Новости партнеров

Самое свежее

Ева Меркачёва. Наше заявление об иноагентах Наградной унитаз. Политические анекдоты Почему Володин должен быть снят с выборов Алексей Рощин. У Грудинина опять отбирают клубничку Александр Росляков. Путинское право: «Обозначено в меню, а в натуре нету» Лариса Казакевич. Грустный юмор жизни...
Загрузка...

Из истории русского бизнеса. Чичиков – великий предприниматель или жулик?

  • «Мёртвые души» Гоголя – редкий случай в русской литературе, когда в подробностях описывается бизнес-план финансовой операции эпохи Николая I. Проект Чичикова по скупке мёртвых душ впечатляет: в среднем одна мёртвая душа обошлась ему в 70 копеек при залоговой цене в банке в 200 рублей.

    Русская литература в XIX веке не интересовалась предпринимателями. Единственное исключение – Гоголь. Всем известен сюжет поэмы – Чичиков скупает мёртвые души. Однако немногие знают, зачем он это делает. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес и для современного бизнеса.

    Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана – получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян. Сведения о крестьянах находились в ревизских сказках – переписях населения. В промежутках между переписями умершие по документам считались живыми, а банки работали с документами. Поэтому скупка мёртвых душ – процесс формирования залоговой массы. Правда, в залог можно было отдавать крестьян с землей, а земли у Чичикова не было. Но в то время для освоения Херсонской и Таврической губерний земли помещикам предоставлялись бесплатно, поэтому Чичиков покупает крестьян «на вывод», с переселением.

    Для банка он предоставил бы свидетельства о собственности на землю, должным образом зарегистрированные купчие крепости (договоры о покупке крестьян), судебные решения о переселении крестьян. При необходимости был готов предоставлять дополнительные справки о крестьянах от капитана-исправника (несомненно, за взятки). Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома – небанковском финансовом институте, осуществлявшем в том числе ломбардное кредитование.

    Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге. Цена ревизской души – до 500 руб., залоговая стоимость – 200 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить – нет данных о структуре покупки. У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб., у Плюшкина – 198 душ по 32 коп. за штуку. Манилов души подарил, но сколько именно – не сказано, нет таких данных и по Собакевичу, известна лишь цена – 2,5 руб. за душу. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ (нет данных о различиях в смертности в двух поместьях). В итоге – 416 душ (Гоголь говорит, что их было более 400). Тогда средняя цена – 70 коп. за душу при залоговой стоимости в 200 руб. Блестящий результат! Но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском.

     

    Чичиков совершает крупную ошибку – его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки. Ноздрев просто ненадежен, а у Коробочки куплено всего 18 душ – 4.5% от общей суммы.

    Самый сильный переговорщик – Собакевич. Он, похоже, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 руб., то есть половину залоговой стоимости. Однако, пользуясь монопольным положением покупателя, Чичиков жёстко ведет переговоры с Собакевичем и сбивает цену до 2,5 руб. Кстати, в последующих обсуждениях именно Собакевич высказал аргумент, которым защищался бы и Чичиков – в момент покупки крестьяне были живы, но вполне могут умереть от болезней при переселении.

    Вторая крупная ошибка – временные рамки проекта. Первый этап прошел хорошо – неделя в городе на предварительное изучение рынка, три дня поездок для переговоров с помещиками, завершение оформления документов на следующий день. Транспортные проблемы (пьяный кучер, поиск дороги) были несущественными. Однако Чичиков остаётся в городе ещё на несколько недель и теряет контроль над рисками – о скупке мертвых душ становится известно как от Ноздрева, так и от Коробочки.

    Проект вступил в кризисную фазу, но Чичикову повезло. Во-первых, провинциальные чиновники не были знакомы с банковскими операциями и не могли понять, зачем нужны мёртвые души. Во-вторых, российская судебная система была нерасторопна по отношению к предпринимателям. Более того, прокурор, вместо оперативного заведения уголовного дела против Чичикова, думал-думал да и умер от сомнений. Случай, бесспорно, уникальный в истории бизнеса.

    Чиновники, озабоченные изменениями в вертикали власти (в губернию ехал новый генерал-губернатор), вряд ли будут вспоминать об истории с мёртвыми душами.

    В финале птица-тройка несётся по российской равнине, увозя Чичикова с комплектом документов. Он едет в банк за кредитом в 80 тыс. руб. на стандартных для того времени условиях – 6% годовых на 24 года.

    Уроки этой истории просты. Предпринимателям надобно правильно выбирать контрагентов и не терять времени, а банкам следует внимательно изучать заёмщиков и тщательно оценивать и проверять залоги.

    Однако в рамках поэмы Гоголя Чичикову все же удается сорвать крупный куш. И его по праву можно считать прародителем сегодняшних российских предпринимателей, точно так же делающих деньги из воздуха. Только нынешние Гоголи поют взахлеб хвалы там дельцам, а власти их считают «опорой российской экономики».

     

    Источник

11

Комментарии

2 комментария
  • Николай Юренев
    Николай Юренев25 июля 2017 г.+5
    Салтыковы-Щедрины нам поласковей нужны. И такие Гоголи, чтобы нас не трогали!
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный26 июля 2017 г.+2
    Ныне мертвые души не нужны - только мертвая статистика.