Новости партнеров

Самое свежее

Ольга Туханина. Так за кого наши 86 процентов – за Путина или за Абрамовича? Управленческая катастрофа: советский опыт убит, а западный не освоен Ольга Туханина. Крымский мост: брызги шампанского и брызги слюны Почему Сталин смог поднять страну, а нынешняя власть не может? Евгений Тарло. Нужно повышать не пенсионный возраст, а доходы Пенсионного фонда! Любимый Путин может спать спокойно – пока его не настиг протест всей страны
Loading...
Loading...
Загрузка...

Церковная монополия как источник российского авторитаризма

  • С чего бы мне, атеисту, защищать православие? Однако натолкнул меня на мысль вступиться за нашу «русскую религию» американский писатель Джон Гришэм, ни словом, кстати, о православии не обмолвившийся…

    Часть наших «западников» обвиняет православие в том, что это де «неправильная» религия – «религия рабов». Опошленное христианство, «в котором обрядность подменяет живое христианское чувство» и т.п. В качестве подтверждения обычно приводится вся российская история, в которой действительно со свободой и правами человека всегда было неважно – по шкале от «хреново» до «очень хреново», причем почти независимо от строя. Что при царях, что при большевиках, что даже сейчас при Путине.

    Константой при всех изменениях остается православная церковь – вот поэтому ее очень удобно получается считать виновницей того, что Россия во все времена остается «страной рабов, страной господ».

    И я тоже, не особо вдумываясь, был согласен с этим расхожим мнением, пока не прочитал роман Гришэма «Последний присяжный» с такой подробностью. В одном американском городке, где живут максимум 50 тысяч человек, действует около 70 разных церквей!!

    Кто-то скажет: ну и что, раньше в Москве было и вовсе сорок сороков (то есть 1600) церквей! Так-то оно так – но дело в том, что в Москве было много церквей-зданий при одной Церкви (православной). А вот в типичном американском городке – семьдесят именно разных религиозных общин. Безо всякой общей «крыши» и вообще какого-то общего руководства (не считая Христа, конечно – но что такое Христос, в каждой общине понимали как хотели).

    Кстати как раз православие в том городке не было представлено. Все прочие – адвентисты, иеговисты и т.д. – сколько угодно. В каждом сообществе – от 500 до 1000 человек, и свой молельный дом.

    Сверхзадачей романа Гришэма было показать работу американской демократии «с самого низа», так сказать «корни травы». И он не зря много внимания уделяет «религиозному вопросу»: пожалуй, именно эта разобщенность на семьдесят независимых сообществ – и дает в итоге ту основу американской демократии, когда граждане представляют собой независимые единицы, те самые «кирпичики» самоуправления.

    По всей видимости, наличие самой возможности по-разному читать одну и ту же «священную» книгу, переходить из общины в общину – очень раскрепощает мышление. Малые общины не могут друг с другом воевать, поэтому должны как-то договариваться и терпеть друг друга (а заодно, конечно, ревниво друг за другом наблюдать).

    Скажут, что в Европе было не так. Но в Европе тоже было отчасти так – просто старушка Европа достаточно тесна, и там основу для плюрализма дали постоянные религиозные войны и все равно тихой сапой идущее взаимопроникновение религий.

    И вот теперь, если мы взглянем на Россию, то увидим разницу между ней и Европой, и в особенности – Америкой. Россия, ввиду ее расположения на дальних холодных окраинах, так и не обзавелась церковным разнообразием. Но разве это вина православия? Православие тут «виновато» лишь в том, что «подвернулось под руку». «Виновато», если уж на то пошло, государство – для которого было удобно иметь только одну религию на всех. Причем выстроенную подобно федеральному министерству – сверху вниз, под полным государственным руководством и контролем.

    Так что в России церквей много, а Церковь одна (за исключением старообрядческой, которая есть неудачная попытка той же централизации, и чисто этнических). Поэтому разнообразие не создается, религиозных общин нет, руководители российских «общин» – те же урядники на «государевой» службе, работают по команде.

    Именно единственность Церкви создала в России предпосылки к авторитаризму; верно и обратное – чем больше разных религиозных общин, тем больше шансов на демократию. А само по себе православие, при всей своей «обрядности», тут ни при чем. Был бы буддизм или ислам в таком положении монополиста – было бы то же самое.

