Налоговое бремя постепенно превращается в налоговый пресс. Сейчас, после выборов, многие владельцы недвижимости получают от мытарей платёжки, где налог рассчитан по новым правилам, на основе почти рыночной стоимости.
Кадастровая оценка, заменившая собой балансовую, намного выше оной. А методы оценщиков таковы, что иногда стоимость недвижимости оказывается выше рынка. Так и хочется воскликнуть – государство, купи моё жильё по той цене, с которой ты дерёшь налог на него! Но государство глухо к подобным просьбам.
Цивилизованный метод в такой ситуации – уменьшить кадастровую оценку на комиссии при Росреестре, либо через суд.
И вот уже десятки тысяч россиян требуют пересмотреть кадастровую стоимость их объектов недвижимости. За 9 месяцев текущего года они подали в Росреестр 29 тысяч заявлений на пересмотр. Это в 1,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. Под спором – почти 60 тысяч объектов недвижимого имущества.
Пока заявителям удавалось выигрывать половину спорных дел такого рода. Но Конституционный счёл, что такую щедрость к налогоплательщикам пора прекращать.
Прецедентное дело было рассмотрено им летом, в итоге решено, что муниципалитеты – главные бенефициары завышенной кадастровой оценки, с которой считается налог на недвижимость, далее идущий в местные бюджеты – могут через суд оспаривать результаты переоценки. Если от такой переоценки могут уменьшиться налоговые сборы.
Судьи Конституционного суда признали это прямо и недвусмысленно. «Значительное снижение кадастровой стоимости... может существенно повлиять на размер налоговых доходов местного бюджета. Соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе налогоплательщика, затрагивает права и законные интересы муниципальных образований. Они должны иметь возможность оспорить это решение».
Но до половины состава таких комиссий – это как раз представители местных властей и государственных органов. То есть в каком-то смысле государство берётся спорить само с собой. Вполне в духе времени, кстати.
Но главное – позиция КС, которую кратко можно выразить словами «налоги любой ценой».
И хотя формально дело теперь за парламентом, который должен поправить закон согласно вердикту Конституционного суда, можно не сомневаться в характере предстоящих изменений. Налог на недвижимость будет теперь уплачиваться по разнарядке в зависимости от аппетитов муниципалитетов. У них становится всё меньше стимулов заниматься развитием территории, чтобы рыночная стоимость домов, квартир и земельных участков там росла, и всё больше резонов просто поиграть с цифрами оценки. Тем более, что со следующего года проводить её будут тоже госструктуры.
Вопрос эффективности бюджетных трат или хотя бы их приоритетности даже не поднимается. А о контроле налогоплательщиков над этими вещами и мечтать не приходится.
Налоги превыше всего – вот обновлённый социальный контракт ближайшего будущего.
Зачем при такой постановке вопроса строить что-то новое – если гораздо проще выжать все до последней капли из уже существующей недвижимости? И можно не сомневаться, что когда этот источник будет полностью исчерпан, найдется подобный новый – у нас еще не брали налог за воздух, за топтание асфальта, за дневной свет… В общем при хорошей фантазии всегда найдется что-то, чем можно заткнуть бюджетную дыру.
Комментарии