Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Экономика российского кино или «голливудский минимум»

  • Мы на самом деле плохо представляем себе степень «прогиба» родной власти перед «ненавистным Западом» – мировые монополии с нами в самом деле не церемонятся.

    Буквально под Новый год я узнал о весьма неприятном сюрпризе, который припасли для всех жителей моей родной московской окраины заботливые московские власти. У нас закрывается кинотеатр «Киргизия». «На реконструкцию». Никаких сроков этой реконструкции не обозначено, и в общем, все понятно – есть печальный опыт: другой кинотеатр по соседству, «Саяны», тоже вот так закрылся «на реконструкцию» лет 10 назад – и с тех пор всё «реконструируется» (а на самом деле просто стоит, обнесенный глухим забором, как памятник «дорогой московской земле»).

    Очевидно, что такая же участь ожидает и «Киргизию». «Реконструкция» – это просто благостный эвфемизм закрытия, очевидно, за нерентабельностью.

    В итоге получается у нас во всем Перово-Новогиреево – четыре спальных района, более полумиллиона жителей! – не остается вообще ни одного действующего кинотеатра. Вопрос: неужели среди полумиллиона московских потребителей нет столько любителей кино, чтобы обеспечить прибыльную работу хотя бы одного кинотеатра?!

    Речь-то ведь не о Консерватории какой-нибудь и не о музее абсурдистской живописи – а о самом что ни на есть массовом искусстве. И нате вам – кинотеатры вымирают!

     

    Но у нас есть целое Министерство культуры, которое среди своих задач открытым текстом объявляет «поддержку отечественного кино» и выражает озабоченность тем, что зрители, увы и ах, как-то плохо его смотрят. Каждый год принимаются различные «комплексы мероприятий», чтобы эту тенденцию переломить и каким-то образом повернуть зрителей от всякой иностранщины к просмотру своего родного.

    Однако задумаемся – а как российские чиновники, ответственные «за культурку», решают эту задачу? На самом деле – очень странным образом: через безмерное государственное дотирование производства картин. Государство не просто щедро «вваливает» в него миллиарды, но и, что уж совсем интересно, не требует от создателей никакого возврата средств, никакой окупаемости. Естественно, такой подход порождает полную безответственность и инфантилизм «творцов»: что бы они там ни засняли – денежки «освоены», а дальше хоть трава не расти.

    А как надо? Как сделать, чтобы люди с большей охотой шли на российские фильмы, когда рядом идут дорогостоящие голливудские блокбастеры?

    Ответ очевиден: надо, чтобы билеты на отечественное кино стоили значительно дешевле. Если билет на блокбастер Голливуда будет стоить 350 руб., а на те же «28 панфиловцев» 50 руб. – куда повалит народ? Снобов и идейных противников «Рашки» переубеждать не будем, просто признаем факт: естественно, на более дешевое. А если билет и на то, и на то стоит одинаково – выбор большинства зрителей, изыскавших в своем бюджете 350 руб. «на кино», будет очевиден: они пойдут на Голливуд.

    То есть если мы бы в самом деле хотели, не гнушаясь протекционизмом, обеспечить перелом тенденции – чтобы люди массово пошли на российские картины – самым эффективным было бы конкурировать по цене билета. То есть дотировать не производство (это в буквальном смысле деньги в бездну), а дистрибуцию картин. Механизм простой – государство на каждый купленный билет доплачивает кинотеатру за просмотр.

    Вроде бы не бином Ньютона. Все просто до безобразия. А что мы видим на деле? Что сама тема «конкуренции по цене билета» для всех наших чиновников есть натуральное табу. Минкульт ведет себя так, словно нынешний уровень цен на билеты в кино это какой-то священный текст на скрижалях и даже помыслить об их «сдвиге» невозможно!

     

    Но почему так? Ответ тут, по всей видимости, только один: тема «сдвига цен» – это и впрямь табу. Без шуток. Скорее всего, имеет место некий картель, навязанный всем национальным прокатным системам. Кто его навязал? Голливудские «мейджоры», кто ж еще. Разговор, по всей видимости, короткий: никакая «конкуренция по цене» с голливудскими картинами в легальном прокате просто недопустима. Чем могут пригрозить голливудские компании ослушникам? Да, по всей видимости, тотальным запретом на показ голливудских фильмов – весьма сильная угроза.

    Если принять это, кажущееся поначалу совершенно диким предположение – то сразу все встает на свои места.

    Уровень цен на билеты в отдельной стране – пусть даже это будет «строптивая» и как бы «антизападная» Россия – задает Голливуд. Что-то типа «не ниже такого-то эквивалента долларовой цены». И отечественные производители просто не могут продавать зрителю свои картины дешевле установленного.

    Вот поэтому у нас по всей стране хиреют и закрываются кинотеатры. Миллионы людей, не имеющие в своем районе кинотеатра – это реальность буквально на всей территории России. И все это – прямое следствие директивного ценообразования, чудом уцелевшего островка «плановой экономики». Только в данном случае – вот парадокс! – «госпланом» выступает для нас далекий Голливуд или, иначе говоря, транснациональная корпорация.

