-Окончание материала,но не революции в государственном устройстве страны -
_____________________
«СП»: — Какие у вас первые впечатления от Мишустина?
— Он живет своим прежним багажом. Его спрашивают: вы против пенсионной реформы? Он отвечает: надо подождать, посмотреть, но вообще-то зря отменили единый социальный налог. Ему говорят: как вы будете бороться с бедностью? А он отвечает: мы продавили закон об электронной регистрации актов, чрез два года у нас будет полная база данных по домохозяйствам — тогда и будем решать
То есть, Мишустин на все смотрит с точки зрения руководителя ФНС. Наверное, дальше эта точка зрения изменится, потому что премьер объективно отвечает за все жизнеобеспечения страны.
«СП»: — Каких прежних премьеров Мишустин напоминает?
— Виктора Зубкова — он занимал пост премьера в 2007—2008 годах, а прежде был руководителем налоговой инспекции в Питере, а потом руководителем Росфинмониторинга. Кстати, Зубков заявлял, что не является технической фигурой, и будет бороться за пост президента. Но было очевидно, что Зубков как раз премьер сугубо технический — без амбиций. Точно таким же, замечу, был другой премьер из налоговиков — Михаил Фрадков.
Что важно помнить, карьерный взлет Мишустина был связан с Борисом Федоровым, который в 1990-е был заместителем председателя правительства РФ и одновременно министром финансов. Федоров — ельцинский вице-премьер — позвал его в налоговую инспекцию: ему нужен был там свой «технарь». И оказалось, что «технарь» пережил и вице-премьера Федорова, и вице-премьера Алексея Кудрина, человеком которого он считается. А теперь, получается, пережил вице-премьера Антона Силуанова, которому он подчинялся.
Выходит, Мишустин чрезвычайно живучий.
«СП»: — Может ли Мишустин стать новым президентом РФ?
— Пока он — фигура переходная, а дальше посмотрим. Посмотрим, прежде всего, какой объем полномочий останется у президента, как сильно выхолостит Путин этот пост своими поправками в Конституцию.
Пока Мишустин осваивается в новой роли. И, думаю, освоится — недаром многих властных покровителей он пережил.
— Общие черты у Мишустина есть с такими премьерами, как Фрадков и Зубков, — согласен и политолог Федор Крашенинников. — Это, я считаю, тусклый технократ, задача которого — взять на себя в переходный период текущую хозяйственную деятельность, и контроль за выполнением социальных обещаний, которые дал Путин в послании.
Мишустин — человек абсолютно нехаризматичный, не известный широко. Он не выглядит как человек, жаждущий пиара и большой власти. Думаю, на пост президента подыщут кого-то другого.
«СП»: — Будет ли теперь Путин оставаться президентом до 2024 года?
— Я считаю, на наших глазах происходит конституционный переворот. И как во всяком перевороте, тут очень важна скорость. Важно быстро все поменять, чтобы общество не успело опомниться и понять, что происходит.
Поэтому я думаю, перемены сейчас будут происходить стремительно. Быстренько, без всяких референдумов, перепишут Конституцию, которая по факту сформирует совершенно другую конфигурацию власти, и позволит Путину править до конца своей жизни.
Все это будет быстро легализовано, при необходимости быстро произведены перевыборы в Госдуму. Какой смысл ждать тогда 2024 года?
А может — все-таки подождут. Может, Путин спокойно досидит положенный срок, а потом уйдет в новую модель власти, оставив ритуального президента.
Учитывая, как быстро все происходит, я бы не стал ничего предсказывать. Видно, что Путин и его окружение сознательно путают общество, сознательно подают массу ложных сигналов — чтобы люди следили не за тем, за чем надо следить. А следить надо только за тем, какой будет новая Конституция, и какие посты после перераспределения власти станут ключевыми — кто их займет.
«СП»: — Можно ли сказать, что о «перевороте» знали очень немногие, и правительство было поставлено перед фактом?
— Думаю, да. Тем более, кабмин давно — с тех пор, как Путин перестал быть премьером, — не является очень важным органом, а является лишь приложение к администрации президента. Думаю, только узкий круг близких к Путину людей заранее все знал. Более того, я абсолютно уверен, что тот текст, который нам будет предъявлен как новая редакция Конституции — конечно же, уже готов.
Все нынешние рабочие группы и обсуждения поправок — бутафория. Это как было с принятием Конституции 1977 года в Советском Союзе. Понятно, что написали ее в ЦК КПСС, и с самого начала было понятно, какой она будет.
Сейчас, я считаю, происходит то же самое. Будет обсуждение бессмысленных поправок, бессмысленных предложений — чтобы показать, что идет бурная дискуссия. А на самом деле, то, что Путин объявил о поправках, означает: у него все готово, и теперь будет воплощаться в жизнь с церемониями и шоу.
«СП»: — Как вы думаете, что из себя будет представлять Госсовет — что-то вроде Политбюро ЦК КПСС?
— Главный смысл нынешних шагов в одном: сохранении власти Путина. Вполне возможно, Путин останется и президентом России — почему нет? Если по итогам конституционной реформы выяснится, что у президента стало полномочий больше, а не меньше — совершенно очевидно, что Путин скажет: у нас новая Конституция, и по ней я еще никуда не избирался. Это один вариант, и его тоже не надо сбрасывать со счетов.
Но, возможно, Путин больше не хочет никуда избираться, и не хочет, чтобы его власть вообще зависела от выборов. Поэтому вполне возможно, что будет создан пост председателя Госсовета, который будет выбираться не гражданами — не напрямую, — а элитой. И, по сути, Путин будет пожизненным председателем.
Самый невероятный вариант — Путин против парламентской демократии — что в итоге выяснится: главным человеком в стране будет председатель правительства, он же председатель Госсовета. Смысл Госсовета в этом случае — блокировать всенародно избранного президента, если тот вдруг захочет не так себя повести. Премьера же верноподданническая Дума будет раз за разом переназначать, пока сам премьер — Путин — будет этого хотеть.
Словом, конечная цель Кремля — без деталей — сделать так, чтобы Путин без всенародных выборов мог быть главой страны неограниченное количество времени. Госсовет для этого подходящая структура. Тем более, Путин, возможно, сознательно копирует структуру власти в ГДР — там в какой-то период вся власть принадлежала государственному совету и его председателю, который фактически и был главой государства.
В каком-то смысле это, действительно, аналог Политбюро ЦК КПСС. В советской системе власти, напомню, был Верховный совет СССР, у него был президиум, и в президиуме — председатель. Этот человек и был формальным главой советской власти, и никакие советские люди напрямую его туда не избирали.
В мире таких конструкций очень много. Думаю, и Путин хочет чего-то подобного.
Материал комментировали:
Сергей Обухов и Федор Крашенинников
Автор- Андрей Полунин
16.01.2020
Комментарии