Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Ах, как хочется вернуться... Ах, как хочется проснуться!

  • Хочется проснуться – и чтобы за окном был 83-й год. Когда не было еще ни Путина, ни Ельцина, ни Горбачева. То есть они где-то были, но не руководили страной.

    Хочется листать Технику молодежи, учиться, строить, изобретать, читать, писать, запускать космические корабли… И чтобы не было никаких кредитов, процентов, рефинансирования, коллекторов, ипотеки, бесконечной гонки за прибылью, в результате которой все равно все остаются в долгах, даже сами банки… Вся страна в долгах, вся жизнь в долгах, все друг другу должны до самой пенсии, а некоторые уже и до гроба – вся жизнь в кредит…

    Чтобы не было невыполнимых обещаний президента и правительства про доступное жилье, а было само жилье. Чтобы не было дурацких шуток про доллар, за который вчера получали 32 рубля, а сегодня целых 75. Чтобы не было идиотских анекдотов про то, что предыдущая полоса, оказывается, была белой…

    Мне не нужны черные и белые полосы – я не хочу жить как зебра. Меня вполне устраивала одна красная полоса, когда она была действительно красной.

    Хочется вернуться в тот год, когда не стреляли в Нагорном Карабахе, не убивали в Донбассе. Когда никто не задумывался, к какой из советских республик относится Крым, потому что он был общим, советским, в нем одинаково принимали и русских, и украинцев, и всех остальных.

    В тот год, когда еще не был сбит Боинг, не была разрушена Сирия – мне ее тоже очень жаль, даже сейчас, после освобождения Пальмиры. Ибо я не верю, что сирийская война закончится хорошо, что Кремль решит этот конфликт лучше, чем в Донбассе; по многим разным причинам не верю.

    Хочется вернуться в тот год, когда у России и Грузии не было спорных территорий, не было войн в Чечне, которые вроде бы завершены, но шрамы-то остались… Но…

     

    Если бы кто-то вдруг на самом деле мог вернуть меня в 83-й год, я бы перед отправкой задумался…

    Ведь в 83-м году уже была война в Афганистане. И судьба СССР по большому счету была предрешена. Советская система к 83-му году уже была надломлена где-то глубоко внутри, уже успела подгнить и появление Горбачева было предопределено. Если не самого Горбачева, то какого-нибудь другого "могильщика Союза".

    Нет, возвращаться надо куда-то раньше, в 70-е.

    Хотя и это уже поздно, потому что Брежнев привел страну именно к тому, к чему и мог привести самовлюбленный коллекционер медалей на собственной груди. Он всю страну научил коллекционировать незаслуженные награды, заниматься самолюбованием, льстить самим себе, приучил к потребительству во все возрастающих объемах… А когда своя промышленность перестала удовлетворять брежневского гомо-советикуса, внимание которого было переключено с производства на потребление, советский потребитель обратил внимание на западные картинки. Пустил на них слюну и всей толпой ломанулся за джинсами, магнитофонами и китайскими пуховиками…

    Нет, в 70-е тоже все было предрешено. Надо возвращаться в 60-е. А впрочем, и это поздно.

    Хрущев, пожалуй, был не таким плохим руководителем, как принято считать, но все-таки он допустил грандиозную ошибку, оттоптавшись на фигуре Сталина. Он надломил систему. Именно этот надлом привел к тому, что обиженные на Хрущева партийцы привели к власти долгоиграющего Брежнева, который превратился под конец карьеры в ходячий анекдот.

    Получается, что надо в начало 50-х?

    Нет, при всем уважении к товарищу Сталину, после Победы во Второй мировой и он допустил большую ошибку. Даже две. Одной ошибкой стала его конфронтация с Жуковым. А второй ошибкой стала шпиономания и избыточно жесткая для страны-победителя политика. Все-таки советский народ после Великой Победы заслуживал больше прав и свобод, чем ему оставил вождь всех народов. Этим и был предопределен приход Хрущева. Чтобы этого не произошло, Сталину, возможно, следовало вовремя передать полномочия Лаврентию Павловичу, которого впоследствии незаслуженно оболгали…

     

    Так куда же возвращаться?

    В 40-е – страшно, особенно в начало. В 30-е тоже. В 20-? Быть нэпманом не хочу. В гражданскую – боже упаси…

    Во времена Николашки, бездарного подкаблучника, отрекшегося от престола в пользу брата, который отрекся вслед? Во времена императора, устроившего мировую войну с двумя своими кузенами?

    Во времена Александра? Или Екатерины? Но много ли мы знаем про времена Екатерины, чтобы утверждать, что это были лучшие времена и при великой императрице не было совершено ошибок, предопределивших дальнейший ход истории?

    К Петру? К Ивану Васильевичу? Про них мы знаем еще меньше. Про них тоже было написано столько всего, что уже не разобрать, где правда, а где нет. Их тоже – одни оболгали, а другие приукрасили.

     

    Нет, пожалуй, никуда не стоит возвращаться. Что было, то было. Прошлое не изменить. Тем более – непонятно, что менять. Такое впечатление, что менять надо все от Рождества Христова. И даже раньше. От Сотворения Мира. Впечатление, что как надкусили яблоко, как рванул Большой взрыв, так и понеслось – ошибка за ошибкой.

    Наверное, это потому, что история непрерывна и ошибки прошлого предопределяют ошибки будущего, а обходиться без ошибок человеку не дано.

    Поэтому не хочу уже просыпаться ни в 83-м, ни в 70-м, ни в другом году.

    Проснусь завтра. И буду надеяться, что все остальные тоже проснутся. В прямом и переносном смысле.

    Конечно, мы не вернемся в прошлое. Но мы можем проснуться в будущем.

    И если мы хорошенько проснемся, то весь этот кошмар с кредитами, процентами, долгами, Донбассом и Карабахом прекратится… Как и топтание России на месте, возникающее оттого, что она боится сделать шаг вперед, потому что впереди у нее нет Путина, без которого ей обещали ужас-ужас...

    Если мы хорошенько проснемся – наступит будущее, которое намного лучше прошлого. Это не значит, что в будущем мы не совершим никаких ошибок. Но если мы проснемся по-настоящему, то ошибок будет намного меньше. И это будет лучше, чем возвращение.

    А главное – вернуться нельзя, а проснуться – можно!

     

    Александр Русин

10

Комментарии

3 комментария
  • Александр Майданюк
    Александр Майданюк3 апреля 2016 г.
    Хорошее чтение, но как это - "проснутся по-настоящему"?
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов4 апреля 2016 г.
    Читая подобные тексты, видно, как часто наше прошлое предстает перед нами как нагромождение мифов и фантазий, которые почерпнуты из непонятных источников. Вот когда мы собственное прошлое будем больше знать и понимать, тогда и проснемся по настоящему.
  • Вадим Новожилов
    Вадим Новожилов5 апреля 2016 г.
    Помнится, Ленин писал уже о том, что "декабристы разбудили Герцена". Герцен грянул в "Колокол" набатный, разбудил социал-демократов, те, в свою очередь, разбудили пролетариат... дальше 60-ки будили интеллигенцию, которая разбудила массы, которые не воспротивились распаду Союза, ну и дальше по списку. Теперь опять нас пытаются разбудить непонятные люди, для которых отечественное настоящее всегда зло. Шли бы вы, господа будильники со своими перезвонами куда в Европу, там и звоните.