Главная причина социально-культурной деградации человека в том, что в силу объективных и субъективных причин жизнь начинает восприниматься как данность, а не результат сложнейшего процесса. И тогда уходит связь между культурой, социальностью, знанием – и прямым, непосредственным выживанием.
Человеку брежневской, а особенной горбачёвской эпохи стало казаться, что никто и ничто не против его земного бытия; и если он сам никого не обижает – то и его никто не обидит. Это такой наивный принцип «симметрии улыбки», попавший даже в детские мульты.
На самом деле, конечно же, на человека уже по факту его существования ополчился весь материальный мир, начиная с простейших вирусов и бактерий и кончая ему подобными. Никакой «симметрии улыбки» в мире нет, а есть – начиная с тех же простейших и заканчивая правительствами – принцип «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!»
Человек ведь живёт не просто потому, что живёт. А лишь потому что кто-то, ещё до его рождения, предотвратил нашествие Гитлера, а до этого – выстоял на Куликовом поле. Кто-то создал условия выживания для его родителей, кто-то уберег маму от аборта и т.п. То есть жизнь – результат сложных и переменчивых процессов. Главной же проблемой выросших, как и я, при Брежневе, стало то, что КПСС внушила им мысль о жизни-данности, жизни-константе.
В итоге вырос типаж социального дегенерата, возложившего заботу о своём выживании на внешние силы, желающего наслаждаться тем, что сам он, лично не отвоевал и не отстоял.
При чём тут культурная деградация? Объясню через закон всеобщей взаимосвязи.
Человеческие мысль и память так устроены, что избавляются от невостребованного. Ненужное – зачищается.
Иначе, захламив «чердак» ненужным – мы не отыщем потом места для нужного. Мало кто из гуманитариев помнит школьные уроки химии или тригонометрии, хотя в своё время, может быть, имели по ним отличные оценки. Но идут годы, невостребованные знания отодвигаются в силу закона экономности мышления.
По-другому и быть не может. Разве хорошо погрязнуть в оторванной от жизни зауми, в каких-то неживых абстракциях, в долгих рассуждениях ни о чём, не имеющих к тебе никакого отношения? Оттого мы забываем номера телефонов, по которым долго не звоним, забываем языки, на которых не разговариваем, и т.п.
Мыслители прошлого эту особенность человеческого мышления вложили в принцип «Бритва Оккама», который гласит: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости».
Сам Уильям Оккам, средневековый философ, писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа, не следует делать, исходя из большего». Ну, в самом деле: зачем гнать десять тракторов туда, где хватит одного? Зачем ставить возле склада целую дивизию – если достаточно одного часового?
Спорить с основным принципом оккамизма невозможно – умножение сущностей в голове упрётся как в техническую, так и в качественную катастрофу. Ведь если человек постоянно погружён в думы о ненужном, он не достигнет нужных ему результатов…
Но Оккам говорил: не нужно множить сущности без необходимости! А при необходимости – куда же деваться?
А теперь посмотрим на современного либерального дегенерата, игнорирующего всю сложность процессов выживания – и что увидим? Поскольку он воспринимает жизнь как данность, ему не нужно ничего! Раз он не отстаивает в жестокой борьбе свое существование – то всё богатство социальных и культурных знаний оказывается для него излишним хламом, неоправданным умножением сущностей!
Человек хочет, чтобы было «всё просто» – и в своём рывке к максимальной простоте не хочет ни думать, ни учится. Для вегетативного существования с бутылкой пива на диване не требуется даже звериных мыслительных способностей, не говоря уже о человеческих: достаточно рефлексов, присущих растениям…
Но в этом комфорте смертоносной простоты заложен великий обман «потреблядства»: кто и зачем станет для «овоща» варить, разливать по бутылкам пиво и вставлять в руку? Почему его не вышвырнут с дивана и из комнаты, где стоит диван – а она в российских городах стоит не меньше миллиона рублей!
И комната, и диван, и бутылка пива – всё это грани жизненного пространства, которое по сути своей очень дорогая штука. Задумайтесь, сколько людей, начиная с сельчан-хмелеводов, должны работать, чтобы получилось в итоге это пиво?
