Новости партнеров

Самое свежее

Вражда народов как фундамент для политических конфликтов Третий город России Мухославск – или наша региональная политика Александр Росляков. Невидимая рука рынка – это архаизм и простота, что хуже воровства Михаил Поляков. Какими бедами для Кремля может обернуться победа Зеленского? Мы не дотягиваем до нормы ООН по МРОТ. Каким он должен быть? Александр Росляков. Россия помешалась на проблемах Украины – но чужими грехами свят не будешь
Loading...
Loading...
Загрузка...

Патриотизм квасной и сивушный

  • «На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались...»

    - эта приписываемая Салтыкову-Щедрину фраза обрела сегодня второе дыхание в России.

     

    И надо признать, очень метко объясняет мотивы поведения отечественной власти.

    Невежественный и показной «патриотизм» давно у нас получил характеристику «квасной». Впрочем, что значит давно? Всего лишь около 200 лет назад. Именно тогда, в начале ХIX века и появилось выражение квасной патриотизм, т.е. патриотизм внешний, театральный.

     

    О нем с иронией пишет А.С. Пушкин в неоконченном романе «Рославлев»: «Гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски».

    Академик В.В. Виноградов в книге «История слов» отмечал, что потребность в метком крылатом выражении, чтобы противопоставить показной патриотизм истинному, появилась именно в период войны с Наполеоном, но само выражение квасной патриотизм зафиксировано в литературных источниках позже. Автор его до сих пор точно не установлен, но, вероятнее всего, это был друг Пушкина поэт П.А. Вяземский. 

    В 1827 году в «Письмах из Парижа» он писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве».

     

    С авторством меткой фразы не все так однозначно. Порой она приписывалась Н.А. Полевому. Известный русский писатель, драматург был издателем журнала «Русский телеграф». И по иронии судьбы тоже имел гастрономические связи. Он ведь был братом Екатерины Авдеевой – первой русской женщины-автора кулинарной книги. 

    Так вот, «квасной патриотизм» упоминался и в его произведениях. Однако В.Г. Белинский все же постоянно указывал на авторство кн. Вяземского: «Остроумное название это, которого многие боятся пуще чумы, придумано не г. Полевым, а князем Вяземским, — и, по нашему мнению, изобрести название квасного патриотизма есть большая заслуга, нежели написать нелепую, хотя бы и ученую книгу в 700 страниц».

     

    Собственно, и тогда разумные люди начали понимать, что такого рода общественное явление в не слишком чистоплотных руках быстро становится инструментом для воспитания тупого и послушного человеческого стада. Да и сам князь Вяземский, человек весьма язвительный, выделил, помимо квасного, и другие виды русского патриотизма, тоже основанные на национальных пристрастиях: «Выражение квасной патриотизм шутя пущено было в ход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная».

     

    Не кажется ли вам, что Петр Андреевич просто смотрел сквозь магический кристалл на пару столетий вперед? И увидел, как тот самый сивушный патриотизм охватил миллионы оболваненных пропагандой людей. Увидел, и возможно, ужаснулся сам.Впрочем, показной, самодовольный патриотизм высмеивал не только П.А. Вяземский.

     

     А.С. Пушкин отмечал: «Некоторые люди... почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке». 

    В.А. Жуковский же сочинил однажды эпиграмму: «Наевшись щей, напившись квасу, их разобрал патриотизм».

    Во второй половине XIX века термин уже, что называется, пошел в массы. А приобретшая к тому времени общественное звучание борьба западников со славянофилами обострила внимание к нему. Причем эту фразу использовали представители обеих враждующих сторон. 

     

    «Народы меняются под воздействием исторических обстоятельств, - писал придерживающийся либеральных воззрений выдающийся русский правовед Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), -  заимствуя элементы культуры у других народов или становясь источником заимствований. В этом живом взаимодействии народов заключается весь смысл новой истории».

    А вот стремление абсолютизировать ценность определенных черт и качеств, выдавая их за народные (национальные), отрицая значение общечеловеческих ценностей, ученый характеризовал как «квасной патриотизм», чрезвычайно вредный и опасный. Народность развивается, только реализуясь в общих процессах человечества, отмечал он.

     

    Его же идеологический противник, сторонник славянофильских убеждений – Степан Петрович Шевырев – отстаивал схожую версию патриотизма. Кстати, ему принадлежит авторство еще одной прошедшей через века фразы – «загнивающий Запад». Как видите, что коммунистическая, что сегодняшняя пропаганда ничего нового выдумать не могут. 

     

    Так что патриотизм Шевырева сомнений не вызывал. Но, в отличие от сегодняшних невежеств в косоворотках, Шевырев был европейски образованным человеком. И вслед за Карамзиным выступал «против крайностей и русофильства, и чужелюбия, за соединённую любовь к человечеству и отечеству», потому что «одно без другого не может быть полно». «Любовь к человечеству, не применённая к нашим ближним, олицетворяемым для нас в отечестве, перерождается в отвлечённый и праздный космополитизм. Любовь к отечеству, не озарённая светом любви к человечеству, переходит в узкий или квасной патриотизм», писал он.

     

    Вот так удивительным образом квас приобрел у нас общественное звучание. И популярный на нашей родине на протяжении столетий напиток стал использоваться в идеологических спорах о судьбах той самой родины.

    p_syutkin 

    7 февраля 2019

1

Комментарии

5 комментариев
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна11 февраля
    "патриотизм Шевырева сомнений не вызывал" - но все ж таки в конце жизни он навсегда покинул Россию.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский11 февраля-1+1
    Выскажу только своё личное мнение о патриотизме, не ссылаясь на разные источники и общепризнанных авторитетов. Так вот, всем цивилизованным народам, в том числе и нашему народу, настоящий, истинный патриотизм не ведом. Поэтому народы довольствуются квасным патриотизмом, и что ещё хуже, сивушным. Истинные же патриотов в любых нациях совсем немного. Зачастую, бывает так, что квасные и сивушные горе-патриоты принимают в штыки высказывания истинных патриотов своей родины за крамолу, а то и вовсе объявляют их предателями. Почему так происходит? Потому что велика разница в духовном, т.е. энергетическом развитии между людьми невежественными, но возомнившими себя патриотами, и настоящими патриотами, которые знают, что есть жизнь и как надо праведно жить. Мнимые патриоты никогда не поймут истинных патриотов, а последние не смогут объяснить первым, в чём они не правы. Слишком велико у них различи
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский11 февраля-1+1
    различие в развитии разума. Образно говоря, «квасные и сивушные патриоты», что первоклашки супротив академиков – истинных патриотов. Поэтому у «академиков» нет никакой возможности донести знание, допустим, о квантовой физике, учащимся первого класса начальной школы. "Квасной" и особливо "сивушный" патриотизм имеет свойство перерастать в национализм, а там и рукой подать до нацизма. поэтому совет правителя: лучше не играть с народом в патриотические игры. Моет боком выйти самим властям. И вообще - патриотизм - чувство интимное. А о интимном не кричат в базарной толпе.
    • Анатолий Лавритов
      Анатолий Лавритов11 февраля-1+1
      Андрей глубоко копнул и прав в том, что патриотизм - понятие многогранное, подобное бриллианту.И чем больше понятных граней, тем содержательнее и полнее это понятие!
  • юра недобрый
    юра недобрый12 февраля+2
    „Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки интересами религии, морали и патриотизма.“ — /Генрих Гейне/