Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Школьный педагог – это учитель земли Русской или тварь дрожащая?

  • Отто фон Бисмарк говорил: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя». Позднее Джон Кеннеди применил тезис немецкого канцлера к конкретному противостоянию: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Но тогда мы выиграли не войну, а лишь битву. После чего СССР кончил жизнь самоубийством, а мы принялись изводить образование – реформами, безденежьем, глупостью.

    В результате наши школы превратились в странные опасные учреждения, где каждый пытается сожрать друг друга. И едва ли не через день мы получаем оттуда дьявольские вести. Избили одноклассницу. Унизили инвалида. Снимали порнографию. И высшая концентрация зла – расстрел в Керчи и резня в Перми.

    Однако беспредельничают не только школьники, но и учителя. В Холмске, это на Сахалине, учительница довела девочку до истерики из-за дырки на плече кофты. «У тебя есть родители? Они вообще адекватные? А ты адекватная? Ты приемная, что ли?..» – унижала при всех ребенка преподавательница. А в Комсомольске-на-Амуре педагог избила девятилетнего ученика со словами: «Ты кто такой, кто тебе позволяет себя так вести? Почему ты мешаешь всем?»

    Почему же так происходит?

    Очевидно, в школах есть существенный недостаток кадров. Мои знакомые в разных областях России честно пытались работать учителями. Однако, не вынеся «трудностей», разбрелись кто куда. Можно ли обвинять их за это? В обществе, где властвует рыночная мораль с культом силы, успеха и денег, эти обвинения были бы по меньшей мере лицемерны.

    Помните преподавательницу начальных классов из Иркутской области – на Прямой линии с президентом она спросила: «Владимир Владимирович, я люблю детей, хочу работать с ними, но как мне выжить на 16 тысяч рублей?» Низкие зарплаты – это плевок в лица российских учителей.

    Но даже эту зарплату еще надо ухитриться получить. Ведь учитель сегодня задавлен не только переполненными классами, но и бюрократией: отчеты, ведомости, табели…

    Для чего это делается? Все просто: в России куда важнее человека – цифирь. Плевать, как реально живут учителя; главное – отчетность, статистика. «Дай нам результат!» – орут на директора школы из департамента образования. А тот орет на учителя. Нужно дать наверх правильные цифры: все дескать хорошо, а будет еще лучше.

    Вот и идут в учителя те, кто не может найти себе другого места. То есть далеко не лучшие. Да, есть и другие – кто несет свой крест, совершая нечто вроде подвижничества, кого, вероятно, имел в виду Медведев, говоря: «Хотите денег? Идите в бизнес. А учитель – это призвание». То бишь работайте за гроши – и выживайте.

     

    Меж тем учитель – не просто человек, который дает знания. Это и старший товарищ, и наставник. Он должен быть лучшим. Но для этого надо развиваться, а не думать каждый день, из чего сварить суп – из косточек или просто на воде?

    При этом учительский труд не героизируется – наоборот. У нас популяризируют всяких светских шлюх, но не учительниц, честно выполняющих свои обязанности. Преподавателя если и пустят на ТВ – лишь когда он переспит со своими учениками. И всякий раз педагогу тычут: «Если такой умная, почему такой бедная?!»

    И при этом российские учителя имеют дело с весьма нелегкими детьми. Им не скажешь как раньше: «Сядь, пожалуйста, и веди себя прилично». Они, даже если не берут в руки нож или винтовку, часто ведут себя вызывающе, нагло. Так как тоже пропитаны культом силы и успеха и готовы на всякие непотребства за свою минуту славы.

    Когда я выступаю в школах, меня не покидает стойкое, как вонь в курилке, ощущение, что передо мной не ученики седьмого или восьмого класса, а потрепанные жизнью мужики и тетки, которые побаловались в этой жизни слишком многим порочным. И уходя, я искренне восхищаюсь учителями: «Боже, как вы справляетесь?»

    Тут дело ведь не только в зарплатах и бюрократии, а в том, что в принципе нивелирован авторитет учителя. Современные дети растут в мире, похожем на бои без правил. Есть лишь одна установка: «Ты ничего никому не должен – возьми свое». Авторитет, уважение – это не для современных подростков. Нахамить учителю, оскорбить его – модно и даже обязательно.

