Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Америка Страной Советов была покорена!

  • К 90-летию перелета

     Интерес к авиации в России был изначальным, и «мертвая петля» П. Нестерова 9 сентября 1913г., мировые рекорды дальности перелетов с пассажирами на борту И. Сикорского Петербург- Киев- Петербург – яркое тому подтверждение. 1 280 км туда с 3 пассажирами и 2 посадками 16-17 июня были преодолены за 12 часов 50 мин. летного времени, а 1 200 км обратно, с  2 пассажирами и посадкой одной, 28 июня – за 13 часов  5 мин.

    Правда, затем Мировая война, Революция и война Гражданская, и заграничные конкуренты новые ориентиры успешно поставили. В 1919г. англичанин Д. Олкок из Ньюфандлена (Канада) в Клифден (Ирландия) совершил первый беспосадочный трансатлантический перелет в 3 168 км за 16 часов 12 мин., а в 1927г. американец Ч. Линдберг из Нью-Йорка в Париж 5 800 км преодолел за 33 часа 30 мин.

    И как на это реагировала Страна Советов, к руководству в которой пришел, испытывавший к престижу авиации в ней интерес особый И. Сталин? А стала буквально жить в рекордах на дальность, покорении стратосферы, полетах в ранее неосвоенных направлениях, прыжках с парашютом и первых в мире Воздушно-десантных войсках.

    В 1923г. Б. Веллинг за 76 часов 35 мин., с посадками, покрыл расстояние в 10 567 км на трассе Москва-Бухара-Москва. В 1925г. 5 самолетов Р-1 и один АК-1 через Сибирь, Забайкалье и пустыню Гоби осуществили групповой перелет из Москвы в Пекин, а М. Громов продолжил его и до Токио. В том же году слетали и в Анкару, а в 1926г. М. Громов на АНТ-3 (Р-3) «Пролетарий» совершил большой круговой перелет по маршруту Москва – Берлин – Париж – Вена – Прага – Варшава – Москва.

    С 20 августа по 1 сентября 1927г. на таком же АНТ-3, но под именем уже «Наш ответ», Семен Шестаков с бортмехаником Дмитрием Фуфаевым за 153 летных часа (и тоже с посадками), выполнили 21 700 км перелет Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-удэ – Чита –  Нерчинск – Благовещенск – Спасск – Наньян (Корея) – Окаяма – Токио – и, 10-22 сентября, обратно,  за что оба были награждены орденами Красного Знамени.

    А 10 июля – 8 августа 1929г. экипаж М. Громова с  восемью пассажирами-журналистами на АНТ-9 «Крылья Советов» за 53 летных часа осуществил в 9 037 км перелет Москва – Берлин – Париж – Рим – Лондон – Варшава – Москва.

    И вот наступил черед уже не «Крыльям..», а всей «Стране Советов» – именно так назывался первый в мире тяжелый цельнометаллический свободнонесущий моноплан АНТ-4 (ТБ-1) конструкции А. Туполева – совершить самый выдающийся по дальности и сложности для тех времен перелет из Москвы в Нью-Йорк и покорить Америку!

    Причем Сталин и Советское правительство решение такое, в силу его значимости, приняли даже, хотя дипломатических отношений с США еще не было (установлены только 16 ноября 1933г.) Но, как и по какому маршруту, чтобы долететь и Америку покорить?

    Известному штурману Б. Стерлигову было поручено проработать, а поскольку более короткие – через Северный полюс в 9 600 км и Атлантику в 14 000 км, требовали на беспосадочные перелеты самолеты, которых у нас еще не было (АНТ- 25, на которых были совершены беспосадочные перелеты в США экипажами В. Чкалова и М. Громова, были построены только в 1934г.) – лететь оставалось только маршруту длинному.

    Москва – Омск – Хабаровск – Петропавловск-Камчатский – остров Атту – Сиэтлл – Сан-Франциско – Нью-Йорк протяженностью 21 242 км, из которых 7 950 км от Хабаровска до Сиэттла – над водой, но который зато можно было разбить на не превышающие дальность полета АНТ-4 отрезки 1 200 -1 400 км.

    Над водой сухопутное шасси предполагалось заменить поплавками, которые группа обеспечения отправила в Хабаровск, запасное колесное шасси отправили в Сиэттл, а на Тихоокеанское побережье США – запасные моторы.

