Новости партнеров

Самое свежее

Леонид Радзиховский. О ребрендинге "Единой России": система обречена, Медведева сливают Сергей Мардан. Так в чем наша победа над Украиной? Мишустин пустился по Руси узнавать жизнь как она есть. А ее там нет! О разделении людей на группы – или как не надо выбирать власть Алексей Живов. Дороги, которые мы себе строим. Самые дорогие в мире Сергей Мардан. На смерть маршала, не ставшего стрелять, чтобы спасти свою страну
Загрузка...

Москва без личных авто – это рай или страшный сон для москвичей?

  • Подошли к концу «десятые», то бишь второй десяток лет нового, 21 столетия.

    Чем для москвичей ознаменовалось это славное десятилетие –совпавшее с приходом в Москву аккурат в 2010 году нового мэра Сергея Собянина? Именно в эти 10 лет Москва, как говорится, сказочно похорошела, убрала киоски, расширила магистрали, построила развязки, проложила велосипедные дорожки… Но если обозначать главные тенденции, стоит, видимо, выделить одну: в столице развернулась тихая, но очень упорная и непрерывная борьба с частным автомобильным транспортом.

     

    Кампания «долой частника!»

     

    Под этой борьбой с личными автомобилями с самого начала было твердое новомодное учение урбанизма – о том, как надо правильно устраивать жизнь в современном мегаполисе. Личные авто в это учение никак не вписывались – слишком грязные, шумные, слишком много «общественного пространства» занимают и когда стоят, и когда ездят. Как говорил один из гуру мирового урбанизма Вукан Вучик, зачастивший в Москву в «десятые»:

    «Человечество влюбилось в автомобили. Но абсолютно все города с высокой плотностью населения стали задыхаться от пробок. Власти пытаются как-то решить проблему: расширяют улицы, строят больше парковок, но в итоге люди только покупают ещё больше машин. Жить в городе, который построен на личном транспорте, невозможно. Физически и экономически такой город невыгоден».

    Невыгоден – и всё тут. В итоге частному автотранспорту в Москве была объявлена по сути война. Автомобильных «частников» стали теснить со всех сторон. Во-первых, резко сократили число бесплатных парковок; платных парковок оставили тоже не так много – например в Центре на ряде центральных улиц парковаться вообще нельзя. Ввели платную парковку во дворах – начали с центра, потом постепенно стали расширять зону платных парковок на всю территорию Москвы: земля начала буквально гореть под колесами частных авто, вынуждая их владельцев раскошеливаться все больше и больше!

    Но и это еще не всё! Одновременно «частников» стали зажимать не только во время стоянки, но и в дороге. По всей Москве стали массово внедрять так называемые «выделенки» для проезда общественного транспорта: и тесные московские улицы стали еще теснее – не для всех, а только для преследуемых «частников»!

    Однако и это не всё: параллельно руководство города затеяло еще один масштабный процесс – стало сужать основные московские улицы, одновременно расширяя тротуары де «для прогулок граждан». А на деле – чтобы тем же «частникам» «жизнь медом не казалась». Подспудно с каждым годом всё настойчивее в головы автовладельцев закладывалась одна мысль: не надо ездить по Москве, по ней надо ходить, еще лучше – ездить, как в детстве, на самокате!

    На худой конец (если надо куда-то далеко) – есть же удобный, на уровне лучших мировых стандартов общественный транспорт! Например метро! Или суперсовременные трамваи, которые щедрый московский бюджет закупает по 100 млн. рублей за штуку! А не хотите – вот и дивные гибриды троллейбуса и автобуса под названием «электробус», без рогов, но на электричестве, тоже покупаемые за какую-то сказочную сумму. Москве ничего не жалко для своих дорогих москвичей (а также для гостей столицы) – лишь бы оставались на своих двоих!

     

    Автовладельцы дрогнули

     

    Война с частными автовладельцами, конечно, еще очень далека от завершения, но можно сказать, что определенный перелом в ней уже произошел. На моих глазах очень много знакомых не выдержали – и слезли-таки со своего стального коня, покорно влившись в число пассажиров московского метрополитена (между прочим – лучшего в мире, как по дешевизне проезда, так и по совокупной протяженности линий). Кто-то это сделал с радостью, кто-то – тяжко вздыхая, но те и другие признавали: владеть личным авто в Москве с каждым годом все накладнее, а польза от такого владения – всё сомнительнее. То есть усилия московских властей не проходят даром!

    Хотя и фанатов собственных «ласточек» остается все еще много. Некоторые даже умудряются несмотря ни на что проявлять известные качества московского пижона – «ездить на машине за хлебом», что осуждалось еще в советских фильмах. Спорить о том, что в конечном итоге все же лучше для города, чем станет «город без частных машин» – раем или антиутопией – можно долго. Но я бы хотел затронуть один психологический аспект: а как отразится на массовой психологии москвичей это самое массовое «обезлошадивание» – коль процесс пойдет и дальше тем же темпом?

    Ведь мы присутствуем при переломе очень давней традиции. Москва ведь раньше, при Советской власти, уже была «идеалом» урбанистов – то есть городом пешеходов и общественного транспорта, в котором личное авто считалось почти недоступной для основной массы роскошью. Перелом произошел только вместе с концом Советской власти: начиная с 90-х москвичи, как и все россияне, бросились как одержимые обзаводиться «машинами» – сначала хоть какими-нибудь, лишь бы была своя! А уж когда заработали автокредиты, процесс и вовсе принял лавинообразный характер. И так было почти вплоть до «десятых», когда… этот процесс вдруг стали разворачивать вспять.

