Таджикскую общественность взорвала так называемая «проблемная» статья Сергея Пономарева в «Комсомольской правде»: «Таджикистан: из советского прозябания в светлое будущее». Речь в ней о том, как все хреново в нынешнем Таджикистане – что впрочем не великое открытие: во всех постсоветских республиках сегодня не ахти как хорошо.
Негодование таджиков – и не только их – вызвала первая главка этой статьи: «Собрался я на родину, блестят «котлы» наручные»:
«В самолете из Москвы в древний Ходжент из славянских лиц светит разве что моя единственная физиономия. В остальном сплошные Равшаны и Джамшуты. Таджикские гастарбайтеры как будто отоваривались в одном контейнере на подмосковном рынке. Серая трудовая масса переоделась в дешевые китайские джинсы, фальшивые кроссовки. Кто там, в родной сторонке, будет сверять иностранные буквы? Скажут: «Какой красивый туфля!» Чем ярче – тем лучше…
Многие вертят дорогие планшетники и коммуникаторы, достают из клетчатых сумок замысловатые девайсы и гаджеты. Но приглядишься – ба! Дорогущие-то изделия серой сборки. Явный дешевый фальшак!..
На запястьях у всех огромные часы-«котлы» с позолотой цыганского золота. Чтобы все видели: возвращается домой не абы кто, а уважаемый, состоятельный человек.
Солнечные зайчики, отразившись от «котлов», прыгают по всему салону и сверкают в золотозубых улыбках таджикских девушек-красавиц, которые успели переодеться в туалете в традиционное платье-курту и штаны-изор. Ай как хорошо, как красиво!
Кстати, кто не знает, Равшана – это женское имя в Таджикистане. А Джамшута здесь и вовсе нет. Однако с легкой руки авторов комедийного скетчкома всех таджиков поголовно у нас зовут именно так. Что ж, не буду нарушать традицию…»
Это можно было б счесть претензией на остроумие, если бы сквозь все не било острое, захлебывающееся в иллюзии своего национального превосходства желание унизить чужую нацию. Комсомолка – газета с будь здоров каким авторитетом, и потому такой полив с ее страниц не мог не содрогнуть ее таджикских – и не только – читателей.
Неужто славяне скатились до дремучего нацизма, не просто потешаясь над какими-то, может, и впрямь смешными чертами прежде братского народа, но поливая ощутимым ядом весь этот народ?
Но мне сдается, что хоть автор статьи и назвал свое лицо славянским, из него торчит что-то иудейское, иудино, связанное с древним заветом иудеев морально и физически давить любой другой народ. Русские в глазах таких «иудеев» уже получили достаточно по морде, теперь надо стравить их с другими нациями – как это уже превосходно получилось в русско-украинском конфликте. А далее – везде: поссорить нас с узбеками, казахами, азербайджанцами, молдаванами – про которых, возможно, в портфеле «КП» уже лежат статьи, подобные этой вот пономаревской.
Кстати сказать, трясущихся у Стены плача евреев, развевающих по ветру их сальные косички, можно в духе Пономарева высмеять и похлеще. Но это уже будет международный скандал: евреев у нас трогать не моги! И то, что таджиков трогать позволительно, ответ не прилетит – придает мнимому славянину Пономареву особо отвратительный кураж. Вся остальная его статья – как бы прицеп к паровозу первой главки; и такое ощущение, что все написано сугубо ради этого паровоза, дымящего эдаким национальным превосходством.
…Я в свое время тоже проехал весь Таджикистан вдоль и поперек, побратался с иными его жителями, самым выдающимся из которых для меня стал памирский мудрец и целитель Насреддиншо Джололов. Он не стеснялся говорить о бедах и пороках его родины, а я не стеснялся описывать их в своих статьях.
Но у меня и в мыслях не было как-то обгадить всю нацию, доверчиво открывшую мне свою душу. Я искренне болел ее болячками – и искренне восхищался ее мудрецами, звавшими из тьмы к свету. Писал против таджикских национал-идиотов – и за таджикский народ и его светочей, наделенных великой искрой Божьей, близкой всем народам на земле. И в ответ всегда встречал только спасибо со стороны таджиков: «Как ты их верно описал, воткнул фитиль им куда надо!»
Это я к тому, что шквал возмущения таджиков, вызванный статьей Пономарева – вовсе не местечковая обида на некую «объективную критику» центрального арбитра. Нет, это стихийный протест против стравливания русских и таджиков – когда-то уже стравленных на моих глазах эмиссарами, работавшими на развал СССР. Да, русские в Таджикистане тогда пострадали страшно на волне безумия, которое в доверчивом народе было посеяно такими вот Пономаревыми из ВВС и «Радио Свобода». А следом и все таджики страшно пострадали в братоубийственной гражданской войне, унесшей жизней больше, чем Великая Отечественная.
И сегодня народ Таджикистана, страдающий от многих своих бед, не хочет нипочем повторения чудовищного заворота мозгов начала 90-х на почве таких национальных унижений, как в статье Пономарева.
Комментарии