Новости партнеров

Самое свежее

Николай Травкин. Лекарство от авторитаризма Александр Гутин. Святое избавление Александр Росляков. Почему дело палача из ФСИН не доберется до суда Что мы Гекубе, что нам Гекуба, когда дело - труба Эль Мюрид. Наконец-то Россия – мировой лидер! По смертности населения Портрет Навального работы тюремных психологов
Загрузка...

Из старой шкатулки:несвоевременные мысли о политике

  • «Поступать правильно и делать добро трудно и считается утомительным, тогда как поступать неправильно и творить зло – легко и увлекательно.  Миямото Мусаси. Книга пяти колец


    Пользуясь случаем, хочу привести несколько цитат из статьи, опубликованной в некогда  популярном публицистическом журнале. Журнал этот, хотя и писал время от времени о политике, был посвящен преимущественно вопросам культуры  и общественной  жизни.  Прочитайте, и попробуйте определить, в какую эпоху и в какой стране была выпущена эта статья. Итак:

    «Нет худшей напасти для страны, чем страшный дух раздора, обращающий ее в два особых народа…Последствия подобных разделений губительны в высшей степени…  они сеют зло почти в каждом сердце. Дух этот  оказывается роковым, и для нервов, и для разума; люди становятся все хуже.  Мало того – все глупее».

    «Скажу с искренним сожалением,  что многие хорошие люди рядом с нами поражены духом нетерпимости и поэтому далеки друг от друга».

    «Дух партии влияет на суждения людей не меньше, чем на их нравственность. Мы часто слышим, как превозносят  ничтожнейший памфлет, не замечая превосходного произведения лишь потому, что  расходятся  во взглядах с его автором.  Тот, кто одержим этим духом, вряд ли способен отличить хорошее от плохого, красивое от безобразного».

    «В нашей стране едва ли можно отыскать  хоть одного мало-мальски заметного деятеля, чей образ не двоился бы, причем эти ипостаси более отличны друг от друга, нежели свет и тьма. Пристрастность, царящая теперь во всех слоях общества, мешает умножению знаний и учености.  Раньше человек приобретал славу благодаря своим способностям; теперь легче выделиться пылом и яростью… Злобная сварливость сходит за сатиру; …в скучном перечислении расхожих мнений видят  тонкость слога».

    «Обе стороны охотно к хитрости : любую скандальную   сплетню, какую только могли придумать и пустить в оборот  о каком-то лице, они представляют непреложной истиной….Недоказанная клевета, более того – клевета опровергнутая становится для наглых писак постулатом, неопровержимым принципом, общим местом,  хотя они сами знают в глубине души, что сведения эти неверны или, как минимум, сомнительны».

    Не правда ли, все выглядит очень даже узнаваемым?   Сразу же приоткрою завесу: это не древний Рим, не революционная Франция, и не Россия времен первой государственной думы.  Строки эти принадлежат видным английским журналистам начала 18-го века, Ричарду Стилю и Джозефу Аддисону, современникам Свифта и Дефо, и взяты из статьи в журнале "Зритель", опубликованой в июне 1711 года; возможно, писал их кто-то один из них, но сейчас в этом практически невозможно разобраться.  Признаюсь честно что я, не затрагивая содержания высказываний, слегка отредактировал  их стиль,  чтобы  было легче оценить актуальность их звучания  сегодня, 300 лет спустя.

    Каков же вывод?  На первый взгляд, он лестен для англосаксов: события, происходящие  в демократической России (и не только) 21-го века,  уже проходила Британия в начале века осьмнадцатого. Оставаясь объективными, не будем впадать и в самоуничижение. В сфере политики за последние столетия, в сущности, изменилось не так уж и много, и сильные мира сего до сих пор изучают и проводят в жизнь принципы, заимствованные из трактата Макиавелли, написанного более 500 лет назад. Болезни, которые были присущи демократии в момент ее становления, никуда не исчезли, а лишь изменили свою форму,  а  средства и методы действий, которые «развитые демократии»  не позволяют себе больше применять в отношении собственных народов или союзников, считаются допустимыми по отношению к третьим странам, которые, по мнению «старожилов»,  еще не доросли и не скоро дорастут до подлинной демократии и свободы.  