    Что же дальше произойдет? Да, метро – это быстро, это относительно комфортно. Но есть ли отличия в психологии у пассажира метро и у владельца своего автомобиля?

     

    Метро против психологии собственника

     

    Отличия есть, и они – капитальные. Прежде всего – собственность. Зачастую своя машина – это вообще первая по-настоящему крупная собственность для современного горожанина. Нынешний москвич сначала обзаводится своим авто, а потом уже – своей квартирой. Или берет то и другое в кредит, отказывает себе во всем, но горд, что у него есть своё, что он – собственник. Для кого-то свой автомобиль – это и первая крыша над головой!

    Второй фактор, не менее важный – автономия. Человек в своем авто – как космонавт в исследовательской капсуле. Он укрыт, но он одновременно подвижен. Он сам решает, куда ехать, как ехать, у него огромное личное пространство, в котором он волен делать, что хочет: может радио включить, может кофе пить. Сравним с пассажиром в час пик, зажатым согражданами с боков, сзади и спереди, который не в состоянии даже руки поднять. Таким образом свой автомобиль дает каждому владельцу то, что никогда не в состоянии дать общественный транспорт: чувство защищенности и свободы. Даже в пробке!

     

    Резюме: свобода или карта «Тройка»?

     

    Таким образом мы приходим к следующему выводу: может быть, для города «безлошадные» граждане чем-то и удобнее; может быть, с точки зрения урбанизма личным авто в городе в самом деле не место. Однако с точки зрения собственника, умеющего отстаивать собственное мнение, уменьшение «автомобилизации» населения – это очевидная деградация.

    Метро тебя просто везет, а свое авто делает тебя состоятельным, гордым собой гражданином. Поэтому происходящее в Москве, видимо, надо оценить как испытание: устоят ли автовладельцы? Предадут ли свою мечту? Обменяют ли свободу на унылую проездную карту «Тройка»?

    10 лет прошло. Испытание продолжается.

     

    По материалам Алексей Рощин

10

Комментарии

7 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов1 января+2
    все просто. Автомобиль, во первых, это средство обогащения, но не для владельцев, а, во вторых, бедные- вон из города для богатых.
  • владимир кот
    владимир кот1 января+2
    а кого-то это удивляет? капитализм он такой,готов стричь копейку даже из вздоха.и на самокаты найдутся налоги.
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc1 января-2+1
    Все понимают, что Собянин тут не причём. Как и автопарк Москвы. Гигантские деньжищи, которыми заваливают Москву, убивают остальную Россию. Точнее обескровливают. При этом образуется замкнутый круг. Чем больше денег вваливают в Москву, тем больше благосостояние находящихся там, а значит, тем больше требуется дорог и парковочных мест. И развязок, съездов, мостов... Тем больше денег нужно строителям, метростроевцам, проектировщикам, геодезистам и прочим смежникам... А значит, нужно больше фонд З/П. И винить деньги за то, что они тратятся не на велосипеды, а на мерсы с бехами значит путать причину со следствием.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов1 января+1
      Собянин-не хрен собачий, а чиновник в городе которого проживает 10% населения страны. Мог бы и возмутиться разок, что страна вроде не так развивается.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 января+4
    Конечно, личное авто в мегаполисе для подавляющего большинства горожан - это ещё тот геморрой, причём дорогостоящий. получается, что работающий горожанин каждый день по нескольку часов прожигает свою жизнь в пробках. А решить проблему с пробками в современных мегаполисах есть задача нереальная. почему же народ не пересаживается на общественный транспорт? Всё дело в психологии людей, в их вывернутом за годы демократии сознании. Вот должен "россиянин" приезжать на работу на своей пусть даже и в хлам убитой иномарке с помоек Запада, и точка! Если не приедет, то, значит, он лузер по жизни. Понтование перешло с верхов в самые низы нашего общества. Вот когда общество вылечится от этой заразы, тогда и опустеют улицы мегаполисов. Но это может случиться только после смены гос/строя, когда как и в СССР благоустроенное жильё будет стоить столько же, сколько стоит самый дешёвый бюджетный автомоби
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 января+4
    автомобиль. А сейчас нищета и голь перекатная не может позволить себе купить жильё, поэтому покупает в кредит подержанный хлам с автопомоек Запада, чтобы казаться платежеспособными членами общества.
  • Александр Петров
    Александр Петров1 января+3
    Во первых, Москва никогда не была рассчитана на такое количество автомобилей. Во вторых, сначала Лужков с Батуриной. а потом Собянин со своей бывшей женой начали уродовать Москву "точечной" застройкой и "приращением" территорий. При этом, никто даже не задумывается куда ставить авто, и где им ездить. В том бардаке. что творится с автомобилями в Москве, да и других миллионниках, виновата только власть, ее жадность и полное отсутствие мозгов. Вдь все поземные и газемные гаражи заполнены только на 50%. Богатые "буратины" далеко ходить не любят и ставят свои авто только у подъездов. А небогатым денег не хватает. Хотя Собянин вполне мог построить и бесплатные стоянки с минимальной арендной платой. Но жадность города берет и уродует.