Новости партнеров

Самое свежее

Вице-премьер Голикова посчитала убытки казны от болезней – вышла ерунда Алексей Чадаев. Как прямая линия Путина превратилась из чудо-шоу в тяжкий попрек власти Александр Росляков. Наши дипломаты подставили нас по делу сбитого Боинга – нарочно или сдуру? Почему смена Путина во власти не станет сменой ее курса Растерянность в верхах: власть утеряла «образ будущего» Татьяна Воеводина. Русский язык-агрессор: даже киевские политики-националисты говорят на нем
Loading...
Loading...
Загрузка...

Общество гиперпотребления и его экономический дефект

  • Зашел недавно я случайно в гипермаркет. Это еще больше супермаркета, а ведь уже в супермаркетах рябит в глазах от разноцветных этикеток – и исподволь одолевает желание сбежать от этой агрессивной «потребительской корзины».

    Потому что это вовсе не «общество потребления». Потреблять – это вполне неплохо. И не что попало, а что больше всего нравится, когда есть выбор. Но тут уже скорее «общество суеты». Специальное место, где маркетологи под видом «ты можешь всё купить прямо у нас» постарались максимально затруднить этот процесс, расставив товары так, чтобы ты быстро не купил то, что тебе нужно.

    Сюда желательно приходить, не зная, что ты вообще собираешься купить. И по тому, как здесь ведет себя шальная публика, видно, что это – ее способ отдыха и развлечения.

    Больше всего меня тяготит выражение лиц посетителей. В них какая-то особая серьёзность – словно они прямо сейчас в миллиметре от завершения разработки общей теории поля или додумывают последние страницы романа «Война и мир».

    Но они со всеми этими флюидами крайней озабоченности всего лишь покупают товары. Причём не раз в десять лет – а по нескольку раз в неделю. Садятся всей семьёй в машину, едут в магазин, шляются там полдня между полок, переругиваясь и восклицая что-то типа «Боже мой, а как же зубная паста?». Нагребают три тележки всего подряд, грузят их в машину… И вот выходные потрачены не зря!

    Современник, хотя ему дадены в том же Интернете возможности изучить что угодно – от нейробиологии до тензорного анализа и от теории музыки до африканских языков – уверенно полагает, что ко всему этому у него нет таланта.

    Но зато он находит в себе иной, крайне полезный талант, который как раз и делает его уникальным и востребованным: способность выбирать. Только выбирает он не способы решения задач и не своих временных представителей в органах власти. Нет, там ведь «всё куплено» – да и тем, кто наверху, наверняка виднее, как и что делать. Поэтому надо просто проголосовать кивком за того, про кого скажут…

    Его уникальнейший талант, только и оправдывающий его существование – это выбирать какой-нибудь простой и примитивный товар. Квалифицированно решить, лучше ли шампунь с берёзовыми бруньками для увеличения объёма – или же оздоравливающий шампунь с вытяжкой из тайской жабы.

    Кто-то скажет, что я домысливаю. Но посмотрите сами, с каким выражением лица покупатели осматривают рыбные консервы или упаковки салфеток. Послушайте их разговоры – и свои тоже. Посмотрите в зеркало на самих себя в этот момент.

    Вы сейчас выбирали не велосипед, не компьютер и даже не походный рюкзак. Там – да, детали конкретных моделей могли бы оправдать потраченное на выбор время. Но это же – кетчуп или резинки для волос. И по два раза в неделю. Зачем в этот момент так яростно демонстрировать всем, что вы заняты делом с большой буквы?

    Я крайне далёк от того, чтобы обвинить кого-то в том, что ему не пофиг запах его дезодоранта, цвет футболки, текстура джинсов и т.п. Но всё это – не квантовая механика и не проект космического корабля. И точно не стоит половины дня беготни, обсуждения со всеми друзьями и организации у себя на лице столь серьёзных щей.

    Время жизни должно быть освобождено для куда более интересных дел, процесс деланья которых действительно имел бы право порождать долгие обсуждения.

    Однако проблема в том, что наши нынешние люди не хотят особо надрываться, даже мысленно, в сфере созидания и производства. Они погрязли в сфере потребления. И вот здесь настоящая угроза  нашей экономике – а вовсе не в каких-то санкциях и ценах на нефть.

    Так называемое «общество потребления» – это когда товаров много и у людей есть много времени на то, чтобы их потреблять. А впахивать на фабрике от звонка до звонка или на ферме, в поле по 16 часов в сутки – их не принудишь уже даже под страхом смерти.

    И вот эта страсть к гиперпотреблению – это такое состояние общества, когда многие верят, что затариваясь в гипермаркетах, они правда занимаются чем-то очень важным. Ну, а товары на прилавки птички принесут.

    И ведь пока приносят – укрепляя паразитические массы в их бредовой вере, что так будет всегда!

