Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Как вывести теневой бизнес на чистую воду – то есть легализовать его?

  • Почти 20% всех занятых в России трудится в неформальном секторе, утверждает Росстат. Это существенное препятствие для развития страны. И проблема не только в том, что эти работники не платят налогов. Неформальность существенно ограничивает доступ к ресурсам (банковскому финансированию, твердым контрактам, судебной защите). И одновременно стимулирует альтернативные институты (теневое финансирование, внесудебное разрешение споров).

    В выборе между белой и серой экономикой предприниматель (пусть это всего автомеханик, чинящий машины в личном гараже) учитывает выгоды и риски каждой из форм хозяйствования. С выгодами все более-менее понятно: в одном случае экономия на налогах, в другом – доступ к ресурсам. С рисками сложнее – и тут власти не понимают проблем работы в серой и белой экономике.

    Риски связаны в первую очередь с наказанием за нелегальную экономическую деятельность – либо за нарушения в ходе легальной. Самые серьезные наказания предусматривает Уголовный кодекс, криминализуя как незаконное предпринимательство, так и нарушения в ходе легального предпринимательства.

    Часть незаконной деятельности связана с тем, что запрещено вовсе (организация проституции), или же запрещено для всех кроме очень узкого круга специальных предприятий (производство наркотиков). Эта составляющая экономики относительно невелика, есть в любой стране и ее мы оставим в стороне, так как о выводе ее из тени речи не идет.

    Но в УК есть статьи («незаконное предпринимательство» и «незаконная банковская деятельность»), карающие за то, что некто ведет деятельность, которая сама по себе не криминальна, но при этом не регистрируется. И еще – много статей, которые криминализуют действия легальных предпринимателей, но не могут быть применены к работающим нелегально. Это связано с производством или сбытом продукции без маркировки, не соответствующей требованиям безопасности, с добычей ресурсов без специального разрешения и т.д.

     

    И вот какая в результате интересная картина.

    По данным Росстата, в2017 г. в России в неформальном секторе работало 14,3 млн. человек. При этом более трети из них – не по найму, т.е. могли быть субъектами таких преступлений как незаконное предпринимательство. А в формальном секторе работало на руководящих должностях или в качестве предпринимателей 8,4 млн. человек. И они могли быть субъектами преступлений, связанных с экономической деятельностью. Человек, работающий по найму, может стать субъектом подобных преступлений крайне редко.

    И за2017 г. было осуждено за нелегальную экономическую деятельность 435 человек (менее 1 человека на 10 000). А за нарушения в ходе легальной деятельности – более 12 500 (13 человек на 10 000). То есть шанс быть осужденным за легальную деятельность на порядок выше, чем за нелегальную!

    Но кроме УК есть еще Кодекс об административных нарушениях (КоАП). Данные о наказаниях по нему за неформальную экономическую деятельность и за нарушения в ходе легальной менее детальны, но тоже позволяют говорить о разнице в 9-12 раз. Данные о досудебных санкциях против бизнеса недоступны, но в силу конструкции КоАПа наказание во внесудебном порядке для нелегального бизнеса практически невозможно.

    И выходит, что бизнес, легализуясь, на порядок увеличивает вероятность попадания под наказания всех видов. Первый и вроде очевидный вывод из этого наблюдения, что нужно усилить контроль над неформальным сектором – в корне неверен.

    Во-первых, при существующих масштабах неформальной экономики санкции могут быть эффективными только в отдельных и особых секторах. Во-вторых, практика работы правоохранителей и контролеров (неумение различать серьезные и мелкие нарушения, ориентация на бумажную отчетность, а не на реальность) заставит объявлять формальный сектор неформальным – вместо того, чтобы искать полностью неформальных игроков.

    Поэтому верной политикой по выводу экономики из неформального сектора будет существенное снижение давления на легальный бизнес. Сокращение в десять, двадцать и даже, может, в сто раз числа всяких регламентов и подзаконных актов. Налоги заплатил, партнеров не надул, тухлятиной не торгуешь – и живи на здоровье! Только если подобных условий будет 10-20, а не 200-300, как сейчас, мы получим шансы на выход из тени парикмахеров, автомехаников и сельских автолавок.

    А когда можно пострадать за какие-то экзотические нарушения вроде отсутствия бирки на инвентаре, охотников легализоваться в среднем и малом бизнесе будет все меньше и меньше.

     

    По материалам Кирилл Титаев

9

Комментарии

8 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов28 сентября 2018 г.+1
    Существование всего нелегального бизнеса связано с тем, что он не может вписаться в экономическую деятельность страны по-другому. Весь крупный бизнес сконцентрировался главным образом на экспорте, импорте и банковской сфере, средний - на коммерции и сфере услуг. И тот и другой имеет ограниченную ёмкость для занятости населения. Мелкому бизнесу остаётся "подбирать объедки" с барского стола в сфере услуг и розничной торговле. При этом надо отдавать кредиты банкам, платить за аренду, платить зарплату работникам, а на налоги уже средств не остаётся. В противном случае - не выжить. Следовательно, виновато государство, которое предлагает обществу такую экономическую модель, где всё население страны не может реализовать себя в экономической деятельности. При этом оно обрекает страну на экономическое отставание от других стран и прогрессирующую бедность подавляющей части населения.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов28 сентября 2018 г.+1
    мало он вас раздевает этот бизнес вы ему еще поблажки сулите. Малый и средний бизнес кушает крупный в соответствии с классиками о непрерывной концентрации капитала. Благодаря гигантам советской промышленности наш капитализм сразу же перешел в свою высшую стадию, т.е. империализм. Мало того, он обрел черты характерные для сырьевого придатка, когда развивают не свое, а чужое. Потому и идет непрерывный вывод капиталов и ресурсов. Вслед за ними утекают и таланты.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский28 сентября 2018 г.+2
    "Как вывести теневой бизнес на чистую воду – то есть легализовать его?". К сожалению, в сложившейся Системе - никак! Выскажу крамолу: в 90-х было легче вести свой маленький бизнес, чем нынче. Сейчас, если легализовать своё маленькое дело, то выйдет себе дороже. Про постоянную головную боль от такого "бизнеса", даже не рассуждаю.
  • Вадим Б
    Вадим Б28 сентября 2018 г.-1
    Надо расширить тюрьмы раза в три - и всех нахрен посадить...
  • Павел Шереметев
    Павел Шереметев28 сентября 2018 г.-1
    Народ всего лишь выживает, вопреки ЗАО ОПГ "Путин и Кремль" и Росстату!
  • Аркадий Осипов
    Аркадий Осипов28 сентября 2018 г.+1
    Прежде чем задавать вопросы про теневой бизнес , надо сначала посчитать ... сколько платит ... руководитель предприятия или ИПешник и простой гражданин ... НАЛОГОВ Путину . Заметьте не государству , а именно Путину и его кодле ? По моим подсчётам ... порядка 66 % . Это грабёж . По этой причине , все уходят в тень . Зато путинские дружки получают налоговые льготы . Никто не будет выходить из тени . Кизим ... вы также не учитываете подпольные цеха - ктайцев - вьетнамцев - индийцев - афганцев и т.д. почему бы Путину с них не начать ?