Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Откровения отца в интервью сыну (1)

  • «В свои 85 я чувствую абсурд жизни»

    Полковник внешней разведки в отставке, кандидат исторических наук, публицист, писатель и отец журналиста Александра Любимова 27 мая отмечал 85-летие. Причем праздновал, находясь в Великобритании.

    По просьбе редакции «АиФ» Александр Любимов, находящийся в поездке вместе с отцом, взял интервью у юбиляра. 

    Александр Любимов: Welcome to Scotland. Когда ты был здесь, в Эдинбурге, в последний раз?

    Михаил Любимов: Последний раз был здесь в 1962-м году, когда ты только родился. Была очень неприятная ситуация. Потому что провалился наш знаменитый агент Джордж Блейк, который был сотрудником английской разведки. Он был арестован. Провалился Конон Молодый — нелегал и двое его радистов (потом они все получили звания Героев России). И еще провалились 2 агента, которые сидели на военно-морской базе в Портленде.

    — И ты приехал сюда, когда все эти страсти бушевали?

    — Да, всё бушевало. И позиции у нас тогда были довольно слабые. Основная задача была заводить связи. И начальник нашей резидентуры послал меня в Эдинбург. Хотя, честно говоря, я сам напросился.

    — То есть ты нас с мамой бросил и поехал в Эдинбург?

    — Да, бросил тебя несчастного. И поехал в Эдинбург на два дня. В это время там были Дмитрий Шостакович с сыном Максимом, Вишневская с Ростроповичем, которые приехали на знаменитый Эдинбургский музыкальный фестиваль. Помню, в гостинице утром специально для Шостаковича организовали оркестр, который играл музыку. Но Шостакович не смог из-за этой музыки завтракать в отеле.

    — Ему не понравилось, как оркестр играет?

    — Да. Им очень хотелось ублажить Шостаковича. А он не мог это слушать и ушел к себе в номер. Мы общались в основном с Ростроповичем, который был очень энергичным и приятным человеком. Он сразу попросил называть его Славой. Моя задача была при помощи этих людей добывать разного рода информацию. Общаться с людьми, как это делают журналисты или дипломаты о политическом положении в стране, о связях с Америкой, о заседаниях НАТО. Мы рассчитывали, что на Эдинбургском фестивале среди меломанов и всей этой публики будут люди, представляющие для нас оперативный интерес.

    — Что чувствуешь, находясь в стране, против которой ты боролся?

    — Я англофил. Не знаю ни одного разведчика, который работал бы в Англии и не любил эту страну. Речь идет, конечно, не о политике, а об английской культуре, литературе, музыке, архитектуре.

    — Каковы твои ощущения сегодня, после того, как СССР — страна, которую ты любил — проиграла в холодной войне Западу?

    — Полная чепуха. Это американцы придумали, что мы проиграли в холодной войне. Холодная война закончилась, потому что так захотел Советский Союз. Потому что коммунистическая система изжила себя. Горбачев и его окружение попытались построить социализм с человеческим лицом. Но ничего из этого не вышло.

    — Сейчас при капитализме тебе многое не нравится, например, что есть богатые и бедные. А когда был СССР, тебе не нравилось, что все бедные.

    — В Советском Союзе мне не нравились две вещи — постоянный дефицит (хотя я сам ни в чем не нуждался). И второе, что меня не устраивало, это идиотское ограничение свобод. Когда лишнего слова не напишешь, за границу поехать не можешь.

    — Ограничений свободы сейчас намного меньше. За границу ездить можно свободно. Проблему дефицита решили. Тебе же все равно не нравится русский капитализм. Почему?

    — Мне не нравится русский капитализм потому, что в нашей стране много бедных людей. Вот это меня огорчает и раздражает.

    — То есть должно быть равенство?

    — Равенства быть не может. Но, во всяком случае, жуткого разрыва — когда у одних яхты, недвижимость по всему миру и прочее, а другим на еду не хватает — быть не должно.

