С сотворения мира люди врут: в большом и малом, к случаю и без оного. Всегда хочется казаться лучшим, или невиновным, или великим.
Но такого притворства и вранья, как сейчас, думаю, прежде не бывало. Просто не было таких возможностей.
Одно из свойств нашего времени — это казаться не тем, кто ты есть на самом деле, а играть чью-то роль. В 19 веке было модно напускать на себя сентиментальность и поэтическую возвышенность, непонятную для народа. Простые люди в таких случаях говорили: "Опять наш барин сбрендил. Чудить стал".
Такие чудачества показаны в фильме Марка Захарова "Формула любви". Местный кузнец Степан все время сыплет латинскими фразами, потому что их барин "великий просветитель был. Желаю, говорит, думать, будто я в древнем Риме".
Но вернемся к нашим "патрициям". По прошествии времени вся эта поэтичность и сентиментальность из моды вышла, но желание играть осталось. Старая театральность при новых возможностях просто приняла другие формы.
Расплодившиеся фирмы, биржи, ассоциации и спекуляции дали возможность представлять себя богатыми и успешными бизнесменами.
С помощью телевидения и интернета любой депутат представляет себя политическим деятелем.
Бесчисленные энциклопедии и справочники и, все тот же интернет, помогают блеснуть ученостью. А купленный в переходе метро диплом образованностью.
Не зря говорят, что наглость — второе счастье. С помощью наглости и звонких фраз искусные люди пробираются в верха общества. И пусть на короткое время, но становятся "элитой". Менее искусные люди с помощью наглости и спекуляции приобретают состояния.
Стало быть, чтобы стать успешным, нужно всего лишь взять подобающую себе роль, позировать и сознательно жить в притворстве. В этой игре полностью слиться со своим притворством и верить в искренность своего образа.
Этот спектакль идет постоянно, без антрактов. Он идет на всех этажах нашего театра: во всех формах общественной жизни.
Комментарии