     

    По материалам Алексей Рощин

9

Комментарии

40 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей ГромадскийВт в 18:13
    В СССР церковь была на самом деле отделена от государства и никак не влияла на мировоззрение масс. Но авторитаризм-то был. Почему? Потому так устроено человечество. Любые человеческие сообщества ищут себе Водителя. А свято место пусто не бывает. Точно так же происходит при так называемой демократии. Народы выбирают себе правителей, которые неизбежно прибегают к авторитарному правлению. Отсюда следует вывод: религиозные культы здесь ни причём. В древности, культы действительно дисциплинировали человеческие сообщества. Поэтому, как правило, главы больших человеческих сообществ были и жрецами культов, или главами церквей. Сейчас никто не верит ни в Бога, ни в чёрта, а все выродившиеся религиозные культы – это дань традиции, а в случае с РФ, то и обычной моды.
  • Сергей Жуков
    Сергей ЖуковВт в 18:24+1
    Если скажу, что все понял, вы мне не верьте. Наверное' и язычество было когда-то огромным шагом вперёд, но прошло какое-то время и...Что касается православия, то замечу, что если слушаю ( в кино) проповедь католика, то все понятно до запятой. Молитва православная требует для современного человека тщательного пояснения
  • Сергей Бахматов
    Сергей БахматовВт в 18:35
    Я анализировал понятия справедливости и свободы и пришёл к выводу, что нет справедливости без свободы (в правильном понимании), так как раб и господин не равны в правах, и наоборот - нет свободы без справедливости, так как тот, кто нарушает второе, попирает права других. Что говорил Иисус Христос? "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными". С другой стороны, всё учение Его проникнуто духом справедливости. Таким образом, ни одна из ветвей христианства христианством не является, поскольку частная собственность на СП отнимает в обществе свободу и справедливость, а они выступают в защиту её.
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет СолнечныйВт в 19:33+1
    По философски: если у вселенной есть Автор, значит авторитаризм тоже есть неотъемлемая часть авторского проекта.
    • Сергей Бахматов
      Сергей БахматовВт в 19:59
      С философской точки зрения, Бога можно представить как Абсолют с Его законами существования. В этом смысле любой предмет Вселенной и человек в том числе, являются одновременно и творением и частицей Его. При таком подходе персонификация Бога является ни чем иным, как инфантилизмом в понимании человечеством Бога.
      • Рососвет Солнечный
        Рососвет СолнечныйСр в 21:08
        При таком подходе нужно сначала подойти к Богу, чтобы убедится в этом. Боюсь, философия не обладает таким опытом.
        • Сергей Бахматов
          Сергей БахматовСр в 21:25
          Современная физика, являющаяся инструментом философии, установила четыре фундаментальных взаимодействия, которые являются источником развития всей вселенной при её отображении самой на себя и объясняют не только само по себе развитие, но и подтверждают принцип всеобщей взаимосвязи всего сущего. Поскольку Бога (в традиционном смысле слова) связывают с сотворением и развитием Мироздания, то фундаментальные взаимодействия, открытые и изучаемые учёными, и есть атрибут Бога. В этом и состоит подход.
          • Рососвет Солнечный
            Рососвет СолнечныйСр в 21:44
            Атрибут зависит от Сущности, а не наоборот. Поэтому познание, чем больше открывает познанного, тем более открывает и непознанного.
            • Сергей Бахматов
              Сергей БахматовСр в 21:52
              Атрибут - это неотъемлемое существенное свойство. Познание Бога человечеством, составляет ничтожную его часть, но позволяет правильно подойти к определению.
              • Рососвет Солнечный
                Рососвет СолнечныйЧт в 7:05+1
                Определить беспредельное дело бескоечного познания. Познавать по каплям океан.
  • Андрей Громадский
    Андрей ГромадскийВт в 19:48+1
    Лидерство, авторитаризм изначально заложены во всех существах, обитающих на этой планете. Если бы это было не так, то не было бы не только Земли, а и проявленной Вселенной.
    • Сергей Бахматов
      Сергей БахматовВт в 20:08
