Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

«Бизнес» сделал целое поколение несчастным! Многих людей надо спасать


  • Наше общество запуталось в определениях, в итоге тысячи профессионалов загнаны в угол и находятся в плену шизофрении.

     

    Если глубоко покопаться в происхождении слова «бизнес», то более-менее точный перевод его будет соответствовать русскому слову «обеспокоенность».

    Когда-то в нашем языке не было слова «бизнес», однако было предпринимательство как таковое. Просто люди назывались по-другому: кто-то был заводчиком, кто-то купцом, кто-то лавочником, кто-то ремесленником. Все эти названия объединяет то, что они определяют человека по его профессии, по тому, чем именно он зарабатывает на жизнь. Во главе угла оказывалось само дело. И была отдельная профессия «банкир» – человек, который профессионально вкладывает финансы в другие дела и зарабатывает на этом прибыль. Для него важнее всего была именно прибыль. Это, собственно, тот, кого мы вправе назвать полноценным бизнесменом или, по-современному, инвестором.

    Сейчас в нашей голове все смешалось. Люди, которым плевать, чем заниматься и как получать прибыль, у нас объединены общим словом с теми, кто много лет занимается одним делом и не видит себя вне этого занятия. А это отличие очень важно как для самого человека, его близких и родных, так и для общества. Ведь в чем великая сила слов: если мы называем человека «бизнесмен», мы как бы предполагаем, что главное в его деле – получение прибыли, та самая вожделенная разница между доходами и расходами. У такого человека одна задача: побольше заработать, поменьше потратить. Где в этой формуле качество, профессиональная гордость? Нет их здесь! Они легко могут быть принесены в жертву бухгалтерии.

    Деньги становятся единственным мерилом успеха, практически обожествляются. Потому что чем их у тебя больше, тем ты лучше во всех отношениях.

    Если же человек, например, владеет рестораном, по складу своего ума и интересов он именно ресторатор, это – его дело, то он во главу угла ставит качество работы, ему важно перед самим собой не дарить в грязь лицом. Здесь и качество продуктов, и выбор места, и интерьер, и обучение людей. А сколько еще мелочей, которые большинство клиентов никогда не заметят, но они будут сделаны на уровне, потому что это делается не для других, а для себя. Тут лишний раз не сэкономишь, тут скорее будешь готов какое-то время работать без прибыли, только бы убытков не было, а дело было сделано. И такой ресторатор не бросит свое дело ради чего-то более прибыльного или быстрорастущего. Здесь привычным бизнесом и не пахнет!

     

    В 1990-е годы, когда плотина государственного контроля рухнула, а вместе с ней и уровень благосостояния миллионов сограждан, очень большое их число ушло в этот самый «бизнес». Потому что это был вопрос выживания. Они отказались от своей профессии, от того, чем им заниматься было бы интереснее, полезнее и ближе по духу. Как сказал один мой знакомый: «Сколько же больших специалистов своего дела вынужденно стали малыми предпринимателями». Часть из них все-таки удержалась на плаву, заработала какое-то состояние, пережила эти трудные годы, и теперь они оказались в своеобразной ловушке.

    Общество толкает таких людей на то, чтобы они постоянно тянули лямку внешнего успеха.

    Мол ты же бизнесмен, ты же прибыль постоянно увеличиваешь, давай, демонстрируй окружающим свой достаток, благосостояние, престижное потребление. А многим этого и не надо. Не нужна им та самая заложенная в сути классического инвестирования погоня за показателями, страсть к экспансии, жажда новых перспективных рынков. Не нужны нарочито дорогие машины, огромные квартиры, загородные дома с участками в два-три футбольных поля.

    Классический капитализм жаден, это его суть. Отсюда и появился «бизнес» как «обеспокоенность». Такому капитализму всегда мало, он вырос в эпоху, когда рыночная экспансия и завоевание окружающего мира были естественны для любого дельца, как естественно человеку дышать. Но тотальное господство этой модели прошло. Я подчеркиваю, не капитализма вообще, а той его версии, в рамки которой пытались загнать наше общество после развала Союза.

    Вы же не выйдете сейчас на улицу в костюме 19 века? Вам будет, как минимум, неудобно. Так чего же вы напяливаете на себя социальную маску столетней давности?

     

    У нас в стране масса людей занимается конкретным делом, радеет за качество этого дела, это дело их кормит. И они не готовы ради дополнительной прибыли прыгать с места на место, не готовы завоевывать мир (и даже соседнюю область или город). Они создали организации, нанимают людей, платят зарплаты, но они не бизнесмены. У каждого из них свое дело. Но какие они бизнесмены? Они никогда не будут зарабатывать больше, чем многие высококвалифицированные наемные специалисты. Но я уверен, что они выбирают такой путь из-за внутренней потребности в свободе и нежелания работать на другого, и это опять не про деньги.  И, конечно, есть люди, дело которых – инвестиции. Они профессионально управляют деньгами, оценивают риски и вкладывают деньги.

    Проблема в том, что мы все чешем под одну гребенку, а в итоге создаем почву для шизофренически ужасного раздвоения личности у тех, кто движет нашу экономику вперед. Людей, которые занимаются делом, мы заставляем мерить их работу и жизнь критериями успеха узкой прослойки инвесторов. И, как результат, глубокий жизненный кризис подстерегает таких людей, я это вижу по своему окружению. Они десятилетиями занимаются тем и ведут себя так, что с точки зрения их якобы профессии («бизнесмен») является ущербным и неправильным.

    Я повторюсь, что слова имеют огромную силу!

    Хватит пыжиться и пытаться соответствовать какому-то образу, который вас не касается. Если у вас есть дело и вам важно именно им заниматься, то деньги вторичны, и это нормально.

    Ну, а если вы выбрали себе удел бизнесмена-инвестора, то тут уже голову в кусты не прячьте – вперед, к новым вершинам бухгалтерской отчетности. Потому что это тоже дело, и если оно делается хорошо, оно достойно уважения.

     

    Андрей Попов

5

Комментарии

2 комментария
  • Денис Грачев
    Денис Грачев8 сентября 2016 г.+3
    Вообще-то «бизнес» – это в точном переводе с английского «дело». В перевода «с нашего» – безделье. Когда у нас про кого-то говорят: «Он занимается бизнесом» – это означает, что человек с утра до ночи ни хрена полезного не делает, прокручивает где-то деньги, раздает и получает взятки, связан криминальными узами с местной властью, кандидат в Бутырку. Кто связан криминальными узами с центральной властью – это уже олигарх, которого не посадят ни при какой погоде.
  • Виктор Справедливый
    Виктор Справедливый10 сентября 2016 г.+1
    Пожалуй в ваших словах есть доля истины, но потому мы россияне и шарахаемся из стороны в сторону, что всё стараемся содрать и иностранцев даже женский половой орган называем вагина, а по русски сказать пи...а нельзя это ругательно. И так во многом. Надо меньше говорить и больше делать как живут многие в мире.