Зашел недавно я случайно в гипермаркет. Это еще больше супермаркета, а ведь уже в супермаркетах рябит в глазах от разноцветных этикеток – и исподволь одолевает желание сбежать от этой агрессивной «потребительской корзины».
Потому что это вовсе не «общество потребления». Потреблять – это вполне неплохо. И не что попало, а что больше всего нравится, когда есть выбор. Но тут уже скорее «общество суеты». Специальное место, где маркетологи под видом «ты можешь всё купить прямо у нас» постарались максимально затруднить этот процесс, расставив товары так, чтобы ты быстро не купил то, что тебе нужно.
Сюда желательно приходить, не зная, что ты вообще собираешься купить. И по тому, как здесь ведет себя шальная публика, видно, что это – ее способ отдыха и развлечения.
Больше всего меня тяготит выражение лиц посетителей. В них какая-то особая серьёзность – словно они прямо сейчас в миллиметре от завершения разработки общей теории поля или додумывают последние страницы романа «Война и мир».
Но они со всеми этими флюидами крайней озабоченности всего лишь покупают товары. Причём не раз в десять лет – а по нескольку раз в неделю. Садятся всей семьёй в машину, едут в магазин, шляются там полдня между полок, переругиваясь и восклицая что-то типа «Боже мой, а как же зубная паста?». Нагребают три тележки всего подряд, грузят их в машину… И вот выходные потрачены не зря!
Современник, хотя ему дадены в том же Интернете возможности изучить что угодно – от нейробиологии до тензорного анализа и от теории музыки до африканских языков – уверенно полагает, что ко всему этому у него нет таланта.
Но зато он находит в себе иной, крайне полезный талант, который как раз и делает его уникальным и востребованным: способность выбирать. Только выбирает он не способы решения задач и не своих временных представителей в органах власти. Нет, там ведь «всё куплено» – да и тем, кто наверху, наверняка виднее, как и что делать. Поэтому надо просто проголосовать кивком за того, про кого скажут…
Его уникальнейший талант, только и оправдывающий его существование – это выбирать какой-нибудь простой и примитивный товар. Квалифицированно решить, лучше ли шампунь с берёзовыми бруньками для увеличения объёма – или же оздоравливающий шампунь с вытяжкой из тайской жабы.
Кто-то скажет, что я домысливаю. Но посмотрите сами, с каким выражением лица покупатели осматривают рыбные консервы или упаковки салфеток. Послушайте их разговоры – и свои тоже. Посмотрите в зеркало на самих себя в этот момент.
Вы сейчас выбирали не велосипед, не компьютер и даже не походный рюкзак. Там – да, детали конкретных моделей могли бы оправдать потраченное на выбор время. Но это же – кетчуп или резинки для волос. И по два раза в неделю. Зачем в этот момент так яростно демонстрировать всем, что вы заняты делом с большой буквы?
Я крайне далёк от того, чтобы обвинить кого-то в том, что ему не пофиг запах его дезодоранта, цвет футболки, текстура джинсов и т.п. Но всё это – не квантовая механика и не проект космического корабля. И точно не стоит половины дня беготни, обсуждения со всеми друзьями и организации у себя на лице столь серьёзных щей.
Время жизни должно быть освобождено для куда более интересных дел, процесс деланья которых действительно имел бы право порождать долгие обсуждения.
Однако проблема в том, что наши нынешние люди не хотят особо надрываться, даже мысленно, в сфере созидания и производства. Они погрязли в сфере потребления. И вот здесь настоящая угроза нашей экономике – а вовсе не в каких-то санкциях и ценах на нефть.
Так называемое «общество потребления» – это когда товаров много и у людей есть много времени на то, чтобы их потреблять. А впахивать на фабрике от звонка до звонка или на ферме, в поле по 16 часов в сутки – их не принудишь уже даже под страхом смерти.
И вот эта страсть к гиперпотреблению – это такое состояние общества, когда многие верят, что затариваясь в гипермаркетах, они правда занимаются чем-то очень важным. Ну, а товары на прилавки птички принесут.
И ведь пока приносят – укрепляя паразитические массы в их бредовой вере, что так будет всегда!
По материалам Lex Kravetski
Комментарии