Новости партнеров

Самое свежее

«Неплохо пристроились, Владимир Ильич!» Политические анекдоты Алексей Живов. Российский капитализм – что с ним не так? Андрей Нальгин. Может, не трубы, а систему менять надо? Алексей Рощин. Еще одно обнуление или власть старперов Александр Росляков. Новое самодержавие – или Шойгу как новый Димон Путина Это не европейский сюрреализм. Это российская реальность. Отдыхай, Кафка!
Загрузка...

Миф о РУССКОЙ НАЦИИ

  • 5 апреля 1242 года произошло «Ледовое побоище», в котором войска Александра Невского одержали победу над рыцарями Ливонского ордена. По результатам опроса россиян в 2008 году Александр Невский был выбран «именем России».
    С конца ХХ века 5 апреля отмечают неофициальный праздник – День Русской нации – призванный стать датой единения всех патриотических сил. Но кто такие русские до сих пор вопрос дискуссионный.
    Известно, что сознание людей мифологично, люди в большей степени верят мифам, чем исторической правде. Один из устойчивых мифов в общественном сознании – это миф о русской нации. Кто такие русские? Как они возникли? Сегодня этот исторический вопрос превратился в вопрос политический.
    «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночник…», – писал Бернард Шоу.

     

    Русский и американский историк и этнограф Юрий Львович Слёзкин окончил МГУ, в конце 1970-х работал переводчиком с португальского языка в Мозамбике, с 1982 года в Лиссабоне. Из Португалии эмигрировал в США в 1983 году. Ныне Юрий Слёзкин профессор исторического факультета Калифорнийского университета в Беркли (США), директор Института славянских, восточноевропейских и евразийских исследований этого университета.
    29 марта 2019 года Юрий Слёзкин в Европейском университете в Санкт-Петербурге представил плоды своего двадцатилетнего труда – исследование народов СССР – сагу о русской революции «Дом правительства».

     

    https://www.youtube.com/watch?v=jmSg1D3sGv0&feature=youtu.be

     


    В советской историографии Ледовое побоище считалось одной из крупнейших битв за всю историю. Численность войск на Чудском озере оценивалась в 10—12 тыс. человек у Ливонского ордена и 15—17 тыс. человек новгородцев и их союзников. Русские преследовали бегущих по льду врагов на протяжении 7 вёрст.

    Петербургский историк Клим Жуков назвал Ледовое побоище самым известным и самым мифологизированным событием русского Средневековья. Ни Новгородская и владимирская Лаврентьевская летописи, ни "Житие Александра Невского", ни орденские "Хроника гроссмейстеров" и "Старшая Ливонская рифмованная хроника" не упоминают о том, что кто-либо проваливался под лёд.

    Немецкий историк Дитмарр Дальман пишет, что Ледовое побоище сыграло свою роль в формировании русского национального мифа, в котором Александру Невскому отводилась роль «защитника православия и земли Русской» перед лицом «западной угрозы»; победа в битве считалась оправданием политических шагов князя в 1250-е годы.

    Особенно актуализировался культ Александра Невского в сталинскую эпоху, служа своеобразным наглядным историческим примером для культа самого Сталина. Краеугольным камнем сталинского мифа об Александре Ярославиче и Ледовом побоище стал фильм Сергея Эйзенштейна.

    В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором экранизировано Ледовое побоище. Именно этот фильм во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.
    Ведущий знаток русского Средневековья Михаил Тихомиров консультировал фильм "Александр Невский", который сам же назвал "издёвкой над историей".

     

    Полководческую карьеру Александр начал в 16 лет в битве со шведами на Неве, завершил в 24 года. В дальнейшем он воевал только с соотечественниками, подавляя антиордынские выступления в Суздале, Новгороде и других городах Руси.
    В 1251 году Александр Невский принял в Новгороде двух папских легатов. Согласно летописцу, он подробно пересказал им всю историю Руси и закончил словами: "От вас учения не принимаем".

    В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского. Доктор исторических наук, академик РАН Валентин Янин считает: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».

    В 1248 году Александр Невский получил ярлык на великое княжение. Став великим князем владимирским, Александр сделал исторический выбор в пользу покорности Орде и заимствования её политической модели. Избрав союз с Ордой, Александр даже изгнал из страны родного брата и заточил сына, придерживавшихся иных взглядов. Формула его правления была такова: слушайтесь меня беспрекословно, не то придут татары, и будет еще хуже.
    У Александра Невского не было выбора. Сопротивление татарам в середине XIII века привело бы к самоуничтожению нации.

    В 1262 году Александр Невский жестоко подавил восстание против ордынских сборщиков дани, выведших народ из терпения насилиями и издевательствами. Александр приказал рубить головы, сечь кнутами, отрезать носы и языки. В городах были сняты вечевые колокола.

    Князь Александр угрожал новгородцам Ордой. Он не забыл, как новгородцы дважды выгоняли его из города, несмотря на военные заслуги. С Батыем у Александра было полное взаимопонимание. Монгольская конница даже участвовала в походах против Литвы. А вот причастность монголов к отравлению князя весьма сомнительна.

