Новости партнеров

Самое свежее

Дмитрий Ольшанский. Как будет выглядеть эпоха Путина после ухода Путина: кошмаром или благом? Законен ли закон о разгоне митингов? Почему увеличить зарплаты в России невозможно? Власть и вранье – две вещи нераздельные, но во всем должна быть мера! Уехал цирк, а выборы остались! Как нам перейти от деградации к развитию? Рецепты есть, желания не видно…
Загрузка...

Патриотизм квасной и сивушный

  • «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...»

    - эта приписываемая Салтыкову-Щедрину фраза обрела сегодня второе дыхание в России.

     

    И надо признать, очень метко объясняет мотивы поведения отечественной власти.

    Невежественный и показной «патриотизм» давно у нас получил характеристику «квасной». Впрочем, что значит давно? Всего лишь около 200 лет назад. Именно тогда, в начале ХIX века и появилось выражение квасной патриотизм, т.е. патриотизм внешний, театральный.

     

    О нем с иронией пишет А.С. Пушкин в неоконченном романе «Рославлев»: «Гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски».

    Академик В.В. Виноградов в книге «История слов» отмечал, что потребность в метком крылатом выражении, чтобы противопоставить показной патриотизм истинному, появилась именно в период войны с Наполеоном, но само выражение квасной патриотизм зафиксировано в литературных источниках позже. Автор его до сих пор точно не установлен, но, вероятнее всего, это был друг Пушкина поэт П.А. Вяземский. 

    В 1827 году в «Письмах из Парижа» он писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве».

     

    С авторством меткой фразы не все так однозначно. Порой она приписывалась Н.А. Полевому. Известный русский писатель, драматург был издателем журнала «Русский телеграф». И по иронии судьбы тоже имел гастрономические связи. Он ведь был братом Екатерины Авдеевой – первой русской женщины-автора кулинарной книги. 

    Так вот, «квасной патриотизм» упоминался и в его произведениях. Однако В.Г. Белинский все же постоянно указывал на авторство кн. Вяземского: «Остроумное название это, которого многие боятся пуще чумы, придумано не г. Полевым, а князем Вяземским, — и, по нашему мнению, изобрести название квасного патриотизма есть большая заслуга, нежели написать нелепую, хотя бы и ученую книгу в 700 страниц».

     

    Собственно, и тогда разумные люди начали понимать, что такого рода общественное явление в не слишком чистоплотных руках быстро становится инструментом для воспитания тупого и послушного человеческого стада. Да и сам князь Вяземский, человек весьма язвительный, выделил, помимо квасного, и другие виды русского патриотизма, тоже основанные на национальных пристрастиях: «Выражение квасной патриотизм шутя пущено было в ход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная».

     

    Не кажется ли вам, что Петр Андреевич просто смотрел сквозь магический кристалл на пару столетий вперед? И увидел, как тот самый сивушный патриотизм охватил миллионы оболваненных пропагандой людей. Увидел, и возможно, ужаснулся сам.Впрочем, показной, самодовольный патриотизм высмеивал не только П.А. Вяземский.

     

     А.С. Пушкин отмечал: «Некоторые люди... почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке». 

    В.А. Жуковский же сочинил однажды эпиграмму: «Наевшись щей, напившись квасу, их разобрал патриотизм».

    Во второй половине XIX века термин уже, что называется, пошел в массы. А приобретшая к тому времени общественное звучание борьба западников со славянофилами обострила внимание к нему. Причем эту фразу использовали представители обеих враждующих сторон. 

     

    «Народы меняются под воздействием исторических обстоятельств, - писал придерживающийся либеральных воззрений выдающийся русский правовед Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), -  заимствуя элементы культуры у других народов или становясь источником заимствований. В этом живом взаимодействии народов заключается весь смысл новой истории».

    А вот стремление абсолютизировать ценность определенных черт и качеств, выдавая их за народные (национальные), отрицая значение общечеловеческих ценностей, ученый характеризовал как «квасной патриотизм», чрезвычайно вредный и опасный. Народность развивается, только реализуясь в общих процессах человечества, отмечал он.

     

    Его же идеологический противник, сторонник славянофильских убеждений – Степан Петрович Шевырев – отстаивал схожую версию патриотизма. Кстати, ему принадлежит авторство еще одной прошедшей через века фразы – «загнивающий Запад». Как видите, что коммунистическая, что сегодняшняя пропаганда ничего нового выдумать не могут. 

     

    Так что патриотизм Шевырева сомнений не вызывал. Но, в отличие от сегодняшних невежеств в косоворотках, Шевырев был европейски образованным человеком. И вслед за Карамзиным выступал «против крайностей и русофильства, и чужелюбия, за соединённую любовь к человечеству и отечеству», потому что «одно без другого не может быть полно». «Любовь к человечеству, не применённая к нашим ближним, олицетворяемым для нас в отечестве, перерождается в отвлечённый и праздный космополитизм. Любовь к отечеству, не озарённая светом любви к человечеству, переходит в узкий или квасной патриотизм», писал он.

     

    Вот так удивительным образом квас приобрел у нас общественное звучание. И популярный на нашей родине на протяжении столетий напиток стал использоваться в идеологических спорах о судьбах той самой родины.

    p_syutkin 

    7 февраля 2019

1

Комментарии

5 комментариев
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна11 февраля
    "патриотизм Шевырева сомнений не вызывал" - но все ж таки в конце жизни он навсегда покинул Россию.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский11 февраля-1+1
    Выскажу только своё личное мнение о патриотизме, не ссылаясь на разные источники и общепризнанных авторитетов. Так вот, всем цивилизованным народам, в том числе и нашему народу, настоящий, истинный патриотизм не ведом. Поэтому народы довольствуются квасным патриотизмом, и что ещё хуже, сивушным. Истинные же патриотов в любых нациях совсем немного. Зачастую, бывает так, что квасные и сивушные горе-патриоты принимают в штыки высказывания истинных патриотов своей родины за крамолу, а то и вовсе объявляют их предателями. Почему так происходит? Потому что велика разница в духовном, т.е. энергетическом развитии между людьми невежественными, но возомнившими себя патриотами, и настоящими патриотами, которые знают, что есть жизнь и как надо праведно жить. Мнимые патриоты никогда не поймут истинных патриотов, а последние не смогут объяснить первым, в чём они не правы. Слишком велико у них различи
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский11 февраля-1+1
    различие в развитии разума. Образно говоря, «квасные и сивушные патриоты», что первоклашки супротив академиков – истинных патриотов. Поэтому у «академиков» нет никакой возможности донести знание, допустим, о квантовой физике, учащимся первого класса начальной школы. "Квасной" и особливо "сивушный" патриотизм имеет свойство перерастать в национализм, а там и рукой подать до нацизма. поэтому совет правителя: лучше не играть с народом в патриотические игры. Моет боком выйти самим властям. И вообще - патриотизм - чувство интимное. А о интимном не кричат в базарной толпе.
    • Анатолий Лавритов
      Анатолий Лавритов11 февраля-1+1
      Андрей глубоко копнул и прав в том, что патриотизм - понятие многогранное, подобное бриллианту.И чем больше понятных граней, тем содержательнее и полнее это понятие!
  • юра недобрый
    юра недобрый12 февраля+2
    „Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки интересами религии, морали и патриотизма.“ — /Генрих Гейне/