Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Владимир Мамонтов. Добыча счастья из подсобного материала

  • Романтик в душе Глеб Павловский написал однажды: «Август собирают из остатков, из остатков летнего сырья». Мне это так понравилось, что я даже продолжение сочинил, конкретизировав: «Из опавших яблок, из сухих початков, из пера стрижа и воробья».

    Чувствуете, про что это я, жалкий эпигон Анны Ахматовой? Про то, что счастье генерируется в людях самыми разными способами. Чаще всего это события не особенно глобальные. Полет Гагарина, возвращение Крыма — такое, к сожалению, нечасто. Конец войне — нечасто, к счастью. А вот поднять утреннее яблоко из мокрой травы, глядеть, как ловко едут внуки по снежному склону, найти старую записку с ровным девчачьим почерком на бумаге в клеточку: «Задачка легкая, сам мог бы решить», может каждый, кто умеет добывать себе радость из того, что под рукой. 

    Этим искусством народ наш овладел в полной мере. На днях ВЦИОМ доложил, что индекс счастья россиян вот уже на протяжении шести месяцев держится на уровне 25-летнего максимума. Максимальное счастье — 100 пунктов. Мы сейчас набираем около семидесяти. 

    Заметьте: мы вовсе не были так счастливы, когда избавлялись от тоталитарного наследия СССР. И даже когда цена на нефть достигала исторической вершины. Больше того: есть фундаментальные исследования Института социологии РАН, которые дают другую, не менее удивительную цифру: около 7 процентов россиян несчастливы всегда. Эта цифра не меняется ни в кризис, ни в тучные годы. Победили мы в четвертьфинале чемпионата Европы голландцев или вылетели с треском из отборочного турнира. Выдалось лето жарким или шли обложные дожди. Устраивается ли человек на хорошую работу или теряет ее. Из Костромы сыр или из Пармы. И есть объяснения, почему. Они очень разные — от маленькой зарплаты до природного угрюмства, — но суть их в следующем: страдалец считает, что его жизнь не удалась.

    Чтобы понять, почему наш человек, несмотря на вороватых чиновников, кризис, санкции, козни госдепа и т.д., практически двумя своими третями полагает, что жизнь удалась, социологи ВЦИОМа поставили перед счастливчиками ряд дополнительных вопросов. Например: сколько вам лет? Выяснилось, что лица от 18 до 24 счастливы почти поголовно. Они не слишком хорошо знают жизнь. Они не обременены разочарованиями. Полны надежд и адреналина.

    Именно это помогает значительному числу из них со временем перебраться в другие категории счастливых граждан, которые фиксирует тот же ВЦИОМ. Первая: те, кто считает себя материально обеспеченными. С этими все понятно. Поди плохо: квартира, машина. Радости жизни 16-летней выдержки; это я о виски. Горные лыжи в Австрии? Господь с вами, только в Норвегии, чтоб и фьордами любоваться.

    Но почти столько же счастливых не могут позволить себе фьорды и «форды», однако им это не мешает. Это люди с высоким уровнем образования и духовной организации. Они могут получить гигантское удовольствие от посещения выставки Серова, они плачут, когда слышат, как Горовиц играет Ноктюрн фа минор Шопена, они водят внуков в музей Льва Толстого и тихо, с почти неощутимым оттенком зависти презирают  предыдущую категорию респондентов.

    Но и те, и другие, и третьи, переживая кризис (у кого-то жемчуг мелкий, у кого-то суп жидкий), опору и утешение находят в семье, где обитают любовь и мир. В здоровье детей и внуков. 

    В старшем поколении срабатывает еще один немаловажный фактор: они жили гораздо хуже, знают, как может быть на самом деле, понимают, что с точки зрения простой обывательской жизни никакой это не кризис, это уровень, о котором 20 лет назад могли лишь мечтать.

    Прочитав отчет ВЦИОМа, одна моя коллега подвела интересный итог: мы счастливы потому, что не сбываются мрачные прогнозы. Санкции есть — голода нет. Рубль припал — никто не помер. Обострение на Украине налицо, казалось, война стучит в двери — вроде отпустило. И так во всем.

    Похоже на правду. Только этот ресурс явно компенсаторный, явно психологический — и он конечен. Он драгоценен, им нельзя цинично злоупотребить, как злоупотребляли руководители СССР тем фактом, что многие советские бабули были на все согласны — лишь бы войны не было. Теперешние бабули ничуть не хуже, у нас замечательные бабули: несмотря на размеры своих пенсий, они против сокращения космической программы, сообщают нам социологи. Грех таких надувать.

    На «Прямой линии с Владимиром Путиным» один из выступавших Христом Богом молил президента не добиваться отмены санкций: едва-едва на ноги вставать стали, производим свое. Не знаю, какой процент готов у нас ковать счастье своими руками, но в перековку идет даже то, что представлялось другим жуткой бедой и концом света. 

    Может быть, тут тоже таится некоторая часть ответа на вопрос, а чего это ты, россиянин, такой счастливый? А по-другому не хочу. Не могу. Плохо получается. Мы который век поглощаем беду и тьму — а производим свет и счастье. Двумя третями, уточняют социологи.

3

Комментарии

1 комментарий
  • Жанна Дадэрко
    Жанна Дадэрко23 апреля 2016 г.
    Не просто понравилось а очень и очень статья в точку, в тему, в нашу реальность. особенно вот это. кто умеет добывать себе радость из того, что под рукой. ➡