    Перелет рассчитывался не менее чем на 150 час., у установленных немецких ресурс был 60 час., и, значит, их где-то надо будет менять. Радио тогда еще не использовалось, не было автопилотов, радиокомпаса, радиолокационного оборудования и даже парашютов – и в распоряжении штурмана имелся только магнитный компас, ручной авиасекстант и бумажные топографические карты самых случайных масштабов. А для связи на морском участке с кораблями и портами была разработана и испытана специальная телеграфная радиостанция, и навигатору приходилось овладевать работой на ключе и приемом не менее 100 знаков в минуту. 

    А формировался экипаж так. Первый пилот и бортмеханик, 33-летний Шестаков и 27-летний Фуфаев – это понятно, поскольку более опыта полетов в сторону Дальнего Востока ни у кого не было. Аэронавигатор (штурман), 28-летний Борис Стерлигов – тоже ясно: руководил и лично участвовал в разработке методики полетов по компасу вначале днем, затем ночью, и освоил еще и профессию радиотелеграфиста. А вторым пилотом, поскольку лететь надо было и над водой, назначили самого возрастного, 41 год, но опыт надводных полетов имеющего Феликса Болотова.

    И вот 23 августа 1929г., день, вошедший в историю развития мировой авиации – в 3 часа утра с Центрального аэродрома Москвы «Страна Советов» вылетела и взяла курс на Америку. Однако уже над Уралом засбоил левый мотор и первым пунктом посадки стал не Омск, как предполагалось, а Челябинск. За ночь все починили, но правильных заправок тут не было и пришлось слетать за этим в Курган.

    Далее вдоль Сибирской железной дороги: Новосибирск – Красноярск – Иркутск, но на подходе к последнему двигатель отказал, и «Страна Советов» приземлилась, еле дотянув до аэродрома. Двигатель меняли 3 дня, пересидели дожди и низкую облачность, сильные штормы и туман преследовали и при перелете Байкала, а далее Верхнеудинск (Улан-удэ) – Чита- Благовещенск – Хабаровск. В Хабаровске самолет поставили на поплавки – специально для этого из Москвы прибыли специалисты, но были и проблемы.

    Во-первых, менять пришлось в городе, а тридцатиметровый размах крыльев не позволял по нему везти машину, и протащили по целине, устраняя встречающиеся препятствия. А во-вторых, во взлете с воды, с Амура, только, сбросив частично снаряжение и топливо, 12 сентября взлетели.

    Охотское море встретило неприветливо, но самолет его, штормящее успешно пересек, и через  Николаевск – на – Амуре в Петропавловске – Камчатском приводнился.

    А далее перелет уже должен был проходить за переделами нашей страны, вдоль Алеутских островов, первым из которых, где приводнились, был остров Атту – там, в небольшой бухте, стоял наш сторожевой, привезший горючее корабль «Красный вымпел».

    Вторично на Алеутских сели  уже ближе к Аляске, на Уналашке, а оттуда курс взяли уже на нее саму: до Сьюярда, а затем Ситки (бывш. столица Русской Америки), где планировалась очередная посадка. Однако из-за дефекта в левом моторе посадку пришлось совершить в местечке Уотерфол, причем на 10 дней, пока по запросу из Сиэтла не был выслан мотор американский.

    Фуфаеву на плаву пришлось его взамен старого устанавливать, в нем, как назло, сразу же поломалась масляная помпа, однако, когда, взлетев, «Страна Советов» закачалась на волнах небольшого озерца в окрестностях Сиэтла – берега его усыпали приветствующие люди. Они же починили и помпу, была для перелета уже над материковой частью переоборудована и машина, и все это на фоне нескончаемых митингов, собраний, встреч, банкетов, объятий и автографов –  Америка полностью на целых 3 дня была здесь покорена!

    А далее Окленд; Сан-Франциско, мэр которого при большом скоплении народа преподнес экипажу символический ключ от города; Чикаго, где «Страну Советов» встречали с оркестром, Детройт; и, наконец, 1 ноября в 16 часов 12 мин. «Страна Советов» появилась над Ню-Йорком. Шестаков первым (и последним) из советских пилотов выполнил широкий вираж над статуей Свободы, повел самолет на аэродром Кертисс-Филд в местечке Вэлли- стрим (40 км от Нью-Йорка) на Лонг-Айленеде, где его встретили 2 трехмоторных «Форда», и, эскортируя, повели на летное поле.

