Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Сталин как педагог и теперь живее всех живых!

  • Казалось, что в конце 1980-х – начале 1990-х, судьбоносных для нашей страны годах, перевернувших в ней все вверх дном, Сталина морально убили и похоронили безоговорочно и окончательно. Все 90-е и 2000-е о нем мало вспоминали – своя жизнь то разлаживалась, но налаживалась, и было как-то не до него. Но когда Путин после Крыма ударил в патриотические струны, какой-то явно неожиданной для нашей власти струей из похоронного гранита забила тема Сталина и сталинизма. «Тащат, тащат мертвеца» –  а он словно и не мертвец, а поживей иных сегодняшних живых!

    Чем хуже отзываются о нем текущие властители, меркнущие с их микроскопическими делами в его большой тени, тем больше народ выказывает почтения былому кумиру. И больше является документальных свидетельств того, что это был не какой-то упырь, каким его рисуют современные враги России – а человек с огромным кругозором, даром руководителя и личной скромностью.

    Его личную скромность знаменует такой эпизод. Однажды его сын Василий заикнулся о каком-то послаблении в свой адрес – мол он ведь тоже Сталин. На что отец ответил, подведя его к кремлевскому окну: «Ты – не Сталин! И я – не Сталин! Сталин – вон там, на плакате. А мы с тобой простые граждане и должны вести себя как подобает простым гражданам».

    Народ хочет видеть в нынешних руководителях те сталинские черты, что в тяжелое время помогли стране не только не пропасть, но и выйти победительницей в самой страшной на земле войне. И потому так интересны воспоминания Артёма Сергеева, приёмного сына Сталина, ровесника и друга Василия Сталина, о своих детских годах.

     

    «…Когда у Сталина было время, он занимался с детьми: если приходил с работы и мы еще не спали, то хотя бы несколько минут занимался с нами. И каждая встреча с ним чему-то учила, давала что-то новое. Он умел вовлечь в разговор и в этом разговоре не допускал, чтобы ребенок чувствовал себя несмышленым. Он задавал взрослые вопросы и спрашивал: «Что ты думаешь по этому поводу?» На какие-то вопросы можно было ответить, а на какие-то – нет. И тогда он очень просто, доступно, ненавязчиво, не по-менторски вел разговор и давал понять суть.

    Один разговор, относящийся к 1929 году, я помню. Сталин меня спросил: «Что ты думаешь о кризисе в Америке?» Что-то мы слышали: буржуи выбрасывают кофе с пароходов в море. «А почему так делается?» – спрашивает Сталин. Ну, а я в том смысле говорю, что они такие нехорошие, лучше бы нам, нашим рабочим и крестьянам, отдали, если им не нужно, если у них так много.

    «Нет, – говорит он, – на то и буржуи, что они нам не дадут. Почему они выбрасывают? Потому что заботятся о себе, как бы больше заработать. Они выбрасывают, потому что остаются излишки, их люди не могут купить. Если же снизить цену, у буржуя будет убыток, а ему не хочется, чтобы у него был убыток. Чтобы держать высокую цену, он выбрасывает. Капиталист всегда будет так делать, потому что его главная забота – чтобы было больше денег. Наша главная забота – чтобы людям было хорошо, чтобы им лучше жилось, потому ты и говоришь: лучше бы нам дали, потому что ты думаешь, что у них забота, как и у нас – как сделать лучше людям».

    Или еще. После того, как мы посмотрели с Василием пьесу «Дни Турбиных», Сталин нас спрашивает: «Что вы там видели?» (Это было в 1935 году, во МХАТЕ. Кстати, Сталин частенько посылал нас с Василием в театр.) Я сказал, что не понял: там война, но красных нет, одни белые, но почему-то они воюют, а с кем – не знаю. Сталин говорит: «А знаешь, почему? Ведь красные и белые – это только самые крайности. А между красными и белыми большая полоса от почти красного до почти белого. Так вот, люди, которые там воюют, одни очень белые, другие чуть-чуть розоватые, но не красные. А сойтись друг с другом они не могут, поэтому и воюют. Никогда не ду­май, что можно разделить людей на чисто красных и чисто белых. Масса идёт за теми или другими и часто путается и идёт не туда, куда нужно идти…»