Поэтому в нормальной социокультурной среде диваном и пивом карьеру не начинают, а заканчивают. Это итог очень сложных процессов самоутверждения личности, отстаивания своих прав в мире.
А в среде дегенератов – это как бы само собой разумеется, как будто никто и не думает отнять эту лафу …
Вот и получаем приватизацию того, что было заработано кровью и трудами неисчислимой череды предков, забытых в их могилах…
Выживающий в борьбе человек испытывает потребность и в культуре, и в социальных знаниях – как в оружии. Они ему необходимы и в труде, и на войне, а потому не могут быть отброшены по закону экономности мышления. Действительно лишнее, бредовое, вздорное – отделяется от них и выбрасывается.
Ум человека сражающегося – в постоянном поиске. Что же до «расслабухи», то она применяется редко, терапевтически, в основном вечерами перед сном: выпить, полежать на диване, позволить себе на час-другой роскошь ни о чём не думать…
Зачем? Чтобы встать с утра с новыми силами и снова начать напряжённо думать, впитывая полезные знания!
Человек вполне оправданно не хочет заниматься оторванной от жизни заумью – но для человека адекватного культура и социальные знания не являются пустыми умствованиями. Они – накопленное поколениями предков искусство противостояния убивающему человека миру, требующее гибкости и огромного объёма ума.
Но всякая крупная общность людей, будь то государство, нация, коллектив или партия – коварны. С одной стороны, они необходимы человеку (без них, в одиночку, не выжить) – с другой же, не хотят служить лично тебе. Они всегда стремятся использовать тебя как расходный материал, приватизировать в чьих-то личных корыстных целях.
Но и человек, входя в коварную общность, тоже коварен: он тоже хотел бы использовать возможности общества, а не служить ему в качестве расходника.
Чтобы человека не надули – надо всё знать. Для этого человечество и создавало все гуманитарные (да и технические тоже) знания – чтобы человек знающий мог вовремя познать подлог, манипуляцию сознанием, ловушку…
Никакой бесплатной данности в жизни нет, это сказки одряхлевшей, ставшей на старости лет слабоумной КПСС. Никто не будет за вас выгрызать жизнь у мира; всякий ушедший и усопший – приносит остальным облегчение: стало меньше претендентов на блага!
И если какое-то время можно жить по инерции, под политические байки, что партия (КПСС или ЕР) все за тебя решит и обустроит – на долгую перспективу это не работает. Это капкан, попав в который ты лишишься и дивана с пивом, и той комнаты, которую у тебя непременно оттяпают те, кому ты отдал свои ум, честь и совесть. Жестокий мир людей не терпит дебиленков, относящихся к людскому званию по чисто внешним и формальным признакам.
Но этого не понимает социокультурный и политический дегрод, для которого «всё просто». Конечно, если ты не собираешься жить и продолжать род – всё действительно просто, кто бы спорил?
Умирать легко – и все вокруг помогут, потому что всем нужно твоё пространство благ и ресурсов… Умирающему – все друзья; а тому кто борется за жизнь, да еще достойную, рассчитанную на детей и внуков – тысячи кольев в бок. Благо в нынешние времена – это уже не пики дикой орды завоевателей, а более культурный, политический процесс. Но суть его все в том же – победитель получает все, а побежденный плачет.
Стоило России, задышавшей на ладан в 90-е, слегка выздороветь – как вокруг и внутри нее закрутились протуберанцы ярости, ненависти, алчной хищности, борьбы и подстав…
Заявка на жизнь – вещь серьёзная. И её не примут от социокультурных дегенератов, какими сегодня делают нашу молодёжь те, кто желает отобрать у нее место под солнцем.
И какая-то часть нашей молодежи уже поняла, что не войдешь в политику, в протест и прочее наследие вековой борьбы за жизнь – вылетишь из этой жизни.
Ибо уже на уровне общества вся эта деградация проявляет себя как застой экономической, политической, духовной жизни. Как стагнация, моральное разложение, социальный кризис и т.д.
И тут нельзя складывать уши и уходить от этой вечной борьбы за существование, написанной нам на роду. В том числе и политической. А кто говорит иное, играя на стороне той самой стагнации – заведомый и окаянный лжец.
По материалам Александр Леонидов
Комментарии