Новости партнеров

Самое свежее

Александр Росляков. Как избавляться от балласта – чтоб самому не склеить ласты Москва, спаленная Ковидом, Собянину сдана... Дмитрий Ольшанский. Почему заграница нам нужнее? Александр Гутин. Настоящий Дед Мороз. Святочный рассказ Владимир Мамонтов. По лезвию косы Александр Росляков. Пишите правильно – дабы родной язык был вам не враг, а друг!
Загрузка...

Москва без личных авто – это рай или страшный сон для москвичей?

  • Подошли к концу «десятые», то бишь второй десяток лет нового, 21 столетия.

    Чем для москвичей ознаменовалось это славное десятилетие –совпавшее с приходом в Москву аккурат в 2010 году нового мэра Сергея Собянина? Именно в эти 10 лет Москва, как говорится, сказочно похорошела, убрала киоски, расширила магистрали, построила развязки, проложила велосипедные дорожки… Но если обозначать главные тенденции, стоит, видимо, выделить одну: в столице развернулась тихая, но очень упорная и непрерывная борьба с частным автомобильным транспортом.

     

    Кампания «долой частника!»

     

    Под этой борьбой с личными автомобилями с самого начала было твердое новомодное учение урбанизма – о том, как надо правильно устраивать жизнь в современном мегаполисе. Личные авто в это учение никак не вписывались – слишком грязные, шумные, слишком много «общественного пространства» занимают и когда стоят, и когда ездят. Как говорил один из гуру мирового урбанизма Вукан Вучик, зачастивший в Москву в «десятые»:

    «Человечество влюбилось в автомобили. Но абсолютно все города с высокой плотностью населения стали задыхаться от пробок. Власти пытаются как-то решить проблему: расширяют улицы, строят больше парковок, но в итоге люди только покупают ещё больше машин. Жить в городе, который построен на личном транспорте, невозможно. Физически и экономически такой город невыгоден».

    Невыгоден – и всё тут. В итоге частному автотранспорту в Москве была объявлена по сути война. Автомобильных «частников» стали теснить со всех сторон. Во-первых, резко сократили число бесплатных парковок; платных парковок оставили тоже не так много – например в Центре на ряде центральных улиц парковаться вообще нельзя. Ввели платную парковку во дворах – начали с центра, потом постепенно стали расширять зону платных парковок на всю территорию Москвы: земля начала буквально гореть под колесами частных авто, вынуждая их владельцев раскошеливаться все больше и больше!

    Но и это еще не всё! Одновременно «частников» стали зажимать не только во время стоянки, но и в дороге. По всей Москве стали массово внедрять так называемые «выделенки» для проезда общественного транспорта: и тесные московские улицы стали еще теснее – не для всех, а только для преследуемых «частников»!

    Однако и это не всё: параллельно руководство города затеяло еще один масштабный процесс – стало сужать основные московские улицы, одновременно расширяя тротуары де «для прогулок граждан». А на деле – чтобы тем же «частникам» «жизнь медом не казалась». Подспудно с каждым годом всё настойчивее в головы автовладельцев закладывалась одна мысль: не надо ездить по Москве, по ней надо ходить, еще лучше – ездить, как в детстве, на самокате!

    На худой конец (если надо куда-то далеко) – есть же удобный, на уровне лучших мировых стандартов общественный транспорт! Например метро! Или суперсовременные трамваи, которые щедрый московский бюджет закупает по 100 млн. рублей за штуку! А не хотите – вот и дивные гибриды троллейбуса и автобуса под названием «электробус», без рогов, но на электричестве, тоже покупаемые за какую-то сказочную сумму. Москве ничего не жалко для своих дорогих москвичей (а также для гостей столицы) – лишь бы оставались на своих двоих!

     

    Автовладельцы дрогнули

     

    Война с частными автовладельцами, конечно, еще очень далека от завершения, но можно сказать, что определенный перелом в ней уже произошел. На моих глазах очень много знакомых не выдержали – и слезли-таки со своего стального коня, покорно влившись в число пассажиров московского метрополитена (между прочим – лучшего в мире, как по дешевизне проезда, так и по совокупной протяженности линий). Кто-то это сделал с радостью, кто-то – тяжко вздыхая, но те и другие признавали: владеть личным авто в Москве с каждым годом все накладнее, а польза от такого владения – всё сомнительнее. То есть усилия московских властей не проходят даром!

    Хотя и фанатов собственных «ласточек» остается все еще много. Некоторые даже умудряются несмотря ни на что проявлять известные качества московского пижона – «ездить на машине за хлебом», что осуждалось еще в советских фильмах. Спорить о том, что в конечном итоге все же лучше для города, чем станет «город без частных машин» – раем или антиутопией – можно долго. Но я бы хотел затронуть один психологический аспект: а как отразится на массовой психологии москвичей это самое массовое «обезлошадивание» – коль процесс пойдет и дальше тем же темпом?

    Ведь мы присутствуем при переломе очень давней традиции. Москва ведь раньше, при Советской власти, уже была «идеалом» урбанистов – то есть городом пешеходов и общественного транспорта, в котором личное авто считалось почти недоступной для основной массы роскошью. Перелом произошел только вместе с концом Советской власти: начиная с 90-х москвичи, как и все россияне, бросились как одержимые обзаводиться «машинами» – сначала хоть какими-нибудь, лишь бы была своя! А уж когда заработали автокредиты, процесс и вовсе принял лавинообразный характер. И так было почти вплоть до «десятых», когда… этот процесс вдруг стали разворачивать вспять.