      Андрей, опять вы пускаетесь в бессмысленную дискуссию, не понимая разницы между иерархической системой власти и деспотизмом. Простой пример: иерархической системы - коллектив/начальник. Если начальника нельзя сменить при аморальном его поведении, то это деспотизм, а если можно сменить решением коллектива, то это иерархическая система, лишённая деспотизма. Всё просто, доктор Ватсон.
      • Андрей Громадский
        Андрей ГромадскийСр в 5:17
        Нет, не всё так просто, Сергей, как вы думаете. В Иерархии вообще нет такого понятия, как смена какого-либо вышестоящего Иерарха решением нижестоящей толпы. Я хочу сказать, что вы вообще не понимаете, что есть Иерархический Принцип Управления Мирозданием, или говоря по-другому Космическое Право. Поэтому ваш пример со сменой начальника толпой подчинённых – это классический пример проявления анархии – антипода Иерархии. Вот поэтому сама Идея установления в государствах любой демократии – это претворение в жизнь сатанинской задумки врагов человечества по его наиболее быстрому и эффективному уничтожению.
        • Сергей Бахматов
          Сергей БахматовСр в 8:15
          Ваше непонимание коренится в том, что Мирозданием никто не управляет, оно развивается по собственным законам, отображаясь посредством сил фундаментальных взаимодействий само на себя. Религиозные люди именуют эти законы Духом и связывают их с Богом, а в научной среде - объективными законами Природы и общества, которые познаются человечеством.
          • Андрей Громадский
            Андрей ГромадскийСр в 8:25
            Вот, как раз, я-то знаю (не верю, а именно Знаю), кем и как управляется Мироздание, в общем, и в частности, кто и как управляет нашей планетной системой в целом, в том числе и планетой Земля. А вы верите в безумную теорию «большого взрыва»…, со всеми вытекающими отсюда глупостями.
            • Сергей Бахматов
              Сергей БахматовСр в 8:39
              Именно в этом и состоит ваше безумие, что вы не верите в то, как устроен мир, а утверждаете, что знаете его наверняка. Человечеству, в силу ограниченных возможностей человеческого разума, возможно лишь правдоподобно интерпретировать законы Мироздания, а частично познавать их коллективными усилиями в течение времени своего существования. Наверняка знает всё только балбес))
              • Андрей Громадский
                Андрей ГромадскийСр в 9:00
                Я же вам сказал, что вы не имеете никакого понятия, как устроен мир. Вы судите об окружающем вас мире на основании, образно говоря «мультиков» - иллюзии, которую вы наблюдаете и в которой вы живёте. Поэтому вы не допускаете мысли, что кто-то может знать настоящую Жизнь - действительную, а не очевидность иллюзорного физического мира. Существо трёхмерного мира и с трёхмерным сознанием не может знать, что есть действительная Жизнь. Вот когда вы разовьётесь до понимания настоящей Жизни, а на это вам отпущено Эволюцией много миллионов лет, тогда вы не будете петушиться, называя Тех, Кто Знает, безумцами. Скромнее надо быть, мой очень юный визави. Ибо скромность украшает человека.
                • Сергей Бахматов
                  Сергей БахматовСр в 9:22
                  С вами всё понятно, Андрей. Рядом с вами не только Б. Наполеон, А. Македонский, но и вообще все отдыхают. На ваши похороны не забудьте пригласить. Кстати, когда они будут? С вашими способностями положено знать заранее...
                  • Андрей Громадский
                    Андрей ГромадскийСр в 10:53
                    Не следует ни с кем сравнивать незнакомого человека. Ничего кроме конфуза не получится. Т.н. смерь в физ/мире на самом деле есть рождение в ином менее иллюзорном мире. Вы будете на моём дне рождения, точную дату которого, я, конечно же, уже давно знаю.
                    • Сергей Бахматов
                      Сергей БахматовСр в 12:33
                      Андрей, если не следует, то почему вы сравниваете? У вас же все недоразвитые по сравнению с вами. Или бессмертным можно? Всё же когда будет ваше перерождение, а по-нашему кирдык?
                      • Андрей Громадский
                        Андрей ГромадскийСр в 14:39