    — В 90-е были появились люди, которые, по крайней мере, рисковали, участвовали в политике, приватизировали предприятия. Не было денег в стране, а рабочим нужно было платить. Рисковали, потому что в 96-м году Ельцин мог не победить, и вернулись бы коммунисты к власти. Ты считаешь, что эти люди нечестно получили богатства и на них купили себе яхты и самолеты. А как ты относишься к тому, что у главы банковского отдела Управления «К» ФСБ России полковника Кирилла Черкалина изъяли взятку, сумма которой составила 12 миллиардов рублей? Это на три миллиарда больше, чем было обнаружено у экс-сотрудника МВД Дмитрия Захарченко.

    — Таких людей, как Захарченко и этот Черкалин надо расстреливать. Жаль, что у нас отменили смертную казнь.

    — Ты сейчас ерничаешь?

    — Нет. В России должна быть смертная казнь. В Америке же есть смертная казнь, в Китае тоже.

    — Для меня это открытие — что ты такой кровожадный человек. Выехали с тобой за границу, и ты раскрылся с неожиданной стороны. В Москве ты такие вещи не говоришь.

    — Ничего подобного, говорю и в Москве. Людей, совершающих тяжкие преступления, нужно расстреливать.

    — В чем для тебя заключается человеческая ценность?

    — В заслугах перед Отечеством. Мне нравятся писатели, учёные. Терпеть не могу спекулянтов, которые сейчас называются бизнесменами. Их у нас великое множество.

    — Какой-то детский разговор у нас получается. Ты впадаешь в примитивизм, как в детстве.

    — Я старый человек. Пенсионер.

    А что лучше — спекуляция или дефицит? Если не будет спекуляции, будет дефицит.

    — Существуют страны, где экономика не носит спекулятивных характер. В той же Англии, например.

    — Ты считаешь, что люди в Англии не занимаются спекуляциями, никто никого не обманывает, тут нет коррупции?

    — Везде всё, что ты перечислил, есть. Но вопрос в масштабах. Я не вижу в Англии такого разгула коррупции, как у нас.

    — Про Англию не знаю, но когда я прилетаю в Берлин и вижу аэропорт, который строят уже больше 20 лет, в которых уже вложили больше миллиарда евро ( он выглядит как, какой-нибудь наш провинциальный аэропорт в 70-е годы), у меня возниает большой вопрос: куда ушли эти деньги? Тебя как нормального русского человека волнуют проблемы своей страны. Поэтому тебе кажется, что коррупция есть только у нас.

    — Во всех странах есть коррупция. Но нет такого размаха, как у нас. Нигде нет такого разрыва между богатыми и бедными как у нас. Это же позор — в богатой России 20 млн человек живут за чертой бедности.

    — Как офицер разведки ты всю жизнь имел дело с предателями. Вербовал людей, которые предавали свои страны...

    — Вообще, неверно представлять разведку так примитивно: бегают, вербуют, убивают людей. Я в основном добывал информацию. А вербовать приходилось нечасто. 

    — Тем не менее, люди тебе давали секретную информацию.

    — Не всегда эта информация была секретной. Мы собирали её часто по официальным каналам, например, во время встреч с членами парламента.

     

    -Окончание следует-

3

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский19 июня 2019 г.+3
    Вы правы, "Почему-то стало понятным поведение Скрипаля...". Если уж в КГБ - "святая святых " и оплота СССР были такие служаки, как отец А. Любимова известного журналиста и разрушителя нашего Отечества, то, неудивительно, почему распался СССР. Ведь КГБ, возглавляемое "товарищем" Андроповым не по детской наивности прозяпили СССР. СССР рухнул не потому что исчерпала себя коммунистическая идея, как об этом заявляет бывший разведчик, а потому что её предали руководители страны Советов, в том числе, и гэбисты, кои должны были стоять на страже этой идеи.