ЦК ВКП(Б)
Члену Совета военно-политической пропаганды
Тов. Мануильскому Д.З.
Представляю вам копию докладной записки начальника 7-го отдела Политуправления 4-го Украинского фронта тов. Тюльпанова «О поведении немцев в плену в зависимости от обращения с ними в лагере военнопленных»
Начальник УП отдела ГлавПуРККА полковник М. Бурцев.
О поведении немцев в плену в зависимости от форм обращения с ними в лагере военнопленных.
Группа немцев-антифашистов из фронтовой спецшколы под руководством работников 7 отдела ПУ фронта в течение продолжительного времени работала от имени НК "Свободная Германия" среди немецких военнопленных в Симферопольском фронтовом лагере. Антифашисты сделали ряд ценных замечаний о поведении немцев в плену в зависимости от форм обращения с ними. Симферопольский лагерь имеет несколько отделений. Несмотря на одинаковые бытовые условия и одинаковый контингент военнопленных, поведение и настроения военнопленных в одном отделении резко отличались от поведения и настроений в другом.
При изучении причин, обусловивших данное явление, антифашисты установили, что оно, главным образом, объясняется различием форм обращения с военнопленными в каждом отделении. Там, где отсутствует твердый порядок, где строгая требовательность к плененному врагу подменяется недопустимой мягкотелостью и где советские люди из лагерной администрации в обращении с военнопленными немцами не учитывают, что они являются представителями народа-победителя, сильного своими моральными качествами и духовным превосходством над врагом, - военнопленный немец быстро забывает о своем положении и в соответствии с этим определяет нормы своего поведения: он начинает всячески саботировать выполнение приказов лагерной администрации, проявлять по отношению к ней элементы чисто немецкой наглости, симулировать болезни, чтобы увильнуть от работы и т.д.
Так, например, в одном из отделений вышеназванного лагеря (совхоз Красный), где администрация оказалась неспособной установить твердый порядок и требовательность, и приказную форму в отношении военнопленных подменила увещеваниями, - немецкие солдаты вскоре настолько обнаглели, что демонстративно отказывались выполнять приказы лагерной администрации, преднамеренно употребляли в пищу зеленые фрукты и траву, растравляли зажившие раны, чтобы стать больными и получить освобождение "от ненавистной работы на русских скотов", демонстративно подчеркивали свою наглость в отношении "излишне гуманного начальства".
Так, во время 20-минутной беседы (к тому же "непринужденной") одного офицера из лагерной администрации с группой военнопленных 10 немцев, прервав беседу, потребовали, чтобы им разрешили "аустретен" (сходить в уборную). К великому удовлетворению немцев это наглое требование было исполнено советским офицером. Наглость немцев в этом отделении достигла такой степени, что военнопленные, в связи с дождливой погодой, обвинили русское командование в невыполнении обещания о том, что в случае перехода в русский плен, они будут жить... в хороших климатических условиях. В этом же отделении наиболее отъявленные фашистские элементы открыто и безнаказанно вели среди военнопленных антисоветскую пропаганду.
Аналогичное наблюдается в Джанкойском лагере военнопленных. Колхозники из Шейхэлинского колхоза недавно рассказывали нам, что присланные в их колхоз на работу немцы из Джанкойского лагеря нарочито подчеркивали свое нежелание работать "на русских", издевались над беспомощностью своего начальства, которое не в состоянии их заставить работать. На вопрос колхозников: "Почему вы не хотите работать?" один немец на ломаном русском языке нагло ответил: "Мы пришли сюда не работать на вас, а воевать с вами. В плену нам выдают 600 грамм хлеба, независимо от того, работаем мы или не работаем, поэтому мы не видим смысла в этой работе".
Совершенно иная картина поведения военнопленных была установлена в отделении № 3 симферопольского лагеря. Здесь военнопленные немцы соблюдали должное уважение к лагерной администрации, беспрекословно исполняли ее приказания и не пытались искать предлогов, чтобы увильнуть от работы. Одной из главных причин, обусловивших такое поведение военнопленных, был твердый порядок, установленный в данном отделении, суровая требовательность администрации по отношению к военнопленным и нетерпимость к малейшим проявлениям элементов непослушания и наглости.
Таким образом нормы поведения немцев в плену, прежде всего, определяются формами обращения с ними и их воспитания. Чем суровее эти формы, тем отличнее, "бархатнее" поведение пленного немца, и чем неоправданно мягче эти форме, тем наглее поведение немца. Это объясняется тем, что попавший в плен немец в большинстве случаев, продолжая оставаться нашим убежденным врагом, все формы обращения с ним и методы воспитания рассматривает с нацистской точки зрения о мнимом физическом и моральном превосходстве немецкой расы, признающей единственным правом грубую физическую силу.
Отсюда всякое проявление излишней мягкотелости к немцу в плену рассматривается им как показатель физической и моральной слабости русских, их "неполноценности" в сравнении с немецкой расой. "Русские не могут с нами обращаться иначе, - заявила одна группа военнопленных одному антифашисту, - ибо они чувствуют наше духовное превосходство над собою и свою неполноценность". "Посмотри - заявила вторая группа военнопленных другому антифашисту (они указали на мимо проходящего, мягкого в обращения коменданта отделения) - на этого "унтерменша". Он бродит по лагерю, как тень. О, если бы на его месте был немецкий обер-лейтенант! Лишь одно его появление привело бы всех нас в трепет. И это понятно. Он немец, господин, чувствует свою данную ему богом силу и в его обращении с врагом не может быть места благодушию".
Несколько военнопленных заявили третьему антифашисту, что на поле боя под Севастополем у них сложилось превратное представление о боевом и моральном превосходстве русских над немцами, ибо в русском плену они убедились в обратном. "Ибо, чем объяснить, - заключили эти военнопленные, - то обстоятельство, что нас кормят, не заставляя работать, а русские офицеры, проходя мимо нас, не требуют отдачи чести, как не сознанием русскими нашего превосходства над ними".
Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
(4-й Украинский фронт, № 9046, 21.У1-44г.).
… … … … … … … …
Ушли в Вечность боевые полковники, на собственном опыте усвоившие единственно правильную русскую внешнюю политику по отношению к Западным цивилизаторам.
Мы же, потомки героев, сломавших объединенную фашистскую Европу, героев, принесших великие жертвы ради нашей Свободы, мы сегодня эту свою Свободу отдали в руки алчным холуям и предателям, прогнувшимся перед Западным потреблядством. Которые бесстыдно и безнаказанно топчут и поганят наше Великое Советское прошлое, наши Победы, нашу Историю. Вот и завтра эти оборотни, по нужде натянувшие личины "патриотов", занавесившие Мавзолей, к подножью которого были брошены знамена и штандарты преступной и поверженной Европы, будут рядом топтаться или сидеть на стульчиках.
А мы, простой и доверчивый великий Народ будем праздновать свой День 9 Мая, День Победы, завоеванный нашими отцами и дедами в самой кровопролитной битве в Мировой Истории, за свободу нашей страны, за социализм и братство наших народов.