Есть много статей и инструкций о том, как не стать жертвой травли. Но ответственность там возлагается на одну жертву (чем не угодила, в чем ошиблась), и советы даются только ей, словно остальных участников этой схемы не существует.
Но жертва никогда сама не принимает решение о начале ее травли. И я думаю, не лишним будет руководство для «толпы» – для тех, кто порой помимо воли входит в травящую свору, а потом от нее же получает по своей башке.
Небольшой, но важный ликбез
Слово «травля» изначально было термином, относящимся к охоте – преследование зверя сворой собак. В дикой природе тоже есть взаимодействия, которые можно назвать травлей – это всегда акт нескольких против одного. И вообще в этом деле много животного.
Изучением травли в человеческих коллективах психологи занялись не так давно, в 1970-х, хотя само это явление существовало сотни лет. Травля в современном понимании включает такие признаки:
– повторяемость;
– умысел;
– численное превосходство;
– агрессия.
Считается, что цель травли – перераспределение власти через возбуждение страха у жертвы и ее моральное изничтожение.
Роли участников
При травле все ее участники разбиваются на пять подгрупп – по тем ролям, которые они принимают на себя:
1) инициаторы
2) помощники
3) наблюдатели
4) защитники
5) жертвы
Количество принявших на себя какую-то роль может быть разным. Для классической травли число групп 1+2+3 должно быть больше, чем 4+5.
Если травля происходит не в стихийной группе, а в коллективе, имеющем формальных лидеров (школа, институт, работа, форумы с модерацией и т. д.) – то роль наблюдателей чрезвычайно высока. Они одним своим присутствием, при вроде бы пассивной их функции, могут сильно влиять на «распределение сил» в процессе травли.
Инициаторы
К «активным» участникам травли относятся представители групп 1 и 2.
Исследования выявили любопытный факт: порой инициаторы сами ничего в общем-то и не делают. Они умело «заваривают кашу» исподволь – а все дальнейшие действия ведут за них другие.
Однако при всем этом типичные черты инициатора таковы:
– высокая личная агрессивность;
– потребность во власти над другими;
– отсутствие сочувствия к другим;
– ценность «правды», «справедливости» или «возмездия» как высшей цели, оправдывающей средства.
Вы можете оказаться в роли инициатора, если:
– у вас уже был опыт участия в травле;
– у вас есть детские травмы и/или опыт пережитого насилия;
– у вас бывают приступы сильной, «звериной» агрессии, с которой вам невозможно справиться;
– для вас важно занимать лидирующую позицию в группе;
– вам доставляют удовольствие чужие страдания;
– вас сильно злят люди, выделяющиеся из толпы и отличающиеся от вас;
– вы считаете, что существуют действия, за которые травля служит адекватным наказанием.
Помощники
К ним относятся не только те, кто по свистку инициаторов бросается делать собственноручно всю «грязную работу», но и те, кто морально поддерживает инициаторов. Часто помощники не участвуют в травле, даже словно не замечают её – зато регулярно выражают одобрение инициаторам в каких-то других вопросах, чем дают им мощную поддержку.
Типичные психологические черты помощников:
– страх перед своей группой (немало активных помощников озабочено отведением агрессии от себя: они уверены, что чем сильней будут мучить других, тем будет безопаснее для них);
– потребность в самоутверждении при недостатке энергии для собственной инициативы;
– зависимость от мнения более сильных инициаторов, недостаточная уверенность в своем «я»;
– склонность к снятию с себя ответственности («это она все начала», «меня просто разозлили»);
– низкая способность к сочувствию, жалости, скрытые садистские наклонности.
Вы можете вписаться в эту роль, если:
– у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы!);
– у вас есть детские травмы и/или опыт пережитого насилия;
– вам важно быть признаваемым, популярным в своей группе;
– вы легко заражаетесь чужими эмоциями и суждениями;
– вам комфортней в роли «второго пилота», готового на все – но только по приказу лидера.
Наблюдатели
Как я уже сказала, наблюдение за травлей – это вовсе не равнодушие и не выражение позиции «я такое не поддерживаю». Травля относится к группе явлений, при которых нейтральная позиция попросту невозможна, и если даже кажется, что ваша безучастность работает против травли – это иллюзия, способ психологической защиты. Для ролей 1 и 2 пассивное наблюдение за заваренной ими кашей служит их активной позицией: «Мы свое дело сделали и может теперь любоваться всем со стороны!» Но и наблюдатели никогда не бывают по-настоящему равнодушны. Видя унижение и страдание жертвы, они испытывают гамму самых сильных чувств, в которых страх перед зачинщиками превалирует над состраданием к жертве.
Вам эта роль грозит, если:
– вы убеждены, что защита жертвы всегда приводит к обращению травли на защитника;
– вы нашли у себя что-то из перечня психологических черт Инициатора или Помощника, но боитесь это признать;
– вы «тихоня», стараетесь никогда не высовываться, и даже нечаянное отступление от правил, принятых в вашей среде, вас внутренне гнетет.
* * *
Вот, собственно, и все руководство, которое, хочется надеяться, поможет кому-то выйти из порочной своры, карающей индивида чаще за его достоинства, чем за грехи.
Практический вопрос: а что делать тем, кто нашёл у себя что-то из выше перечисленных примет и хочет их изжить?
Ищите выгоды, которые вы можете получить от настоящей дружбы, сострадания жертве. В вашу тяжелую минуту тот, в чьей травле вы участвовали даже пассивно, никогда вас не поддержит. Но жертва, к которой вы проявили соучастие, способна на самые неординарные поступки в вашу пользу.
…Я верю в людей. Верю, что если человек действительно захочет измениться – те пятна, которые он на себя успел поставить в прошлом, уже не сделают его полностью чёрным.
Да, эту человеческую травлю никогда не удастся полностью преодолеть. Это явление лежит в сфере того «дикого наследия», которое преследует нас всю жизнь, заваривая жестокие и бессмысленные войны, цель которых – затравить, унизить, изничтожить тех, кто мыслит не как мы. И тут спасительно важно повышение самосознания, признание в себе каких-то черт, какой-то слабины, ведущих к отвратительным последствиям. Как известно, всего опасней неосознаваемое, ибо оно становится таким хвостом, который виляет собакой.
Мне хочется, чтобы люди, зная особенности своего хвоста, могли бы принимать самостоятельное решение – быть в своре или нет.
И если исходить из веры, что человек по сути своей скорей добр, чем зол, это самопознание и самоотчет – реальный путь к спасению из временно постигшей его ямы зла.
Екатерина Сигитова
Комментарии