    Проблема усиливается и тем, что родители не занимаются своими чадами. Для многих из них дети являются обузой. Мамаши и папаши ждут, как бы побыстрее спихнуть их в садик или школу, а после заняться своими делами. Кто-то хочет развлечься, а другим выживать нужно, чтобы этих детей прокормить. В результате учитель выполняет не только педагогические, но и родительские функции.

     

    Да, плохо, что учительница бьет девятилетнего ученика, который в свою очередь пытается ударить ее. Но тут, как и во многих других случаях, проблема заключается не в противостоянии отдельно взятых педагога и ученика, а в системе дегуманизации, рождающей подобные ситуации.

    То, что учителя в России живут далеко за пределами «зоны комфорта», давно уже стало общим местом, однако это не отменяет проблемы. Наоборот, лишь усугубляет ее. И с каждым новым годом российских учителей роняют все ниже – на самое дно; осталось только втоптать их в землю. А вопросы вроде «как улучшить их жизнь?» превратились в риторические.

    Но ответы банальны. Когда чиновник из министерства экономразвития сообщает, что почти весь доход, полученный Россией от повышенных цен на нефть в 2018 году, ушел в отток капитала, мы знаем, на что реально нужно было потратить эти деньги.

    Однако дело не только в повышении зарплат, но и в пересмотре статуса педагога, в изменении всей системы. Можно вкладывать деньги в вооружение и глобальные объекты, но все это окажется бесполезным, если ученики сходятся с другими учениками и учителями в бессмысленной и беспощадной схватке. Потому что даже с самым лучшим вооружением не найдется тех, кто сможет им пользоваться, а многие просто не станут защищать Родину: для этого у них нет ни знаний, ни ценностей. То же самое – в еще большей степени – касается и мирного времени.

    Государство, которое не заботится о своих учителях, уничтожая образование, обречено. Ведь в таком случае оно проигрывает интеллектуальную войну – чтобы в итоге потерпеть разгром в войне тотальной. И, боюсь, мы уже видим белый флаг, поднятый над российскими школами.

     

    По материалам Платон Беседин

13

Комментарии

9 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов16 ноября 2018 г.
    со временем бюджетники вымрут как класс. На хрен не сдалось списку Форбс кормить училок.
    • Елена Демидова
      Елена Демидова16 ноября 2018 г.+1
      Нет, конечно. Но сократить число бюджетников - уже неприкрытая идея нынешней власти. А еще лучше - заставить этих самых бюджетников платить налоги как "самозанятые".
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков16 ноября 2018 г.+2
    Министр говорит что надо не воспитывать, а растить потребля...ителей. Премьер сообщает, что учительская зарплата и не должны быть приличной ("Идите в бизнес") А параллельно с этим--художества, которые позволяют себе всякого рода обормоты. Картина маслом. Мы получили то, над чем государство так упорно работало
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков16 ноября 2018 г.-1+1
    Организатор уничтожения отечественной школы ВШЭ. Всё делается по их планам.
    • Елена Демидова
      Елена Демидова16 ноября 2018 г.+2
      угу.. А исполнитель кто?
    • Алексей Уралов
      Алексей Уралов17 ноября 2018 г.+1
      не слишком ли много ты них возлагаешь. Они всего лишь обслуга олигархов, которые хрен положили на страну.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко16 ноября 2018 г.-3+1
    Не названы Обама и госдеп - главные виновники развала расеянского образования.
  • Елена Демидова
    Елена Демидова16 ноября 2018 г.-2+1
    Все просто: или бесплатное образование и нищие учителя, или платное образование и состоятельные учителя. Господа, что выбираете?
  • Lucifer Centurion
    Lucifer Centurion17 ноября 2018 г.-3
    Учителя свободно вели себя так все 90-е, но тогда этих тварей не кому было на место поставить, телефонов с камерами не было и интернета. При чём молодые вели себя более достойно, только старые своего места не знали.