Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Немецкие дети мечтают о коммунизме

  • Пока передовые ряды туповатой, но преисполненной энтузиазма российской либеральной тусовки не спят ночами, думая, как бы избавиться от «проклятого совка» (отстали от жизни на четверть века и не знают, что Советского Союза давно уже нет), немецкие дети мечтают когда-нибудь пожить при коммунизме.

    В одной немецкой гимназии, в 6-м классе, на уроке социологии проходили знаменитую «Утопию» Томаса Мора. Ознакомив учащихся с принципами обустройства идеального общества, начертанными в XVI веке великим англичанином, учительница предложила им письменно выразить свое мнение – хотели бы они жить в такой Утопии и возможно ли построить на Земле такое общество.

    Практически все гимназисты единодушно ответили, что общественное устройство и принципы жизни, представленные в «Утопии», им очень нравятся и что они хотели бы жить в стране, похожей на Утопию. Построить такое общество, по их мнению, хотя и трудно, но возможно. Все люди должны собраться, договориться, объединить усилия, как следует потрудиться и т.д.

    Однако общество, придуманное Томасом Мором – самое что ни есть коммунистическое. Главный признак – в нем отсутствует частная собственность, порождающая раздоры и неравенство между людьми; именно ее отсутствие позволяет утопийцам быть друг к другу по настоящему человечными, добрыми и отзывчивыми. Да и вообще, заявляет один из героев книги, «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел».

    Деньги внутри Утопии не употребляются – они используются только для обмена при международной торговле (надо ли говорить, что эта торговля является государственной монополией). В стране имеется всеобщая трудовая повинность; главной обязанностью выбранных правителей страны, «отцов», заключается в наблюдении за тем, чтобы все были при деле и «никто не сидел праздно». Население распределено по острову равномерно, а если где-то возникает переизбыток или, наоборот, нехватка людей, то они уравниваются путем массовых переселений. Правилом хорошего того считается всегда быть на виду у всех, «проводить время в привычной работе и благопристойном отдыхе». Работают утопийцы всего по 6 часов в день, остальное время отдано занятиями науками и искусством. Преступников в Утопии не казнят, не морят в тюрьмах, а заставляют трудиться на благо общества.

    Нетрудно заметить, что Утопия является куда более «тоталитарным», чем многие из реально существовавших коммунистических режимов. И тем не менее немецкие гимназисты, по-детски наивные в социологии и истории, едва ознакомившись с моделью коммунистического общества, тут же изъявили желание в нем жить!

    Но еще удивительнее другое: учительница, которая прежде вдохновенно вещала ученикам о том, какие жуткие, тоталитарные и диктаторские порядки были в ГДР и в СССР – эта самая учительница отнеслась к ответам детей положительно и выразила полную поддержку их светлой мечте. Мечте о счастливом обществе всеобщего равенства, без частной собственности и классов, без эксплуатации человека человеком, со свободным коллективным трудом во имя всеобщего блага.

    Именно от таких книжек как «Утопия» или «Город Солнца» Кампанеллы, да и от многих других, вплоть до платоновских диалогов, развилось течение утопического социализма. Адепты его, подобно нынешним немецкий школьникам, мечтали построить идеальное общество постепенно, мирно, на основе правильно организованного труда и справедливого распределения. Это уже потом Карл Маркс подробно и обстоятельно разъяснил, что путь к светлому будущему пролегает через горнило революции.

    Примерно это и сказала на том уроке моя дочь, никогда имени Маркса не слышавшая. Но даже отрывочных знаний об истории, революциях, о различиях между коммунизмом и капитализмом хватило ей, чтобы охладить пыл одноклассников: «В условиях капитализма построить такое общество, как в Утопии, невозможно. Капиталисты найдут способ подавить тех, кто попытается это сделать. Ведь на строительство нужны деньги, а деньги у капиталистов и банкиров – разве они дадут их тем, кто хочет создать мир без частной собственности и без денег? Если вы хотите жить в Утопии, вам придется сначала убрать капитализм, а это возможно только через революцию и войну».

    В классе поднялся шум. Мечтательные одноклассники стали упрекать мою дочь в том, что она де кровожадна, хочет войны и т.п.

    – Да не хочу я никакой войны, – возразила дочь, – мне и при капитализме неплохо живется. Это вам хочется в Утопию – ну так надо считаться с тем, что вы никогда не попадете туда, если не устроите революцию.

    Учительница, у которой при одном упоминании о капитализме беспокойно забегали глаза, поспешила мягко, общими фразами и призывами уважать чужое мнение завершить дискуссию.

    Ее замешательство понятно: дети стихийно подошли к одному из самых трагических и неразрешимых противоречий общественного бытия. В истории путь от худшего к лучшему нередко идет через предварительное полное разрушение худшего, причем в этот самый период разрушения худшее может вдруг смениться не на лучшее, а на еще более худшее. Как известно теперь с высоты исторического опыта XX века, этот «переходный период» порой может длиться сколь угодно долго, и при этом еще не факт, что вожделенная цель, ради которого и началось разрушение старого, вообще будет когда-то достигнута. Рано или поздно немецкие дети это поймут (не разумом, так классовым чутьем) и их стремление попасть в Утопию существенно ослабеет.

    Тем не менее сам факт, что немецкие гимназисты при первом же знакомстве с описанием коммунистического общества тут же изъявили желание в нем жить и даже его строить – весьма примечателен. Видимо, стремление жить по правде, по справедливости, в равенстве и в совместном труде на общее благо – это заложено в самой природе человека. Перефразируя приписываемую Тертуллиану фразу, допустимо сказать, что душа по природе коммунистка.

