технологов.

    После удачного копирования Туполевым американского В-29 Сталин поставил перед конструктором небывалую задачу: создать свой сверхдальний и сверхмощный для тех лет бомбардировщик. Так возник уже совершенно оригинальный Ту-95, по сей день летающий и наводящий страх на наших супостатов.

    То есть, сталинский «цап-царап» в итоге вел к развитию национальной инженерно-конструкторской школы и к росту технологической культуры производства.

     

    Сегодня же «цап-царап» – это в лучшем случае классическая отвёрточная сборка из готовых комплектов, зачастую даже не европейского или американского, а китайского производства. Скажем, те же аппараты искусственной вентиляции легких «АВЕНТА-М» –яркий пример тому.

    Ну, а в худшем случае отечественные изделия целиком заказываются в том же Китае, причём из числа китайских же серийно производимых образцов. А в России на них клеится свой ярлык и для полного комплекта печатается руководство для пользователя. Тут хорошая иллюстрация – школьные планшеты от Роснано, которые целиком производились на китайском заводе Foxconn. Кстати в школы они так и не попали, хотя первая их демонстрация состоялась в 2011 году.

    То есть современная российская инженерная школа деградировала уже настолько, что и скопипастить не получается…

    Ну и чей «цап-царап» тогда лучше и полезнее для страны?

7

Комментарии

10 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов27 мая+4
    все занимаются промышленным шпионажем.
  • Моис Мабутович Чомбэ
    Моис Мабутович Чомбэ27 мая+3
    Прям вот всё уперли. ГАЗ был построен в Детройте, разобран, упакован в ящики, перевезен в СССР и собран на точно такой же площадке под Нижним Новгородом. Первые тракторы ,сходившие с конвейера Харьковского тракторного завода, так и назывались Фордзон. Авиационные моторы выпускались просто по предоставленной лицензии. Немцы передали полный комплект рабочей документации и действующий образец 20мм автоматической пушки, которая у них составляла основу ПВО армейских частей в ВОВ. У нас так и не смогли наладить ее выпуск, т.к. наш станочный парк не обеспечивал нужную точность допусков при обработке деталей. При этом заметьте, что это время золотого эмбарго, когда золото от СССР не принимали, а только зерно, которое тогда шло по цене списанной ветоши из-за Великой Депрессии, т.е. зерном это все было не оплатить. Понятно зачем это делалось? Подсказка - U87 Shtukas это американский Кёртис.
    • Константин   Корнев
      Константин Корнев27 мая+3
      Эта отсталость была, в сущности, явлением неизбежным для страны, лишь недавно вступившей на путь индустриализации, который западноевропейские государства и США прошли еще в XIX веке. К середине 20-х годов XX столетия СССР представлял собой аграрную страну с наполовину неграмотным, в основном — сельским населением и мизерным процентом инженерно-технических и научных кадров. Авиастроение, моторостроение и цветная металлургия находились в зачаточном состоянии.Надо признать, что преодолеть отставание от Запада в этих областях Советский Союз за предвоенные и военные годы так и не смог. Слишком велика оказалась разница в «стартовых условиях промышленного потенциала» и слишком короток срок, отпущенный историей стране советов.
  • Елена Демидова
    Елена Демидова29 мая+1
    И интереснее всего в этом вранье то, -- сказал Воланд, -- что оно -- вранье от первого до последнего слова (С)ами знаете кто
  • Елена Демидова
    Елена Демидова29 мая+1
    Мне пару месяцев назад коллега с Публициста задал вопрос на ютубе: куда вы пропали? Я смотрю на уровень публикаций на Публицисте и поражаюсь, что у вас все еще есть комментаторы, мнение которых я уважаю. Мне уже конкретно наскучило.
  • Соня Фридман
    Соня Фридман30 мая-2
    1. Определение источников финансирования протестного движения. 2. Определение лидеров, способных возглавить протесты в открытой форме и свести ситуацию к масштабному народному недовольству. 3. Следующая задача: кто и где готовит боевиков. Нужно искать лагеря подготовки на территории РФ и за рубежом. 4. Отслеживание диверсионных групп НАТО различного характера. 5. Введение контр и спец пропаганды. И так далее. Эту паранойю я прочла в Военном обозрении. Но с другой стороны, поиском внешних и особенно внутренних врагов успешно занимались при Сталине. Четыреста с лишним тысяч только расстреляли! А сейчас сфабриковали дела Сети и Нового величия вяло кое как. А ведь можно было организовать громкие судебные процессы, раздавить гадину как следует, чтобы испугались все. Наступил бы порядок, появилась цель, жизнь наполнилась смыслом и опасностью...
  • Николай Иванов
    Николай Иванов1 июня
    Когда страной правят воры, предатели и мошенники ничего удивительного нет. Но вот когда тупой, продажный народ голосует за этих подонков все 30 лет, возникает вопрос, а не в самом ли народе дело и становится понятным почему в итоге развалился СССР. Как показывает реальность каждый народ живет так как того заслуживает.
  • Соня Фридман
    Соня Фридман5 июня
    На чужой каравай рот не разевай, - заявил японцам по поводу Курил сенатор РФ. Видимо, так же подумали девять украинских хлопцев в селе Буймер Сумской области в 2018 году, когда навалились на русскоязычного переселенца, пытаясь порвать ему рот. Не из личной неприязни, хулиганских или корыстных побуждений, за державу стало обидно, за Крым и так далее. Будь несчастный поумнее — связал бы пару слов по украински, обматерил бы Россию, поклялся бы выучить украинский язык. Возможно, я труслива и беспринципна, как и 99% нормальных людей. А мешочек с курильской землей все равно сохранила бы на память.
  • владимир кот
    владимир кот16 июня
    Сайт видно ,,заморожен,, до 1 июля. Ибо опасен.