В крахе СССР помимо социально-экономических причин не последнюю роль сыграли факторы психологические, прежде всего – готовность советских людей отказаться от своего образа жизни в пользу буржуазной модели. Когда произошла моральная капитуляция советского человека перед блеском и мишурой уютного покоя буржуазного мира? Одним из указателей на этот счет, по-моему, может послужить характерная смена эстетических предпочтений в важнейшем из искусств.
Начиная с конца 60-х фильмы "про разведчиков" сделались одной из ведущих тем в советском кинематографе. На экранах страны один за другим отправлялись в тылы к белым, к немцам и к современным на тот момент потенциальным противникам подтянутые молчаливые герои, сочетавшие высочайшие аналитические способности с доведенными до виртуозности навыками стрельбы, бега и политической агитации.
Что же они разведывали? И что заставляло советских граждан до самозабвения следить за их киношными подвигами?
Наши герои были не подлыми шпионам, а доблестными разведчиками, глубина их проникновения на территорию противника постепенно увеличивалась от прифронтовой полосы до глубокого тыла. Места действия в первой, второй и третьей части "Неуловимых" – наиболее яркий тому пример. В конце концов, они оказывались так далеко от линии фронта, что война вообще перестала присутствовать в кадре, и уже не имело принципиального значения, у кого разведывает киногерой – у деникинцев, немцев или американцев.
Тем более что вражеские тылы были похожи друг на друга, как близнецы-братья! И главное, что объединяло их – жизнь там была какая-то спокойная, сытая, безмятежная, почти роскошная. Даже угнетенные слои населения выглядели довольно бодро, а уж сами вражины – просто в шоколаде: у военных красивая форма, у штатских фирменные костюмчики, дамы в платьях, вокруг заманчивые вывески, синематографы, уличные кафешки...
Если же в фильме показывали "нашу" сторону, обстановка там была, мягко говоря, сурово-аскетичная. Враги, конечно, оставались врагами и творили, как им и положено, всяческие гадости и подлости, но как же они, сволочи, были красивы! И как культурны – белогвардейский и немецко-фашистский командный состав при любом раскладе жрал не иначе как с фарфора и хрусталя, не забывая аккуратненько заложить за ворот белоснежную салфеточку. И еще желательно под приятную музычку. Этому негласному правилу – что вражеский тыл должен быть эстетически безупречен – приносилась в жертву даже историческая достоверность. Например, Берлин в "Семнадцати..." словно не в курсе, что идет война и что Красная Армия буквально у его ворот.
Если говорить о фильмах про гражданскую войну, то в них тенденция показывать красных полуголодными и оборванными, а белых холеными и лощеными идет еще с довоенного времени. Уже в "Чапаеве" белый генерал, сколько ни бил его войска красный начдив, не вставал из-за рояля со свечами.
В довоенное и ранее послевоенная время героическая аскеза воспринималась как необходимая составляющая положительных героев, а роскошь – как свидетельство порочности и развращенности героев отрицательных. Но в начале эпохи застоя мировосприятие огромной части советского общества было уже другим. Героизм еще не ставился под сомнение, равно как и революционные идеалы, но аскеза уже успела приесться. Грубо говоря, люди еще оставались и хотели оставаться красными, но жить хотели как белые. Или как американцы. Или даже как немцы.
Отсюда возникало стремление – не порывая с красной советской идентичностью, оказаться на как можно более долгое время в Америке или в Западной Европе. Либо же в их альтернативно-исторической копии – белогвардейской России. Как это совместить? Было несколько способов, но самый лучший – это, конечно, стать шпионом разведчиком. Ведь если ты будешь легальным дипработником, то даже за границей будешь обязан придерживаться все того же изрядно поднадоевшего советского поведенческого стиля. Но если ты разведчик, то не только можешь, но даже обязан вести себя как враг: носить шикарные костюмы, шляться по ресторанам, пить дорогие напитки и курить ароматные сигары, ухлестывать за развратными барышнями и т.д. Приноравливаясь к понятийному аппарату врага, даже ругать страну и власть – никто тебе слова не скажет; наоборот, еще и орден за все этот дадут.
В реальности, кончено, шпионское ремесло не столь романтично, да и не всякого в разведчики возьмут. Но на то и существует искусство кино, чтобы отображать эротические фантазии человека! И вот полились на экраны образы советских героев в белогвардейских френчах, эсесовских мундирах и новомодных заграничных шмотках. Внутри (где-то глубоко) они были несгибаемыми коммунистами. Но снаружи выглядели как весьма преуспевающие при капитализме люди. С таким персонажем советский человек эпохи застоя охотно себя идентифицировал – и потому фильмы с такими персонажами шли на ура.
И какое бы задание ни ставило командование перед киноразведчиками, они попутно разведывали иную, не советскую жизнь, которую многие (сознательно или нет) воспринимали как очень красивую. Иначе говоря – смертоносный вирус уже проник в советский организм. Внешне он еще выглядел здоровым и полным сил, но изнутри был поражен стремлением к красивой зарубежной жизни. Причем любой ценой.
Muennich
Комментарии