    Но ведь и между христианством и коммунизмом есть немало точек соприкосновения. Неспроста Томас Мор упоминает, что христианские миссионеры, проникнув в Утопию, добились там значительных успехов, что было обусловлено сходством порядков, царивших у утопийцев, с принципами первой апостольской общины.

    И не зря у Блока Христос идет по Петрограду с красным флагом!

    Идеи коммунизма живы и рано или поздно заявят о себе вновь. Подавить их, выбросить из человеческой культуры, из истории – нельзя. Недаром ведь даже в немецкой гимназии, идеологически заточенной на антикоммунизм и на утверждение незыблемости нынешних порядков, учительница все-таки знакомит учеников с чарующей книжкой Томаса Мора, вольно или невольно пробуждая в них мечту о светлом будущем.

     

    Muennich

7

Комментарии

9 комментариев
  • Александр Росляков
    Александр Росляков3 ноября 2015 г.+5
    Человечество тысячелетия считало, что выйти в космос ему не по зубам – однако своей звездной мечты не оставляло. И в результате все-таки через многие тернии вышло к звездам. То же самое я бы отнес и к мечте о коммунизме, тернистый путь к которому оказался трудней, чем к звездам. Но раз мечта об этом несбыточном строе тоже свербила издавна лучшие сердца – авось когда-то мы завоюем и этот земной космос.
    • Жанна Дадэрко
      Жанна Дадэрко4 ноября 2015 г.+1
      Полностью согласна с вами. И путь туда не должен лежать через войну и истребление. Будем верить что мы сапиенсы и мы договоримся. Даже сейчас ведь существуют коммуны.
  • Владимир  Криворучко
    Владимир Криворучко4 ноября 2015 г.+2
    Может,и завоюем.Но-может..."Только,вот,жить в это время прекрасное уж не придётся ни мне,ни тебе"...А хотелось бы посмотреть хотя бы одним глазком.Сколько жизней прекрасных отдано за эту идею!!!!Неужто зря?Неужто победил подслеповатый бухгалтер в ермолке со счётами подмышкой Человека,который хочет смотреть в телескоп на звёзды?
    • Жанна Дадэрко
      Жанна Дадэрко4 ноября 2015 г.+4
      И сейчас есть люди которые ищут идею. Посмотри сколько людей верят разным пророкам, уходят в секты, жертвуют всем, уходят даже в ИГИЛ. Энергия таких людей должна быть правильно направлена. Надо говорить надо искать.
  • Александр Марков
    Александр Марков12 ноября 2015 г.
    Современный мир представляет собой единую глобальную систему, уровень интеграции в которой постоянно растет. И в будущем мировая финансовая, информационная, социальная и энергетическая система будет представлять собой одну большую... коммуну. И оптимальной системой управления мировой финансовой, информационной, социальной и энергетической коммуной будет, конечно же, коммунизм. ➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/33/10720/-
    • Владимир  Криворучко
      Владимир Криворучко12 ноября 2015 г.
      Маркс в «Капитале»: «С целью рассмотреть объект нашего исследования во всей полноте, свободным от искажающего влияния побочных обстоятельств, мы представим весь мир в виде одной-единственной нации и предположим, что капиталистическое производство установлено повсеместно и во всех отраслях промышленности». Вы,как и Маркс,исключаете из описанной Вами модели фактор, который является принципиально необходимым для существования той системы, которую описывает модель. Ибо цикл расширенного воспроизводства не может быть замкнут только благодаря труду занятых в нем рабочих, за счет их прибавочной стоимости. Для него необходимо непрерывное привлечение ресурсов извне капиталистической системы (из деревни, из колоний, из «третьего мира»). Дело никак не ограничивается «первоначальным накоплением», оно не может быть «первоначальным» и должно идти постоянно. Данное противоречие разрешалось не путем рас
  • Владимир  Криворучко
    Владимир Криворучко12 ноября 2015 г.
    .... распространения капитализма из центра на весь остальной мир, а путем превращения слабых стран в свою периферию, в дополняющую экономику.
    • Александр Марков
      Александр Марков13 ноября 2015 г.
      "Вы, как и Маркс ... ... в дополняющую экономику." В конце моего сообщения помещена ссылка на статью автора Александра Рослякова (3го ноября). Ссылка по моей ошибке не была взята в кавычки,- каюсь, но полностью с ней согласен. А вот с замечанием по её содержанию не согласен. Жизнь как и время не может стоять на месте, и любая система, обслуживающая человека, вне зависимости от её качества постоянно модернизируется.
      • Владимир  Криворучко
        Владимир Криворучко14 ноября 2015 г.
        Я Вам не собирался делать замечание.Как и другим : спаси и сохрани!Сейчас народ ,благодаря Чубайсу настолько раскован,получил такую свободу,которая прёТЬ и прёТь во все щели.Я просто высказал СВОЁ мнение.Вы не согласны—и прекрасно!Раньше,пишут,например,либералы,такого,как я,уже давно бы Сталин или расстрелял(а то и съел),или кайло в руки дал.Ну,дал бы и дал.Я такое уже прошёл и узнал,так жил,что меня,как ЛЮБОГО ЕВРЕЯ,хрен чем испугаешь.Жизнь-она не стоит на месте,это точно.Спорить не буду,Я тоже начитался и теперь кое в чём с г-ном Мордахеем кац Кацнеленбогеном не согласен.Но,заметьте,уже после того,как я кое-кого почитал.Своих-то мыслей..нет.И ещё.А.Росляков никакую статью 3 ноября не публиковал.Или я ошибся?Плохо смотрел?Ну.да ладно.жизнь,говорят,прекрасна и удивительна.Всё во имя человека и для человека.И я даже знаю имя этого человека.А сегодня—именА"(он не один).