    Все дело попросту в том, что билеты на кино в России слишком дороги! 300-400 рублей за билет – это людям дорого. Именно поэтому я, как ни пойду в кино последние 10 лет, где угодно – в Чите, Москве, Пензе, Питере и т.п. – чаще всего сижу почти в пустом зале, вмещающем 100-200 человек. Должно быть 200 – а в зале едва 20.

    Особенно «смешно» это было в кинотеатре «Энтузиаст». Несчастные его владельцы – действительно, видимо, энтузиасты – пошли на риск: не стали перестраивать большой кинозал советского типа, разбивая его на маленькие зальчики вместимостью в 100 человек. Нет, они решили сделать максимально впечатляющим и комфортным сам просмотр в Большом зале: приобрели новейшее оснащение, купили суперэкран размером с 5-этажный дом, сверхвысокой четкости… Там действительно все было шикарно видно, я туда частенько ходил – и в зале на 1200 мест сидел в компании еще 10-15 зрителей…

    А потом «Энтузиаст», естественно, закрылся. Хотя в его случае сами бухгалтерские цифры просто криком кричали: надо продавать билеты в такой зал не по 300, а по 50, даже по 40 рублей – и тогда, если бы на сеансы собиралось не по 15, а по 500 человек, все, глядишь, и начало бы окупаться! Не говоря уж о том, что 500 зрителей и попкорна купят в разы больше…

    Но нет. Нельзя. Табу. «Энтузиаст», как и все прочие, стоически разорился – но не снизил цены ниже «голливудского минимума».

    Вот так заданный нам «сверху» уровень цен на билеты на глазах убивает сам российский кинопрокат. Скоро уже кинотеатры будут как консерватории – столь же редки. Напомню, что в СССР билетик в кино стоил от 10 до 50 копеек. Для «самого массового из искусств» больше и не должно быть.

     

    Алексей Рощин

10

Комментарии

10 комментариев
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков6 января 2017 г.
    Специалисту по производству пергамента тоже были недовольны, когда началось производство бумаги на фабриках. А потом пришла пора сокращения выпуска бумаги, когда многие ниши занял комп с инетом. Диалектика, закон отрицания отрицания
  • Александр Егоров
    Александр Егоров6 января 2017 г.+2
    Автор всерьез полагает, что зритель ходит в кино на экран посмотреть? А что на этом экране кажут его особо не волнует? Потому и пойдет толпой где дешевле. Это на базаре картошку ищут подешевле. И то, гниль и задаром не возьмут. Идут на великую режиссуру, оригинальный сценарий, игру гениальных актеров. Помню, как 2 часа стоял в очереди на Солярис в кинотеатр Россия (ныне Пушкинский), где две тысяча мест, а не 20, как в нынешних.
  • влад влад
    влад влад6 января 2017 г.+3
    всё верно .и не надо думать иначе .Более того -разрыв в качестве Российского и советского кино убеждает -наши творцы ,вчерашние жертвы советской цензуры финансово контролируемы дёлларом .Качество ниже плинтуса легко проплачивается .Цеинтеллигенция не конкурент западу, она продаётся .
  • Николай Иванов
    Николай Иванов6 января 2017 г.+1
    У нас в кинотеатре человек 5 обычно в зале, причина проста, плохое качество видео, громкий звук, видео походу с пиратских дисков крутят, а когда то при СССР залы ломились от людей. Спасибо дебилам из правительства за нашу счастливую жизнь. Боюсь в ближайшие лет 10 при таком президенте в России изменений не будет.
    • Pol Polit
      Pol Polit6 января 2017 г.-2
      "а когда то при СССР залы ломились от людей." ----- Потому что больше не было НИЧЕГО.
      • Александр Егоров
        Александр Егоров7 января 2017 г.+6
        Это точно. Ни Интернета, ни мобильных, ни компутерных игр не было. Не было и самих компутеров, также, как и тупых комментаторов не отрывающихся от клавы. Да, знаете, лучше бы всей этой дряни и не было вовсе.
      • Сергей Жуков
        Сергей Жуков7 января 2017 г.
        Это упрощенчество. Если не все, то многие говорят об изменении психологии нашего общества. Не осмелюсь погружаться в глубины сознания и подсознания, обращу внимание на то, что стали меньше писать писем. И-- только --телефонизацией не объяснить, стали более разобщенными. Так что проблема несколько сложнее
  • Циклон Б
    Циклон Б7 января 2017 г.+1
    Киноиндустрия в глобальном аморальном упадке , посмотрите на последние поделки хоть наши хоть голливудские сплошная чушь и чернуха , зато сериалы на высоте и у нас тоже есть довольно приличные .
    • Николай Иванов
      Николай Иванов7 января 2017 г.
      Сериалы только и спасают, из Голливуда одна зомбятина, что не фильм то про зомби.
  • ник чарус
    ник чарус7 января 2017 г.
    культура национальна-бескультурье космополитично! наступление кино и фотографии вызвало кризис изобразительного искусства-возникли мухоморы абстракционизма а потом цру и трансмонополии в борьбе с национальной культурой взяли на содержание абсолютно все поганки ...абстракционизм-рок-фэнтези-порнографию-гомосексуализм с целью разрушения традиционных национальных культур-скрепов... у богатырей было такое развлечение ударами по заклёпкам разбирать щиты противников...