                        Не передёргивайте. В вас говорит обиженный ребёнок. Нет у вас смирения. Развивайте его. Не самоуничижение, какое проповедуют попы, называя его "христианским смирением", а настоящее смирение, которое невозможно развить без избавления от отрицаний и сомнений - этих удав, напрочь пресекающих развитие человеческих сознаний. Насчёт перерождений: когда человек отдаёт волевой приказ не жить после т.н. смерти, он и не будет жить, а будет валяться бесчувственным бревном до тех пор, пока его не приведут в чувства Великие Разумы и не направят на жительство в тот слой астрального мира планеты, который соответствует его сознанию. А ведь сомневающиеся и отрицающие астральный мир могли бы сразу же жить после оставления физ/тела полноценной жизнью, менее иллюзорной, чем физ/мир.
                        • Сергей Бахматов
                          Сергей БахматовСр в 15:06
                          Андрей, вот я ещё при вашей земной жизни пытаюсь привести вас в чувства, а вы сопротивляетесь неимоверно. Не жить вам после физической смерти, тем более, вы так и не назвали её дату. Наверное боитесь, что я вам скажу, что обрести бессмертие можно, но в землю ложиться надо прямо сейчас...
                          • Андрей Громадский
                            Андрей ГромадскийСр в 15:25
                            А это уже демагогия - удобная ширма, за которой можно скрывать невежество.
                            • Сергей Бахматов
                              Сергей БахматовСр в 15:38
                              Это у вас демагогия)) Короче, когда прикажете долго жить?
  • Ирина  Журавлева
    Ирина ЖуравлеваВт в 20:56+1
    И ни один религиознутый не способен ответить -ЗАЧЕМ навязывание религии России и российскому народу ,что религиознутые и попы сделали полезного для России и российского народа до Октябрьской революции и после 1991 года ,и чем атеистический СССР хуже ,чем религиозные Российская Империя и постсоветская Россия .
    • Сергей Бахматов
      Сергей БахматовВт в 21:17+1
      Ирина, есть разные по своей сущности понятия: религия (как вера) и церковь. Без веры во что-то человечество обречено вечно блуждать в потёмках, а Церковь (люди) как институт общества подвержена всем его порокам, если они имеются. Вот вы, например, говорите, что СССР - это хорошо, а буржуазная Россия - плохо. Это основывается на вашем различении добра и зла и вашей вере в это. Для нигилиста, который кроме себя ничего не знает и знать не хочет, нет такого вопроса этики, так как он не верит ни во что. Любая вера - это уже религия.
  • اناتولي  ختم النفط
    اناتولي ختم النفطВт в 21:01+1
    ... православие ... религия – «религия рабов» ============================================================== Как и любое христианское течение. До н. э. европейцы "достали" семитов своими набегами. Не имея возможности противопоставить им военную силу, было создано христианство, с целью ослабить воинский дух европейцев. Распространяли христианство среди воинов проститутки. Именно поэтому христианские страны Европы в считанные часы и в нынешние времена сдали Гитлеру свои страны. Атеистический СССР стойко сопротивлялся. Никакого иного влияния правоверные христиане, как и католики, протестанты на население не оказывают. В т. ч. Воспитание авторитаризма. Авторитаризм - определённый период в развитии общества. истоки в племенном вождизме.
  • اناتولي  ختم النفط
    اناتولي ختم النفطВт в 21:14+2
    Далее - христианство в России появилось под названием "правоверного". После зачистки России от православия, это название присвоили себе христиане. Никон, во времена Ивана Грозного. Двоеперстие заменили на троеперстие пр. лобуда. Хотя появление христианства с вертикалью сыграло положительную роль в объединении отдельных княжеств в одну Русь с единой религией. Ныне другие времена и христианство существует, как выгодный бизнес проект с историей в тысячелетия. Т. е. отстроенная вертикаль позволяет организованно подстраивать паству под определённых правителей с получением материальных выгод. Как правило, аморальных, используя человеческие пороки. Ну и вещественных, с передачей светских строений на халяву для проведения коммерческих религиозных обрядов.
  • اناتولي  ختم النفط
    اناتولي ختم النفطВт в 21:35+2