    Александр с полным основанием может считаться отцом российского самодержавия и антизападничества. Те русские княжества, которые не пошли на союз с Ордой, были захвачены Литвой и Польшей.

     

    Сегодня русских трудно определить как нацию. Есть лишь россияне (граждане России) – кто живёт в границах России, знает и воспроизводит язык, культуру, историю и традиции данного государства.
    Европейская политическая мысль всегда называла нас русскими – «russians». Ельцинский термин «россияне» оказался не воспринятым. Только в Германии стали использовать термин «русляндиш».

    Так кто же такие русские?

    По энциклопедии «русские – это восточнославянский народ, объединённый общей историей, культурой, языком и этническим происхождением». Численность русских в мире в настоящее время составляет 152 миллиона человек. В России проживает 146 миллионов. На русском языке в мире говорит около 300 миллионов человек.

     

    Нации – одна из тайн человеческой истории. Одни считают, что нация это выдумка властителей для управления своим народом; другие полагают, что это природное чувство идентификации «свой-чужой»; третьи убеждены, что «нация это то, что Бог о ней задумал».
    Национальный вопрос один из сложнейших. Он может или сплотить страну и обеспечить ей победу, или же разрушить государство, превратив в набор враждующих племён.

    Нация (от латинского слова nation – племя, народ) — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры.

    Есть ещё понятие «политическая нация» – это сообщество людей, устойчиво, осознанно и единообразно ассоциирующее себя с определённой территорией и историей.
    Синонимом нации может быть народ, страна. В международном праве нация является синонимом государства.

    Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация».

    Ранее 1750 года зачатки национализма обнаружить сложно. Национализм заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории.

    Один из первых исследователей национализма Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом», поскольку оно создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.

    Нация может быть однородной и многонародной. Обычно нация включает в себя большое количество этносов. Например, русская нация включает в себя много народов. Американцы вообще не имеют этнической характеристики.
    Советский народ был полиэтнической нацией. Так же как и американский.

    Галина Старовойтова (известный политик и социолог, с которой я был лично знаком по работе в Ленинградском Университете), сравнивала создание единой общности «советский народ» и «американский народ» с процессом варки супа, когда в итоге всё равно получится винегрет (то есть полного растворения в единую общность не получается). Каждая нация стремится сохранить свою неповторимость и уникальность.

    Сейчас по данным ООН в мире насчитывается около 200 государств, в которых проживает приблизительно 5 тысяч этнических групп. В 2/3 стран проживает более одной национальной или религиозной группы, которые составляют не менее 10% населения.

    Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация».

    Нацию как кирпичики образуют этносы, скрепляемые общностью языка, культуры и родной земли. Обычно нация включает в себя большое количество этносов.
    Этнос первичен по отношению к нации, а нация по отношению к государству.
    Нация это феномен скорее культурный, нежели этнический. Нация это во многом язык, на котором говорят люди данной национальной принадлежности.

    В середине XI века русский митрополит Иларион в своём замечательном «Слове о Законе и Благодати», писал, что все народы равноправны и все совершают общее дело для человечества.

    Русский историк С.М.Соловьёв в начале седьмой книги своей «Истории России с древнейших времен» утверждал: «Неприятное восхваление своей национальности... не может увлечь русских...»

    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в книге «Заметки о русском» отмечает:
    «Узкая национальность не в духе русском. <…> Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии».

    ...

    ПОЛНОСТЬЮ со всеми видеороликами мою статью "МИФ О РУССКОЙ НАЦИИ" можно прочитать в моём блоге по ссылке

    http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1453


    А по Вашему мнению, РУССКАЯ НАЦИЯ – ЭТО МИФ?

     

    © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru


1

Комментарии

4 комментария
  • Николай Кофырин
    Николай Кофырин5 апреля 2019 г.
    ПОЛНОСТЬЮ со всеми видеороликами мою статью "МИФ О РУССКОЙ НАЦИИ" можно прочитать в моём блоге по ссылке http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=1453
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный6 апреля 2019 г.+1
    Пришлось мне встретится с этим молодым человеком, который чуть не свёл меня с ума, доказывая что меня не существует. Воланд. Булгаков. "Мастер и Маргарита".
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный6 апреля 2019 г.+1
    Национализм — это проявление слабости нации, а не её силы. (конец цитаты) Скажите это евреям Израиля, и судьба Христа Вам покажется детской забавой.... А в прочем много чего можно говорить, но не всему стоит верить Доктор Стравинский. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский6 апреля 2019 г.
    Цитирую: "Сегодня русских трудно определить как нацию". Наоборот, с распадом СССР всё встало на свои места - в России существует одна-единственная русская нация, или русский народ. Людей не русской национальности в границах РФ просто нет. Нация - это совокупность больших и малых народов, проживающих в границах своего государства, т.е. нация - это понятие политическое, а не этническое. Две сотни народов РФ не являются нациями, а просто этносами образующими русскую нацию. вот, если какой-то этнос отвоевал бы у РФ часть территории, объявил свою государственность, и его бы признало мировое сообщество, то только тогда бы этнос мог называться нацией. Итак, РФ - классическое мононациональное гос-во, с одним-единственным русским народом.