Пора, наверное, расставить точки над российским парламентаризмом. Итоги выборов в Госдуму и назначение спикером мистера Володина по представлению президента (еще до начала работы Думы) показывают, что парламентаризм в России умер, так и не успев толком родиться.
То, что начал Ельцин, расстреляв в 1993 году Верховный Совет и создав вместо него Государственную Думу – завершил Путин, превратив Думу в продолжение своей администрации. В большой зал с марионетками, имеющими конституционное большинство и способными за счет этого принимать любые законы, вплоть до изменения Конституции.
Но парламент – это не просто большой зал, где выступают с трибуны и голосуют по спущенным свыше лекалам. Это в первую очередь независимый орган законодательный власти, который не подчиняется ни президенту, ни генсеку, ни царю.
А зависимый парламент – это уже оксюморон, сапоги всмятку, пустое расточительство бюджета.
Почему парламентаризм в России следует считать завершенным?
1) Госдума 7-го созыва избрана меньшинством, на выборы пришли 47.8% избирателей, а партия, получившая конституционное большинство, выбрана голосами всего 26% от всех избирателей. Таким образом Госдума перестает представлять общество в целом, она теперь представляет лишь четверть общества. При этом данная четверть состоит в основном из чиновников и бюджетников, голосовавших за Единую Россию по привычной разнарядке.
2) Единая Россия, получившая конституционное большинство, является не партией народа, пришедшей к власти, а партией самой власти, спущенной сверху на народ. Это партия президента и премьера. И послушное назначение Володина на пост спикера по просьбе президента наглядно демонстрирует, что партия – карманная, а значит и контролируемая этой партией Госдума 7-го созыва – тоже карманная.
Госдума 7-го созыва – это не парламент. Это именно продолжение администрации президента в большом зале для дружного голосования карманной партии за все, о чем попросит президент.
Исполнительная власть полностью подчинила себе законодательную. Это нарушение всего прописанного в Конституции устройства власти, узурпация власти, только осуществленная путем манипуляции, а не силового захвата. Гибридная узурпация власти.
И принципа разделения властей больше нет.
Правда, после 1993 года его и не было по большому счету, но до сих пор были хотя бы какие-то отдельные элементы или попытки парламентаризма. Теперь с ними покончено.
Был ли вообще когда-либо в России парламентаризм?
Госдума при императоре Николае парламентом точно не была, потому что ее решения носили сугубо рекомендательный характер. Это было что-то вроде императорского совета, только набранного из партий.
Учредительное собрание было в лучшем случае попыткой создать парламент – но неудавшейся.
ЦК КПСС был задуман как внутрипартийный парламент, но по сути стал продолжением всесильного Политбюро, поэтому тоже полноценным парламентом не являлся.
Верховный Совет СССР, существовавший в период 1938-1991 гг., можно считать парламентом с большой натяжкой: он контролировался единственной партией и действовал по указке Политбюро. Единственной его реальной функцией было через кулуары и «заслуженных людей» доводить до высшей власти запросы с мест и «выбивать» лимиты на снабжение и финансирование.
Первым полноценным парламентом в России стал Съезд Народных депутатов РСФСР, принявший 12 июня 1990 года декларацию о государственном суверенитете. Принимая эту декларацию, Съезд действовал как независимый законодательный орган власти и был при этом представительским.
После этого парламентом можно считать Верховный Совет РФ образца 1990-1993 годов, но этот непродолжительный период закончился расстрелом здания Верховного Совета из танков.
Государственная Дума, заменившая Верховный Совет, в 90-е годы была еще слишком сырым парламентом, работавшим в условиях всеобщего бардака, где никакие законы в принципе не выполнялись. А после 90-х быстро начал усиливаться контроль Госдумы со стороны Кремля средствами созданной «под президента» партии Единая Россия.
Вот собственно и весь российский парламентаризм. Закончился, не успев начаться.
То есть формально начаться он успел – и Верховный Совет успел поработать, и Госдума в 90-е успела поработать, но это было недолго и незрело.
Зрелого и стабильно функционирующего на протяжении хотя бы десяти лет парламента в России не было.
Нужен ли он вообще – вопрос отдельный. Но главное – в другом. Если в Конституции прописан принцип разделения властей и существование парламента, то нужно либо реализовать этот принцип – либо изменить Конституцию.
