В первый раз Маяковский влюбился в двадцать лет. Его избраннице было 19, и она была помолвлена.
Марию Александровну Денисову Маяковский встретил в январе 1914 г. в Одессе, где вместе со своими друзьями-футуристами Давидом Бурлюком и Василием Каменским выступал с чтением стихов в Русском театре. Каменский обратил его внимание на "совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами… настоящую красавицу". Маяковский увлекся ею мгновенно.
Мария!
Поэт сонеты поет Тиане,
а я - весь из мяса,
человек весь -
тело твое просто прошу,
как просят христиане -
"хлеб наш насущный
даждь нам днесь".
Мария - дай!
Но Мария не дала…
Мария мечтала стать скульптором, занималась в частной художественной школе и проявляла недюжинные способности.
Она не могла не влюбиться в пылкого Володю Маяковского, но всё равно - вышла замуж за инжерена Строева . Они уехали в в Швейцарию, в Лозанну , Мария продолжила там своё художественное образование.Там же она родила дочь Алису.
Жизнь со Строевым не сложилась, в итоге он уехал из Швейцарии в Англию, а его отважная жена - в охваченную революцией Россию.
В России Мария добровольно поступила в Первую Конную Армию, где руководила художественно - агитационным отделом.Мария трижды переболела тифом,из-за чего была острижена наголо, дважды была порезана клинком и имела огнестрельное ранение, и тем не менее, умудрилась второй раз устроить свою личную жизнь. Её вторым мужем стал соратник Ворошилова , член Реввоенсовета Ефим Афанасьевич Щаденко.
После войны Щаденко получил должность заместителя наркома обороны и вместе с должностью - прекрасную квартиру в знаменитом Доме на набережной, на десятом этаже.Мария продолжила своё обучение во ВХУТЕМАСе, её работы выставлялись на зарубежных выставках, и дома, в Москве.
В конце 20-х годов она вылепила голову Маяковского, назвав свою работу просто "Поэт".
В письме к Маяковскому она писала: "Работа "Поэт" построена на остром угле -да и по существу Вы остро-угольный".
Возможно,именно тогда, работая над скульптурой Маяковского, Мария окончательно осознала, что не любит мужа, что он душит её своей ревностью, неприятием её творческих амбиций.
Муж вышвырнул её скульптуры на балкон, под безжалостные снег и дождь...
Мария писала Маяковскому: "С мужем разошлась - уходила в общежитие безработных РАБИС - и все из-за скульптуры, т.к. домашнее хозяйство брало целый день...Но далее: "Временно упросил все же вернуться - грозя, что застрелится -А уйти нужно - работать не дает. Домострой. Эгоизм. Тирания".
Маяковский помогал ей деньгами - на материал, на мастерскую и натурщиков, за что она была ему безмерно благодарна.
Смерть поэта Мария переживала очень тяжело, два дня до его похорон не выходила из дома, по свидетельству близких, будучи не в себе. А после его похорон принялась за второе его скульптурное изображение, которое давалось ей с мучительным трудом...
По неизвестным причинам не сохранилось ни одной работы Марии Денисовой - Щаденко, выполненных после 1936 года. Были ли он уничтожены, или она по каким-то причинам перестала заниматься любимым делом?
Ведь ещё в 1928 году она писала Маяковскому : "...бросать приходится скульптуру, а для меня это равносильно смерти".
10 декабря 1944 года первая любовь Маяковского, Мария Денисова-Щаденко покончила с собой, выбросившись с балкона 10-го этажа знаменитого Дома на набережной.Её похоронили на Новодевичьем кладбище,
Могила её долгое время была заброшена, пока работники музея Маяковского сами не установили на ней памятник.
Это скульптура "Материнство", авторства самой Марии Денисовой, которая долгое время хранилась в музее Маяковского.
Необыкновенно светлые и нежные образы её самой и её маленькой дочери Алисы...
2 ноября 2019 года
Подготовил Игорь Хомутов,Москва
Комментарии