Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Глаза акулы

  •  

      Попробуйте посмотреть акуле в глаза. У вас не получится. Глаза акулы-две тёмные точки, расположенные по бокам серой плоской головы. Из-за того, что глаза расположены далеко друг от друга, акула кажется слепой. 

     

      Вот такими слепыми, пустыми и холодными, без отражения души в тёмных точках, мне видятся соотечественники. Я не буду болтать попусту, о высоком и нравственном, о совести, о сострадании, о жертвенности, о взаимопомощи и взаимовыручке. 

     

      Я не буду болтать о том, чего нет. Нет явления-нет предмета обсуждения. Та минимальная одна тысячная процента бросающихся на помощь настолько мала, что никак не влияет на статистику. 

     

      Я хочу напомнить о простой, обыкновенной, будничной и такой естественной жалости. Мне всегда и всех жаль. Мне жаль маму, папу, детей, жаль обманутого, жаль уволенного, жаль ограбленного, жаль болеющего, жаль одинокого, жаль уставшего. А убитого, искалеченного и потерявшего родных мне не просто жаль, я страдаю и наживаю рубцы на сердце. Я помню себя ребёнком, я помню котлован, в котором утонул мальчик, я помню дворовых детей и нашу детскую скорбь. Мы приходили к котловану каждый день. Мы стояли в печали и сопереживали горю чужой мамы. И даже когда на месте котлована вырос дом, мы не забыли эту трагедию и наше детское горе. Оно с нами осталось на всю жизнь. Я помню, как мы жалели одноклассника, у которого умерла мама. Он был неприкосновенен, а мы были деликатны. А у другого мальчика папа погиб в шахте, и мы были с ним солидарны и даже уважали его за то, что он рано познал горе. Мы жалели учительницу, которая всегда пачкала мелом очки, мы не смеялись над ней. Мы жалели некрасивого директора, за то, что он директор, а у него торчат уши. Мы давали конфеты техничке, полагая, что она беднее нас. Мы жалели мужчину без руки и всех, без исключения, бабушек. Мы были жалостливыми. Мы были маленькими, затем юными, но уже состоявшимися личностями. 

     

       Жалость-это свойство личности, без личности не возникает чувство жалости. У животных оно отсутствует. У современных людей тоже. А это значит, что мы теряем свойства личности, мы звереем. Жалость относится к простейшему, элементарному проявлению таких чувств и эмоций, как дискомфорт, печаль, грусть, сожаление, страх. Жалость свойственна детям, но почему-то не свойственна взрослым. Выходит, взрослея, мы теряем свойства личности?Что-то или кто-то нас уродует? 

     

       Возникшее чувство жалости-это проекция ситуации на свою собственную жизнь, жалеющему хотелось бы, чтобы к нему отнеслись так же в случае беды. Но жалость не возникает. Мы, помимо, свойств личности, теряем и инстинкты? Мы уверены, что с нами такого не случится? Уж мы то не заслужили? Кто-то притупляет нашу бдительность, обезоруживая нас. Когда мы жалеем, мы демонстрируем небезразличие, сочувствие, отбираем немного чужой боли, надеемся облегчить чужие страдания, сглаживаем чужую обиду.

    Жалость человеку нужна, особенно в безвыходной ситуации, когда нет возможности помочь или всё исправить. Жалость-это проявление доброты, а доброта делает нас личностями, а личность людьми. Другие люди ждут от нас жалости, порой ищут её. "На миру и смерть красна" - это о том, что трудности легче переносить среди людей, особенно, если трудности во имя и ради других людей, особенно, если эти люди ценят и понимают эту жертву. 

     

       Чувство жалости не поддаётся контролю, оно спонтанно, оно естественно, как чувство материнства и чувство любви. Но его, чувства жалости, нет. 
    Современные психологи любят ругать жалость, убеждая нас, что жалость унижает человека. Этим утверждением психологи ставят знак равенства между безжалостностью, бессердечием и бессовестностью. Они уговаривают не жалеть, если не намерены помогать.

     

       Но помощь-это реализация чувства жалости, без жалости не возникает желание помочь. А без совести не возникает жалости. И вот нам предлагают "отбросить эмоции в сторону". Причем, этот призыв нас настигает всюду. А ведь, жалость-чувство уровня инстинкта. И её нет. Простейшего, не затруднительного, не обязывающего, в общем, ни к чему чувства нет. Я не знаю, куда оно делось. Как удалось его вытравить, выжечь калёным железом, задавить, заглушить, забить так, что если жалость когда-то и вспыхнет, то мы стыдимся её, как чего-то непотребного и убогого. Мне кажется, что жалость атрофировалась от трусости и лени. Люди стали трусливы настолько, что боятся позволить себе жалость. 

     

       Если открыть своё сердце и впустить туда чужую боль, то придётся много думать, впечатляться, напрягаться, как-то реагировать, что-то делать. А первые порывы всегда благородны, вторые обременительны, а третьи уже вызывают сожаление. Особенно возмущает то, что соотечественники жалеют насильника, убийцу, вора, но только не их жертву. Но ошибка считать эту уродливую эмоцию жалостью. Это ничто иное, как попытка оправдаться. Из трусости. Намного безопаснее обвинить слабую жертву, чем сильного злодея.