Если решено перейти к конституционной монархии и помазать главу страны на вечное царство – надо внести соответствующие изменения в Конституцию. Вы или парламент сделайте независимым, или Конституцию измените. Как говорится, или крестик снимите, или трусы наденьте.
Но Кремлю гораздо выгоднее иметь ручной псевдопарламент, чтобы там принимались все нужные власти законы, но делалось бы это от имени народа. Потому что это позволяет власти в любой момент снять с себя ответственность за последствия и сослаться на депутатов, которых якобы выбрал народ.
Мы не виноваты, – в любой момент скажут президент и премьер, – это законы такие, их приняли народные избранники, а других просто нет, какие есть избранники – такие и законы, какие есть законы – такие и выполняем...
Это значит, что власть теперь будет проводить через карманную Госдуму нужные для себя законы, а ссылаться на то, что «других депутатов нет», «сами выбирали».
И в этом заключается принципиальное отличие нашей системы от абсолютной монархии, где монарх тоже сам писал законы, но при этом не ссылался на народ и не перекладывал на кого бы то ни было ответственность. Монарх действовал от своего имени, открыто и явно, а в России сложилась система, когда исполнительная власть (Кремль) проводит через «карманный парламент» нужные законы, в результате чего за последствия никто не отвечает.
Получается, что выгоду от законов получает власть (Кремль), потому что законы пишутся в Кремле, в интересах обитателей Кремля и всех за ними стоящих. А все убытки, последствия действия законов – перекладываются на народ, потому что законы принимает Госдума, действующая от имени народа.
Вот результат того, что по факту парламент превращен в продолжение администрации президента, в некий «зал голосований за инициативы Кремля».
И эта схема создана целенаправленно. Начиная с 1993-го, Кремль старательно прибирал к рукам созданную им же Госдуму. Сначала, играя исключительно на вывесках, создали партию «Наш дом – Россия», получилось не очень удачно; потом создали «Единство» и «Отечество – Вся Россия». Потом объединили их в «Единую Россию», из которой уже вышел настоящий политический монополист.
Зачистили всех конкурентов – измельчили одних, разогнали других, дискредитировали третьих. Научились грамотно пользоваться административным ресурсом и «правильно считать голоса», чтобы получать на 10-20% мест больше, чем получилось бы при по-настоящему свободном голосовании.
Наконец сделали ход с одномандатниками – прикормив местных знаменитостей и авторитетов, добились победы и получили конституционное большинство. Но при этом вместе с либеральной водой выплеснули из купели саму суть парламентаризма.
Так и был ликвидирован едва зачатый в России парламентаризм.
Может, он и не нужен вовсе в России. Но тогда было бы честней убрать упоминание о нем из Конституции и возложить всю ответственность за принимаемые решения на монарха-президента. Чтобы он от своего имени писал законы и отвечал за все последствия их исполнения или неисполнения. Как Николай Второй, чья реинкарнация и героизация сейчас идет подспудном полным ходом.
А получилось, что фактически парламент ликвидирован, но формально остался. Что позволяет власти, повторяю, принимать любые удобные себя законы и уходить от любой ответственности за них.
Это псевдопарламентаризм – самая худшая форма власти, которая только может быть. Потому что при ней никто ни за что не отвечает, но власть получает неограниченные полномочия для извлечения максимальной выгоды для себя и буржуазной элиты, которую представляет.
По сути это реализация одного давнишнего мечтания, звучавшего заглавным тостом на иных застольях:
– Чтобы у нас все было – и нам ничего за это не было!
Так теперь и будет. У Кремля будет все – возможность принимать любые законы, менять Конституцию, принимать любой бюджет. И ни за что не отвечать.
Прибыль – себе, убытки – народу. Друзьям – все, врагам – закон.
Кто в данном случае друг и кто враг?
Друзья власти – это Ротенберги и прочие Чубайсы. А врагом в будет народ, которому придется жить по законам, принятым не народными представителями, а карманной Думой, превращенной в продолжение администрации президента. Того президента, который ни за что не отвечает, потому что формально законы принимал не он.
Будет ли народу хорошо жить по этим законам? Сомневаюсь.
Так что правильно сказал наш премьер-министр – «вы там держитесь».
Да, придется нам теперь тут всем держаться. И как можно крепче.
Такой вот получился итог. Вернее, конец. Конец парламентаризма в России.
Комментарии