    Собственно христианство скопировано с древних религий, а не авторство иудеев. Христос, упоминался по меньшей мере в шести религиях более раннего периода. С той же биографической историей проповедования истин и проживал только до 33-х лет. Что касается семитских еврейских племён, для себя была создана религия формирующая психотип господ. И это работает. Как и работает формирование рабского психотипа в России. Иного объяснения безграничного терпения русских трудно найти.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич БурлуцкийСр в 7:04
    Два так называемых человека на фото в верху, меньше всего вызывают чувство уверенности в них, и в том что ИМЕННО то с ними народу не выжить. Ухмылки хитроплановцев и сатанинская "улыбка" торговца табаком не даёт на это надежды даже совсем уж слабому мозгу. Это было понятно ВСЕМ уже в 91 году. Так что течения и мысли стали формироваться у русских после 91 года? А я расскажу-
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич БурлуцкийСр в 7:13+1
    Два хитроплановца в верху и правда думают что русский народ повязали религиозными кандалами навсегда? Вы все ошибаетесь! Летом 13 когда Интернет ещё был интернетом и в Известиях я в коментах писал наполовину матом, то тогда ещё русским предлагал признать ИГИЛ и самим стать частью некой псевдо-религией которая даст выжить русскому народу. На пустои месте создать свою религию, своих стражей нравственности и патрули из них, для ловли москвичей. Дело и пойдёт. Пока русские просачиваются в эту организацию по одиночке. Но это пока.
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич БурлуцкийСр в 7:19+1
    Беды нарастают, но как-то неубедительно. А вот когда... Ну тогда и увидим свет в окощ... в ИГИЛе. В Истории были случае смены религии народами когда боги были слабее богов других религий. Зачем слабые боги (боги сатаниста Гундяева?))) Зачем мне бог Путина? Чтоб мот дети вечно были у него в услужении? На подходе яростная религия справедливости!!! С массовыми казнями негодяев, под наши одобрительные крики. Так будет. И сейчас вижу УГОВОРЫ мне остаться в христианстве. А хо хо не ху ху?
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич БурлуцкийСр в 7:25+2
    Впереди слом системы уже кажется железобетонной и вечной! Но вглядитесь в эти два порочных лица. Если там интеллект? Забота о народе? Неа. Но пусть потом не жалуются. Потому что ответ будет именно таким каким они заставят нас ответить, а именно максимально жестоким. Зачистка. Зачистка без возможности возродиться врагам русского народа.
  • Барбос Иванович
    Барбос ИвановичСр в 7:27+1
    "Был бы буддизм или ислам в таком положении монополиста – было бы то же самое." Абсолютно неверная мысль!!! Христианство потому и выбрано, что это действительно религия рабов! Будь у нас официальной религией тот же ислам, Россия давно бы была МОНОэтничной. А при буддизме хрен бы на власть кто-то работал с энтузиазмом. И пришлось бы ей довольствоваться малым.
  • Барбос Иванович
    Барбос ИвановичСр в 7:31+1
    Ну а в принципе верно - не хрен другим навязывать свою волю! У каждого свой путь. В нормальном социуме должен действовать "закон Ома": "НЕ напрягая ближнего своего, иначе напряжение может смертельно долбануть током!".
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич БурлуцкийСр в 7:35
      Твой бы совет да Гитлеру в уши Барбос Иванович!
      • владимир кот
        владимир котСр в 9:20+1
        вой бы совет да Гитлеру в уши Барбос Иванович! ,, кстати насчет пана гитлера.он заявлял,ненавижу христианство,так как оно породило коммунизм.это я к тому,что цели одни,только христианство выродилось в позицию прислуживания правящему классу,а коммунизм ставил целью улучшения жизни для ВСЕХ.
        • Сергей Бахматов
          Сергей БахматовСр в 9:30+1
          Он уже давал совет ему, но тогда его называли Барбароссом...
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич БурлуцкийСр в 9:59+1
    : ) Оба комента хорошие ))) Искренность большевиков их и погубила, и погубит их крошечные остатки. Нам нужно менять тактику выживания. Большевики и эти как бы два лица что наверху- это два противоположенных полюса. Эти два лукавца можно победить только если стать как они. Они подлы? Да! Но нам стать подлее их. Они лгут и убивают? И им лгать и ... Ну в общем стать подлее их. И дело пойдёт. Как это сделать? Вот когда беда придёт отворяй ворота- я тогда избранным расскажу. В нашем своём интернете.