    Когда у Сталина было настроение неважное, он ставил пластинку с песней «На сопках Маньчжурии». Несколько раз прослушивал, переставлял пластинку на словах «Но знайте, за вас мы ещё отомстим и справим кровавую тризну». Он поражение в русско-японской войне очень переживал из-за того, что Россия потеряла русские владения, серьёзные форпосты на Дальнем Востоке. И вот именно эти слова он, переставляя иголку, слушал несколько раз. Когда мы заходили в комнату, он сидел с опущенной головой, видно, что ему было тяжело, видимо, тяжёлые мысли приходили, и он слушал, ставя эту песню вновь и вновь.

    Любил песню о «Варяге». Когда слушал слова: «Миру всему передайте, чайки, печальную весть: в битве врагу не сдалися, пали за русскую честь», – нам с Василием говорил: «Вот так-то, ребята…»

    «...Вы будете военными. А какой предмет для воен­ного самый главный?» Мы наперебой отвечали: математика, физика, физкультура. Он нам: «Нет. Русский язык и литература. Ты должен сказать так, чтобы тебя поняли. Надо сказать коротко, часто в чрезвычайных условиях боя. И сам ты дол­жен понять сказанное тебе. Военному выражаться надо ясно и на письме, и уст­но. Во время войны будет много ситуаций, с которыми в жизни ты не сталкивался. Тебе надо принять решение. А если ты много читал, у тебя в памяти уже будет подсказка, как себя вести и что делать. Литература тебе подскажет…»

    Сталин блестяще знал историю… Нам с Василием были даны задания. Каждому выдана книга – учебник истории Илловайского и Бельярминова, нужно было прочитать и ответить на вопросы, выполнять задания… Когда Сталин нам эти книги дал, мы их положили на терраску и убежали на соседнюю дачу играть в волейбол. Возвращаемся и издалека видим, что этот наш взгорочек, на котором нахо­дится дача, усеян белыми пятнами, по нему ходит Сталин, нагибается, подбирает что-то. Подбегаем, видим, что Сталин собирает листы. Оказывается, налетел ветер, его порывом учебник разметало, и Сталин собирал разлетевшиеся листы.

    Увидев нас, Сталин очень спокойно объяснил, что в этой книге описаны тысячи лет истории, что она дела­лась кровью сотен людей, которые собирали факты, записыва­ли, хранили эти сведения. А потом историки десятки лет перерабатывали эти сведения, чтобы дать нам представление об истории человечества… Велел нам взять шило, нитки, клей и привести книгу в порядок… Работу мы выполнили аккуратно и с большим усердием. Показали починенную книгу Сталину, он сказал: «Вы хорошо сделали. Теперь вы знаете, как надо обращаться с книгами»… По ходу разговора Сталин объяснял многие вещи так просто и ясно, что запоминалось на всю жизнь».

     

    Как не хватает нам сегодня таких доходчивых и неполживых воспитателей и педагогов!

