Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Что общего между Мариной Цветаевой и нынешними белофанатами?

  • Великая русская поэтесса Марина Цветаева всей душой была на стороне белых во время Гражданской войны 1918-21 гг. Это при том, что всю войну она прожила в Москве, получая в те голодные времена от красных академический продуктовый паек, не позволивший ей с дочерью умереть от голода. Причем муж ее, Сергей Эфрон, воевал в это время на стороне белых.

    Так что общего в свете этих фактов между Цветаевой и нынешними фанатами белого движения? Общее то, что их любовь носит исключительно мечтательный, идеализированный характер. Они влюблены в выдуманный образ белых, благородных рыцарей, ничего общего не имеющий с реальными белыми и их делами. Вот, что о представлениях Цветаевой пишет поэт Миндлин, живший у нее на квартире в Москве в это время:

    «На крылечке мы много беседовали с Цветаевой о белой армии. Никогда она белой армии не видала, на земле, занятой белогвардейцами, не жила, и у нее сложилось какое-то фантастическое представление о белых.

    В ее представлении, на знаменах белой армии были написаны имена Пушкина, Блока, Россия, братство, любовь, рыцарство, христианская милость в сочетании с героизмом, святость, народность, доблесть, девственность, благородство. Все, во что она верила, все, что было дорого ей! А я рассказывал ей о том, какой видел эту белую армию на Украине и в Крыму. Рассказывал об офицерских пьяных разгулах, о расстрелах и грабежах, о попойках буквально на костях и крови, о целых табунах спекулянтов, о таких бандитах, как генерал Шкуро. Цветаева слушала, бледная, курила, отдувала от себя дым, склоняла голову на плечи и… верила. Да, верила, что все так и было, как я ей описывал. Но, вынув изо рта папиросу, тихо, чуть ли не шепотом говорила, что настоящей белой армии я не видел. Та, о которой я рассказывал, это, мол, другая белая армия, не настоящая, это армия презренных изменников, падших людей России. Будто бы есть и другая армия – святая, борющаяся за Пушкина и за Блока, за русский язык и свободу, за рыцарство и любовь. Какая? Где? Она выдумала ее себе. Эта выдуманная ею белая армия жила только в ее воображении».

    Так и нынешние белодельцы верят в некую идеальную, благородную армию, ничего общего не имеющую с реальной, начавшую свой "боевой" путь со зверских расстрелов пленных и убийств раненых, вырезая в захваченных населенных пунктах целые госпиталя.

    В связи с этим мне вспоминается и другой русский писатель – Пришвин, который, как и Цветаева, провел Гражданскую войну на территории красных, с нетерпением ожидая прихода белых. В 1919-м они таки году захватили городок, в котором он тогда проживал. Для Пришвина долгожданный приход белых чуть было не закончился печально: белые едва его не расстреляли, приняв за еврея. После этого эпизода он белых больше не ждал и иллюзий на их счет, подобно Цветаевой и нынешним белодельцам, не питал.

     

    Владимир Стечкин

9

Комментарии

1 комментарий
  • Александр Росляков
    Александр Росляков5 марта 2016 г.+3
    Поэт, наверное, и должен жить отчасти в стране грез, дабы иметь, куда стремить души прекрасные порывы – в духе того, как Цветаева и Ахматова воображали своих мужей-белогвардейцев. Но восхваление сегодняшними обывателями белого движения – это обратная сторона похаяния «поганого совка» и оправдания собственного свинства. Дескать если «совок» – поганый, мне уж все позволено: красть, лгать, – это все равно в тысячу раз чище и лучше, чем тот «совок». А коли еще мой кумир – гламурный поручик Голицын, я вообще не обязан перед этим наследственным совковым быдлом совесть иметь!