     

    По материалам Lex Kravetski

14

Комментарии

15 комментариев
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко25 декабря 2018 г.+3
    Поделюсь секретом: дома пишешь на огрызке бумажки список нужных продуктов - гипермаркет пролетается быра-быра, мерчандайзеры плачут в сторонке, друг другу в жилетки. Потом изучаешь теорию музыки (прямо сейчас звучит у меня в высоком качестве, и это только сраный Ютуб, моей коллекции не касаемся ))), потом впахиваешь "от звонка до звонка". Капиталисты хитры, но я хитрее )))
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков25 декабря 2018 г.+1
    истинный чукча живет чтобы есть....однако
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий25 декабря 2018 г.+1
    Подделки продают. Придёшь купить икорки с хамоном, а там подделки. Одно расстройство ((
  • Елена Демидова
    Елена Демидова26 декабря 2018 г.
    эхх.. Ничего-то вы, мужчины, в шопинге не понимаете))
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко26 декабря 2018 г.+2
      Моя понимает. Без списка накупит нужных продуктов в более широком, чем у меня, ассортименте, и чек выходит дешевле, чем у меня. Иллюзия эгоиста - "буду жить один, дешевле выйдет". Не выйдет дешевле, выйдет дороже. Толковая женщина по части экономии обставит мужика на раз-два, хоть я и не дурак и не транжира.
  • Андрей Барвинов
    Андрей Барвинов26 декабря 2018 г.-1+4
    Философия безудержного потребления не случайно родилась и захватила умы людей в капиталистическом обществе. Появление «человека потребляющего» вместо «человека разумного (мыслящего)» нужно властям для того, чтобы отучить народ думать о чем-то значимом: о справедливости, о добре и зле, о том – кто и как на них наживается… Скоро у «человека потребляющего» мозг атрофируется за ненадобностью, и он деградирует в простейшее одноклеточное… Люди забыли нравственные заповеди: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (мыслью, идеей)» (Матф. 4:4); «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Матф. 6:25).
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко26 декабря 2018 г.-2
      Газета "Комсомольская Правда" в начале-середине 80-х опубликовала ряд статей, разоблачающих вещизм и накопительство. В эпоху тотального дефицита жизнь людей была посвящена не размышлениям о справедливости, добре и зле, а тому, где достать тряпку, шмотку, мебель, хрусталь, пресловутые ковры, книги, которые они не читали, машины, технику, вещи, вещи, вещи... Такого потреблядства, какое было в совке, я не видел больше нигде и никогда. Когда все эти предметы пришли на полки магазинов в 90-е, и не на момент, а навсегда, советское потреблядство сдулось, как и не было. Оно не исчезло, оно перестало быть массовым. Молиться культу шмуток остались действительно безмозглые.
      • влад влад
        влад влад26 декабря 2018 г.+1
        Только сегодня об этом - такого потреблядства ,как в советской интеллигенции действительно больше нигде быть не могло .Свинина -два двадцать в одну цену .Цветы естесно с жопы магазинной ищут вырезку по два двадцать , а не цветы естесно получают сало ( высочайшего качества ,но понимают ,что цветы украли лучшее) .А вместе с тем Маркс никак не отменял зависимость цены от спроса , а спроса от цены .Интеллигенты в ценовой политике Советского Союза закладывали разделение на окуевшие от алчности цветы , и на недовольных несправедливостью нецветы .Сделай разницу в лопатке свиной и в сале на десять копеек и многие из интеллигентов остались бы людьми и не лизали бы ж опу заднего прохода к дефситу .А так превратились в нелюдей .
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов26 декабря 2018 г.+4
    опыт капитализма в РФ показал, что человека думающего превратить в человека-потребителя легче легкого. Капитализм ломает, использует и выбрасывает на помойку сверэффективно.
  • Ося Сталин
    Ося Сталин26 декабря 2018 г.-1+2
    С этим легко покончить - запретить рекламу, запретить производство и продажу товарных суррогатов, резко увеличить импортные пошлины.
  • влад влад
    влад влад26 декабря 2018 г.-1+2
    Удивительно точно- гиперпотребление для паразитов .Работник должен иметь стимул производить - паразит должен главенствовать над работником .Вот так интеллигенция и создала общество сословного удавливания моей страны ,моего народа и моего человечества .Расчеловеченные захотели главенствовать и жрать больше всех .
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий26 декабря 2018 г.-1+2
      влад интеллигенция одним днём живёт. История это показала. Была бы крупица мозгов то не ломали бы СССР. Но практика показала что теперь интеллигенции доверять нельзя. Ничего. Ни планы строительства СССР2 ни планы их участия в жизни русского народа. Ничего этого я больше не вижу. Ты прав- моя жена работала в ресторане и там для буфета разделывали туши коров по сортам. Цены были тоже по сортам. И всё там всегда было в отличии от магазина. Хотя и там мясо было. Но вместо улучшения социализма интеллигенция его сломала. И второй раз ей довериться больше нельзя.