11

Комментарии

15 комментариев
  • Александр Майданюк
    Александр Майданюк1 мая 2016 г.+4
    Чем больше читаю о Сталине тем больше хочется узнать - столько противоречивой и даже противоположной по оценке информации... Нужна государственная коммиссия, которая будет иметь неограниченный доступ ко всем без исключения государственным и частным архивам России. Надо провести объективное расследование деятельности Сталина и поставить точку в этом потоке лжи и правды, правды и лжи о нем и его деяниях.
    • Олег Иванов
      Олег Иванов2 мая 2016 г.+1
      Были в истории разные государственные , партийные комиссии которые решали как народу и мировой общественности относится к Сталину и его делам. Начали на 20 съезде КПСС в 1956 году. Результат: ложью, гадостями облили не только Сталина , но и партию и народ. При Горбачеве тоже было множество партийно-государственных комиссий , подкомиссий еще больше добавили гадостей. Каждый решая вопрос как относится к Сталину и той Величайшей эпохе когда он жил и работал прежде всего иметь знания, анализировать и делать выводы исходя из своих убеждений итого жизненного стержня , который вы сформировали за прожитые годы.
    • Егений Сергеев
      Егений Сергеев2 мая 2016 г.
      Ещё одна комиссия, Александр? Олег Иванов уже сказал по-своему об этом. На мой взгляд, до той поры, пока мы смешиваем понятия истории как науки о деятельности человека во времени и пространстве с историографией, никакая комиссия не поможет. В настоящее время подавляющее большинство историков следует принципу:"Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.д.". И тех малых числом, определяющих историю иначе, как Гумилёв Л.Н., например, они воспринимают как еретиков, преследуя и шельмуя. Иначе говоря, пока не будет поставлен вопрос - почему так, а не иначе, толку не будет. Будет то, что мы сейчас имеем - критики советского периода России в принципе те же большевики, только с противоположным знаком.
    • Александр Дубков
      Александр Дубков11 мая 2016 г.
      Какого государства нужна комиссия по Сталину?. Современного Российского- закатают сразу в кровавого диктатора.
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc1 мая 2016 г.+2
    Просто нужно поглубже в себя заглянуть. Эпоха Сталина, урок который требует осмысления и понимания и только потом, что очень важно, ЛИЧНОЙ оценки. А не оценки "гениального российского историка", с лондонской пропиской. Сами виновны, в том, что не научились мыслить самостоятельно и детей не научили. Слава богу начинаем понимать свои ошибки.
  • Aleks Best
    Aleks Best2 мая 2016 г.+2
    Как раз сейчас, не лишней была бы Сталина 'рука' /
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc2 мая 2016 г.+1
    Не рука, МОЗГИ. Анализируй это!
    • Александр Дубков
      Александр Дубков11 мая 2016 г.
      Мозги только думают, а надо действовать. Правильно сказал Вest. Ка делать давно всем и-вестно, но делать не хотят. А руки могут заставить. Умных патриотов у нас много - воли нет.
  • Aleks Best
    Aleks Best2 мая 2016 г.
    Одними мозгами ничего не сделать.., обязательно необходимо 'продолжение этих мозгов', в том смысле, чтобы железобетонно эти обмозгованые слова, укладывались в головы чиновнику - слуге народа! Я уверен , Вы поняли меня правильно.. Не о диктатуре речь )
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc2 мая 2016 г.+1
    В этом вся суть и заключена. Мозги должны работать раньше рук. Иначе, происходит "диктатура рук" или тупых исполнителей, что эквивалентно. Чиновники понимают только диктатуру. Поэтому, диктатурой должны управлять мозги.
  • Aleks Best
    Aleks Best2 мая 2016 г.+1
    А я разве иначе выразился?
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc2 мая 2016 г.
    Ну возможно я не совсем правильно оценил, извиняюсь.
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров5 мая 2016 г.-2
    Хватает пока что людишек, которые мечтают о крепком хозяйском члене в своей заднице. Эти людишки называются совками, холопами, холуями, коммуняками. Самое противное то, что свои холуйские мечты они называют "патриотизмом".
    • Александр Дубков
      Александр Дубков11 мая 2016 г.
      Самый лучший отец-хозяин для Вас - дядя Сэм. Это вы холуи богатеев, а те, которых Вы так называете работали на государство, которое их и обеспечивало.
    • Егений Сергеев
      Егений Сергеев11 мая 2016 г.+1
      Вы, сударь, считаете, похоже, себя эдаким суперменом. Вам, судя по тексту Вашего комментария, вожделенно жрать сладко и спать гладко. Да чтобы никто не мешал. А если загремит часом, то какая разница - оттаскивать или подтаскивать. Лишь бы жрачка была. Я уже писал однажды здесь, к другой статье комментарий, правда, каково было в те времена. Но что Вы и Ваши подельники предложили и совершили со времен пресловутой перестройки? И Вы полагаете, что так должно быть и будет бесконечно? Тяжелое заблуждение. Похмелье будет вряд ли переносимо.