Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Китайский «Один пояс – один путь» – что ждет Россию в его железных путах?

  • В Рунете хором славят присоединение России к амбициозному китайскому проекту «Один пояс – один путь». Якобы участие в нём принесёт нам огромные бонусы в виде оживления национальной экономики. И попутно похоронит американский проект глобализации, от которого Российской Федерации достались одни беды.

    Словом, Он снова всех переиграл.

    Это, разумеется, не первый случай нашей «глади на бумаге». Но самый дорогостоящий, если смотреть на отдалённые последствия для страны. И самый дешёвый, если прикинуть обещанную цену за превращение нас в китайского вассала.

    Хотя на первый взгляд всё хорошо – и даже еще лучше. Китайцы вкладывают деньги в строительство транспортной инфраструктуры на территории стран-участниц проекта. Новые коридоры связывают Поднебесную с потребителями в Западной Европе и Центральной Азии, уменьшая стоимость и сокращая сроки доставки товаров Made in China конечным покупателям.

    Как во время строительства, так и в процессе эксплуатации дорог в странах-транзитёрах расцветают различные бизнесы – сервисные, транспортные, ремонтные, складские и проч. Далее позитивные эффекты распространяются на смежные сектора экономики, и в конце концов на всей протяжённости «Пути» строятся новые заводы, города и логистические центры.

    Попахивает Маниловым? Да. Подобные сладкие мечты не учитывают суровых реалий китайской экспансии. Довольно отчётливо их уже можно наблюдать в Лаосе, который одним из первых позволил втянуть себя в этот путеводный проект.

     

    Девственные джунгли Лаоса плачут от китайских инженеров, проектирующих очередной участок 400-километровой железной дороги, которой станет частью транзитного коридора к Индийскому океану. Огромные китайские самосвалы, экскаваторы и грейдеры сметают всё лишнее на своем пути, оставляя за собой буквально выжженную землю. Сделанные в КНР многотонные миксеры превращают китайский цемент в нужный дорожникам бетон. Песок для него, правда, местный.

    На стройке трудятся около 10 тыс. рабочих. Излишне говорить, что почти все они – китайцы. Локальные власти надеялись, что масштабный строительный проект улучшит ситуацию с занятостью в регионе. Но китайским подрядчикам не подошла местная рабсила. В итоге более-менее неплохо идут дела лишь у тех, кто сумели найти своё место в обслуге китайских строителей. Например, сутенёры и их «живой товар» все же получили кусочек от китайских инвестиций в дорожную инфраструктуру Лаоса.

    Прочим не перепало и этого. А некоторые оказались и вовсе в проигрыше. Так местным фермерам, по чьим землям должна пройти строящаяся магистраль, обещали компенсацию – примерно по 10 долл. за каждую сотку земли (рыночная её стоимость составляет в среднем 100 долл.). Но не выплатили даже таких крох: власти просто приняли закон, аналог которого в России называют «сочинским».

    Но если для Лаоса «Новый шёлковый путь» означает всё же какой-никакой приход цивилизации, то для России подключение к дорожному проекту Китая несёт целый ряд дополнительных минусов.

    Во-первых, оказывается в пролёте Транссиб, для которого северный транзитный коридор – прямой конкурент. Во-вторых, из-за жёстких требований китайской стороны о 100-процентном использовании собственных материалов и оборудования, ничего не выгадают от проекта российские производители товаров-аналогов. А скорее всего, банально проиграют в конкуренции китайцам, для которых «Путь» ещё шире распахнёт двери на новые рынки, в том числе наши. В-третьих, бремя эксплуатационных издержек должна будет нести российская сторона, а до распределения прибылей дело дойдёт лет через 10-15 по оптимистичным прогнозам – и через 50 по пессимистичным.

    Наконец, прокладка «Нового шёлкового пути» неизбежно и увеличит экономический и геополитический вес КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России в регионе объективно будет сокращаться. Собственно, китайский проект уже сейчас многие называют аналогом «Плана Маршалла» для Евразии. Благодаря этому плану, напомню, 70 лет назад США получили колоссальное влияние на страны Западной Европы, которые стали по сути послушными сателлитами Америки. Это влияние сохранилось и до сих пор.

     

    В рамках «Плана Маршалла» США вложили в европейские государства свыше 13 млрд долл. (примерно 140 млрд долл. в современных деньгах). Китай сулит странам-участницам почти 1 трлн долл. И обещает второй по масштабу инвестиционный пакет России (первый всё же достаётся Индии, которая торгуется более умело).

    Но обещать – не значит жениться. К настоящему времени Китай вложил в «Новый шёлковый путь» лишь около 50 млрд долл. Не вполне ясно, откуда КНР, сталкивающаяся с экономическим замедлением и оттоком капитала, возьмёт оставшиеся 950 млрд долл. в ближайшие 3,5 года. Китайские госбанки и так обременены токсичными долгами, а масштабная денежная эмиссия Народного банка Китая очевидным образом противоречат задаче сохранения за юанем статуса мировой резервной валюты.

    Но даже если какие-то финансовые потоки со стороны Китая и направятся в ближайшие годы в Россию, нет никаких сомнений в том, кто станут основными бенефициарами амбициозного китайского проекта.

    У всех на слуху имена тех наших молодцов, что ловчее других осваивают инвестиции на гигантских стройках. Вот только стоят ли заработанные ими новые миллиарды неизбежного превращения России с помощью железных китайских пут в китайского болванчика – да ещё так занедорого?

     

    А.Нальгин

8

Комментарии

8 комментариев
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр16 мая 2017 г.+1
    Грядет следующий ХПП - "шелковый путин"
  • Жанна Дадэрко
    Жанна Дадэрко16 мая 2017 г.+1
    Единственная страна способная покорить Россию Китай. Невидимой сетью он опутывает весь мир. Их цивилизация более старая чем наша и своим терпением и настойчивостью они удивляют весь мир. Опасно.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий16 мая 2017 г.-1
      Жанна вы опасно мыслите. Русские древнее китайцев. Ну Вам как хохлушке это не понять.
      • Сергей Жуков
        Сергей Жуков16 мая 2017 г.
        "Мы склонны раздражать себя всякого рода утопиями. Мы охотно перескакиваем (только мысленно) через все препятствия, устраняем подробности процесса и заранее наслаждаемся уже концом еще не начатого дела. Система самовосхваления может быть причиною сновидений, бесспорно весьма приятных, но вместе с тем и пробуждения. крайне обидного" С.-Щедрин
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий16 мая 2017 г.+1
    Шёлковый путь" - это убийство России. Но так сделано что не догадаешся что ело в 500 миллиардах китайских теньгах.
  • Pol Polit
    Pol Polit16 мая 2017 г.-1
    Народу не нужны никакие инвестиционные проекты, потому что деньги у него возьмут сейчас, а выгоды не дадут никогда.
  • Марат Телемтаев
    Марат Телемтаев17 мая 2017 г.+1
    Мы не Лаос. Для нас масштабы преобразований во славу Китая будут больше.