    Что же дальше произойдет? Да, метро – это быстро, это относительно комфортно. Но есть ли отличия в психологии у пассажира метро и у владельца своего автомобиля?

     

    Метро против психологии собственника

     

    Отличия есть, и они – капитальные. Прежде всего – собственность. Зачастую своя машина – это вообще первая по-настоящему крупная собственность для современного горожанина. Нынешний москвич сначала обзаводится своим авто, а потом уже – своей квартирой. Или берет то и другое в кредит, отказывает себе во всем, но горд, что у него есть своё, что он – собственник. Для кого-то свой автомобиль – это и первая крыша над головой!

    Второй фактор, не менее важный – автономия. Человек в своем авто – как космонавт в исследовательской капсуле. Он укрыт, но он одновременно подвижен. Он сам решает, куда ехать, как ехать, у него огромное личное пространство, в котором он волен делать, что хочет: может радио включить, может кофе пить. Сравним с пассажиром в час пик, зажатым согражданами с боков, сзади и спереди, который не в состоянии даже руки поднять. Таким образом свой автомобиль дает каждому владельцу то, что никогда не в состоянии дать общественный транспорт: чувство защищенности и свободы. Даже в пробке!

     

    Резюме: свобода или карта «Тройка»?

     

    Таким образом мы приходим к следующему выводу: может быть, для города «безлошадные» граждане чем-то и удобнее; может быть, с точки зрения урбанизма личным авто в городе в самом деле не место. Однако с точки зрения собственника, умеющего отстаивать собственное мнение, уменьшение «автомобилизации» населения – это очевидная деградация.

    Метро тебя просто везет, а свое авто делает тебя состоятельным, гордым собой гражданином. Поэтому происходящее в Москве, видимо, надо оценить как испытание: устоят ли автовладельцы? Предадут ли свою мечту? Обменяют ли свободу на унылую проездную карту «Тройка»?

    10 лет прошло. Испытание продолжается.

     

    По материалам Алексей Рощин

10

Комментарии

7 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов1 января+2
    все просто. Автомобиль, во первых, это средство обогащения, но не для владельцев, а, во вторых, бедные- вон из города для богатых.
  • владимир кот
    владимир кот1 января+2
    а кого-то это удивляет? капитализм он такой,готов стричь копейку даже из вздоха.и на самокаты найдутся налоги.
  • Kofesan Doc
    Kofesan Doc1 января-2+1
    Все понимают, что Собянин тут не причём. Как и автопарк Москвы. Гигантские деньжищи, которыми заваливают Москву, убивают остальную Россию. Точнее обескровливают. При этом образуется замкнутый круг. Чем больше денег вваливают в Москву, тем больше благосостояние находящихся там, а значит, тем больше требуется дорог и парковочных мест. И развязок, съездов, мостов... Тем больше денег нужно строителям, метростроевцам, проектировщикам, геодезистам и прочим смежникам... А значит, нужно больше фонд З/П. И винить деньги за то, что они тратятся не на велосипеды, а на мерсы с бехами значит путать причину со следствием.
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов1 января+1
      Собянин-не хрен собачий, а чиновник в городе которого проживает 10% населения страны. Мог бы и возмутиться разок, что страна вроде не так развивается.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 января+4
    Конечно, личное авто в мегаполисе для подавляющего большинства горожан - это ещё тот геморрой, причём дорогостоящий. получается, что работающий горожанин каждый день по нескольку часов прожигает свою жизнь в пробках. А решить проблему с пробками в современных мегаполисах есть задача нереальная. почему же народ не пересаживается на общественный транспорт? Всё дело в психологии людей, в их вывернутом за годы демократии сознании. Вот должен "россиянин" приезжать на работу на своей пусть даже и в хлам убитой иномарке с помоек Запада, и точка! Если не приедет, то, значит, он лузер по жизни. Понтование перешло с верхов в самые низы нашего общества. Вот когда общество вылечится от этой заразы, тогда и опустеют улицы мегаполисов. Но это может случиться только после смены гос/строя, когда как и в СССР благоустроенное жильё будет стоить столько же, сколько стоит самый дешёвый бюджетный автомоби
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский1 января+4
    автомобиль. А сейчас нищета и голь перекатная не может позволить себе купить жильё, поэтому покупает в кредит подержанный хлам с автопомоек Запада, чтобы казаться платежеспособными членами общества.
  • Александр Петров
    Александр Петров1 января+3
    Во первых, Москва никогда не была рассчитана на такое количество автомобилей. Во вторых, сначала Лужков с Батуриной. а потом Собянин со своей бывшей женой начали уродовать Москву "точечной" застройкой и "приращением" территорий. При этом, никто даже не задумывается куда ставить авто, и где им ездить. В том бардаке. что творится с автомобилями в Москве, да и других миллионниках, виновата только власть, ее жадность и полное отсутствие мозгов. Вдь все поземные и газемные гаражи заполнены только на 50%. Богатые "буратины" далеко ходить не любят и ставят свои авто только у подъездов. А небогатым денег не хватает. Хотя Собянин вполне мог построить и бесплатные стоянки с минимальной арендной платой. Но жадность города берет и уродует.