     

       На тёмной стороне намного более комфортно - на тёмном фоне не видны собственные пороки. Отсутствие морального барьера снимает ответственность за происходящее.

     

       Так и родилось современное: "жертва сама виновата". Барьер снесён, вырван с корнями. В голове, как в морге, гуляет ледяной сквозняк. Глаза акул зияют мертвенной пустотой по бокам серой плоской головы.

     

       И нет смысла показывать этой серой плоской голове убитых детей, искалеченных мужчин, голодных стариков и огромные кладбища. Голова не рефлексирует, не отзывается, даже не водит тёмными точками. 

     

      Голова трусит и не впускает в свою черепную коробку плохие новости. В пустоте гуляет ледяной сквозняк. 

     

      А посему, вопреки всеобщим убеждениям, считаю, что жалость свойственна сильным личностям, сильным и щедрым, способным делиться своими нервами, слезами, а если надо, и кровью. 

      Никогда не думала я, что буду писать об обыкновенной жалости как о подвиге... Звереем... 

    Редактор "Народного Журнлаиста"

4

Комментарии

5 комментариев
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный14 ноября 2017 г.+3
    Люди, которые смотрят все серьезное в разделе шоу, рано или поздно подсознательно перестают относится к этому как реальности. бывает, что документальные репортажи иногда включают их разум. Но, после репортажей опять идут шоу. Некоторые и войну воспринимают только как кинематографический и литературный жанр. Интересно, требует много попкорна. И, о, кощунство, к этому привыкают, мозг требует продолжения "сериала". Интересно ведь. Здесь нет сострадания и жалости - здесь хуже - выращенное потребительство. Это страшнее равнодушия и отсутствия сострадания о котором пишет автор. Здесь антисострнадание, продукт капиталистического воспитания и потребительской дрессировки. Есть, конечно, много добрых и отзывчивых.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский15 ноября 2017 г.
    Прямо-таки ода жалости. Налицо подмена понятий. Жалость не имеет никакого отношения к состраданию и милосердию, она есть их суррогат. Жалость - свойство одноразовой души человека, к слову, ею обладают и высшие животные. А сострадание и милосердие - качества бессмертного духа человека. Поэтому жалость проявляют те, кто живёт исключительно животной душой, т.к. их бессмертный дух ею парализован. Жалость унижает, как жалеемого, так и жалельщика, она их обессиливает и превращает в духовных ничтожеств. Окромя того, жалость заразна, она поражает общество так же, как и обычная инфекция, передающаяся воздушно-капельным путём. Вывод: избавляемся всеми силами от позорной жалости и взращиваем сострадание и милосердие. Ибо жалеть всех и вся может любой никчёмный обыватель, коих миллиарды, а вот могущих оказывать сострадание и милосердие на этой планете столько же, сколько и кот наплакал.
    • Народный Журналист
      Народный Журналист15 ноября 2017 г.
      Вы внимательно читали статью? Там пишется, что жалости не наблюдается вообще, а вы про инфекцию.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский16 ноября 2017 г.
    Люди не изменились, они по-прежнему жалостливы, сентиментальны и слезливы. Что не есть хорошо. Почему они стали меньше помогать попавшим в беду? Потому что стали менее сострадательны и милосердны. Сострадание и милосердие предполагает взятие всей полноты тягот несчастного человека на свои плечи. Т.е. оказание полной помощи. Жалость же – это суррогат сострадания, его отрицательный полюс. Жалость только вредит как жалельщику, так и жалеемому. Жалостливые люди наносят больше вреда Эволюции, чем уголовные преступники. Вы пишите: «Жалость-это свойство личности, без личности не возникает чувство жалости». Так точно, жалость это свойство личности, т.е. свойство одноразовой души человека, но не его бессмертного духа. А цель существования человека подчинить душу своему духу. Душа – рабыня духа. Если человек живёт только душевными качествами, а дух его парализован, то он - говорящее животное, жа
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский16 ноября 2017 г.
    жалостливое, доброе, бесчестное…, не ведающее что оно творит. Далее: «Жалость-это проявление доброты, а доброта делает нас личностями, а личность людьми». Да, жалость – это проявление человеком доброты, которое делает из него человекообразного слизняка, ярого вредящего Эволюции. Ибо доброта не есть благо, она есть суррогат Справедливости. Добрые люди творят т.н. добро за счёт отнятия благ от других членов общества. И вообще, т.н. зло – это преувеличенное добро. «Чувство жалости не поддаётся контролю, оно спонтанно, оно естественно, как чувство материнства и чувство любви». Сравнивать мерзкую жалость – душевное качество неразвитого человека с Любовью, - наивысшим духовным качеством человека?! Если вы не понимаете таких элементарных азов человеческой психики, то это не моя вина, а ваша беда. Правы психологи, цитирую вас: « Они уговаривают не жалеть, если не намерены помогать». Истинно так