    Там, сделав 2 приветственных круга, «Страна Советов» совершила безупречную посадку, а покоренного ею, американского народа собралось столько, что летчикам пришлось вылезти на крышу ангара.Там и принимали несколько часов всех желающих, среди которых был и знаменитый уже полковник Ч. Лидберг, а серебристая поверхность дюралевой обшивки сплошь испещрилась автографами восторженных американцев.  «Страна Советов» с 23 августа по 1 ноября 1929г. при крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы чередовались с бурями и штормами) за 141 час 53 мин. летного времени при средней скорости 149 км/час преодолела 21 242 км, 7 950 из которых за 50 часов 30 мин. – над Тихим океаном. А чисто полетными, из 70, были 24 дня.

    Подвиг этот был высоко оценен, все Герои через месяц, по возвращении, были награждены орденами Трудового  Красного  Знамени, а далее судьбы их сложились по-разному.

    Семен Шестаков 16 октября 1941г. первым испытал бомбардировщик Пе-2М, в октябре 1942 гг. в звании полковника был назначен командиром 146 истребительного авиаполка, а летом 1943г., принимая участие в боях на Орловско-Курской дуге, лично, вследствие больших потерь, вылетел на поддержку наземных войск. Был сбит и с перебитыми ногами попал в плен. Место захоронения неизвестно.

    Филипп Болотов в войну был летчиком-испытателем новых моделей самолетов, начальником летно-испытательной службы при нескольких авиазаводах. Демобилизовался по состоянию здоровья и в 1955 г. умер.

    Борис Стерлигов в 1939г. сформировал 85 бомбардировочный авиаполк особого, для слепых полетов, назначения, командиром которого и был назначен. Воевал в Финляндии, выполняя полеты к цели и обратно в облаках с выходом в район цели по расчетному времени и прицельным бомбометанием; участвовал и в организации налета советских бомбардировщиков на Берлин 22 августа 1941г. В 1942г. разработал аэронавигацию воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по ленд-лизу. 1 мая 1943г. получил звание генерал-лейтенанта; главный штурман-организатор первомайского авиационного парада 1945г. над Красной площадью; руководил и штурманской службой при разгроме Квантунской армии. В 1950г. по состоянию здоровья из рядов Советской армии был уволен, а в 1971г. умер.

    А судьба Дмитрия Фуфаева как-то потерялась, хотя в истории авиации он, вместе с товарищами, достойно занимает первое место.

    Такими были они, Герои Страны Советов, в 1929г. совершившие свой, ставший так знаменитым, перелет в Америку из Москвы. Америка Страной Советов была покорена!

     Геннадий ТУРЕЦКИЙ

    13.09.2019

2

Комментарии

4 комментария
  • александр ставрогин
    александр ставрогин6 декабря 2019 г.+2
    //Америка Страной Советов была покорена!// Вот этого то Мировой Капитал и Америка, скоро ставшая его олицетворением испугались тогда больше всего, много работали над устранением России с мировой арены в ее оптимальной советской форме и добились своего в девяностые. Повторить подвиг советских летчиков предстоит уже нам, а для этого нам нужно прежде всего вернуть советскую власть и Сталина, как главные составляющие русского успеха.
    • Анатолий Лавритов
      Анатолий Лавритов6 декабря 2019 г.+2
      А Вы,Александр, посмотрите вот этот видеоролик молодых людей России!https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=kFmWaudUlOM&feature=emb_logo
      • александр ставрогин
        александр ставрогин6 декабря 2019 г.
        Посмотрел, но вы не сформулировали вопроса, поэтому пока и сказать нечего.
        • Анатолий Лавритов
          Анатолий Лавритов6 декабря 2019 г.+1
          А у меня к Вам вопросов нет, так что не ждите как студент от профессора готовых ответов и рецептов!"Думайте сами,решайте сами - иметь или не иметь..."А вместо трёх точек можете поставить соответствующее слово (ум,смекалку,догадливость,понимание и пр.)!