    Наверное, не будет слишком большим преувеличением предположить,  что все «акторы», действующие лица политической сцены в реальности не более, чем политические хоббиты, в повседневной в суете не замечающие (или делающие вид, что не замечают), что не двигаются вперед, а бродят «туда и обратно».

    В чем-то мы, жители Востока вообще, и России в частности, разумеется, отстали, и вынуждены ускоренным образом наверстывать это; но в чем-то, сами, возможно, не осознавая этого,  ушли далеко вперед. Вспомним слова Энгельса, который говорил, что человечество или народ,  выбирая какой-то конкретный путь развития,  тем самым обедняет себя, потому что отвергает все другие альтернативы. Вспомним историю Японии, которая на два с половиной столетия погрузилась в изоляцию, и почти не имела контактов с внешним миром. Любой студент скажет вам, что изоляция – это плохо, и будет прав. Но не стоит забывать, что столетия  изоляции Япония жила без войн и смут, и тот невероятный скачок, который она совершила, сначала в конце 19-го века, а потом и в 60-70 годы двадцатого века был, во многом, обусловлен  ее национальной идентичностью и единением, сформировавшимися в эпоху Токугава.     

    И снова слово  Джозефу Аддисону (или, возможно,  сэру Ричарду  Стилю). Но сначала – небольшое отступление. Когда-то, еще в девяностые годы, мне пришла в голову одна  странная, а возможно и безумная  мысль.  Поводом для нее стало  сообщение о том, что наконец-то в новой, демократической России создана партия любителей пива. Что же, почему бы и нет? Что называется, флаг в руки; в конце концов, на волне торжества победившей демократии в стране были созданы десятки партий, в том числе  вполне  экзотических.

    Но вот одна партия так никогда и не была создана – партия хороших людей. Спрашивается, почему? Подумав немного над этой идеей, я с горечью ее отверг, потому что в голову сразу же  пришли десятки  железных аргументов «против», и лишь несколько, неубедительных и робких, «за». В политике, как известно, допустимо все, что угодно; единственное, чего она,  по своей природе не приемлет – это идеализм. А чем, как не идеализмом, была эта мысль? И вот, спустя годы, я  читаю строки Аддисона-Стиля.

     

     «Что касается меня, я сердечно желаю, чтобы честные люди  объединились ради взаимной защиты от того, кого им следует считать общим своим врагом, на чьей бы стороне он ни был...Тогда соотечественники наши были бы для нас не (вигами и тори), но друзьями, когда они благородны, и врагами, когда они подлы» .

    «Сообщество это, чуждое партийных пристрастий, должно стремиться лишь к истине и справедливости….Член сообщества, желающих торжества истинных талантов, свергая бесполезных и низких людей с высоких постов, куда они случайно попали, и ничуть не думающий при этом о собственном блага, принес бы немало пользы своей стране».

    Автор (авторы?)  даже приготовил шуточный документ, своего рода «программу» такого сообщества. Люди, подписавшие его, клянутся называть черное черным и белое белым, и верить в то, что «дважды два –четыре», а также  бороться  с теми, кто оспаривает это.

     

    Вы скажете, все тот же идеализм, сентиментализм и простодушие? Конечно. Но, быть может, иногда стоит воспарить над  безумием  страстей дня нынешнего (который, если жить только им одним, грозит  превратиться в бесконечно повторяющийся «день сурка»), и в этом взгляде на жизнь и политику есть своя,  особенная или даже высшая правда, в которой  можно узреть  черты нового,  лучшего мироустройства?

    Старые, старые сказки…Одно несомненно: и в старой шкатулке можно найти много полезных мыслей, которые дает нам еще один повод для раздумий. 

1

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc22 мая 2015 г.+1
    Статья прекрасна, но! Осознать написанное, способен только человек воспитанный в стиле, думай и рассуждай. Отсюда и вывод. Эффект всего достигается только одним. "Правильным" воспитанием общества. Что посеяли то и получили. А у нас уже и сеять некому, и семена, и почва, в плачевном состоянии. Урожай соответствующий. Агрономы (правительство) все неучи. Не мешало бы им ЕГЭ устроить. А то они только навозом почву и удобряют.